Судья: Законов М.Н.
(дело №2-537/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шельпук О.С..,
судей Кривошеевой Е.В.,
Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Гилязовой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 05.05.2022, которым постановлено:
«Иск ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить.
Взыскать в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» с ФИО1 задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 7801, 65 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 8201,65 руб.
В удовлетворении встречного иска ФИО1 к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей – отказать…»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шельпук О.С.,
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье судебного участка № судебного района <адрес> с иском к ответчику ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 7801 руб. 65 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате государственной пошлине.
ФИО1 подано встречное исковое заявление, в котором с учетом его уточнения, просит взыскать с ответчика понесенные ею расходы в размере 30000 рублей за вывоз ТКО и ликвидацию несанкционированной свалки возле домовладений 94,96,98 по ул. Чапаева, 50000 рублей компенсацию морального вреда, а также взыскать неустойку в размере 657450 руб., проценты по ст. 35 ГПК РФ - 3713,10 руб., в пользу заинтересованного лица - для борьбы с фашизмом на Украине. Обязать ответчика выставить квитанции на оплату ТКО без задолженности, взыскать с ответчика в пользу ФИО1 за несоблюдение норм Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 50% от суммы, присужденной судом в размере 345582 руб. в пользу заинтересованного лица для борьбы с фашизмом на Украине, судебные издержки возложить на ответчика - мусорную компанию.
В связи с предъявлением встречного иска гражданское дело передано по подсудности в Чапаевский городской суд Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, встречные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального права.
После принятия решения судом первой инстанции и до рассмотрения апелляционной жалобы по существу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умерла, в связи с чем производство по гражданскому делу приостановлено до определения круга наследников после смерти ФИО1 на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что после смерти ФИО1 открыто наследственное дело, с заявлением о принятии наследства обратился сын ФИО1 – ФИО6, который в своем отзыве обстоятельство принятия наследства после смерти матери подтвердил, доводы апелляционной жалобы поддержал за исключением требования о взыскании компенсации морального вреда в пользу ФИО1, в связи с чем судебной коллегией принято определение о процессуальном правопреемстве, ответчик ФИО1 заменена ее наследником ФИО6
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. От ФИО6 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При отсутствии такой заявки и в соответствии с п. 8(17) Постановления № 1156, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступные способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, представляемые региональным оператором.
Установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» в качестве регионального оператора осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области в соответствии с заключенным соглашением с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурсного отбора.
С ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывает услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Чапаевск Самарской области собственникам помещений в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2018 г. № 641».
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети интернет ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, выводы суда о том, что договор на вывоз ТКО заключен посредством публичной оферты, являются правильными и судом правильно указано на то, что несмотря на отсутствие заключенного непосредственно с ФИО1 договора, истец не вправе отказать в услуге по вывозу мусора, осуществление которой предусмотрено законом.
Также, судом правильно сделан вывод о том, что согласно ст. 425 Гражданского кодекса РФ, оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуги потребителю, и вне зависимости от наличия письменного договора, поскольку обязанность по оплате коммунальных услуг возложена на собственника в силу закона.
Суд первой инстанции исходя из того, что порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление ТКО может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на всей территории Самарской области, утв. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228.
Установив, что ФИО1 в спорный период являлась собственником жилого помещения, площадью 63,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, на ней как на собственнике лежит обязанность по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО. При этом доказательств ненадлежащего оказания услуг по вывозу мусора ответчиком не представлено.
Региональным оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Самарской области является ООО «ЭкоСтройРесурс».
Порядок установления факта ненадлежащего оказания услуги по обращению с ТКО содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156, в силу которого составляется акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и направляется региональному оператору с требованием устранить нарушения.
Из представленного в материалы дела ФИО1 акта об обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор не вывозит твердые коммунальные отходы на придомовых территориях жилых домов <адрес> по <адрес> в <адрес>, данное обстоятельство удостоверено ФИО7, ФИО8 оглы, СмирновымМ.В., акт направлен оператору.
Между тем, доказательств направления в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» уведомления о составлении такого акта в соответствии с требованиями раздела VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1156.
Судебная коллегия отмечает и то обстоятельство, что данный акт представлен ФИО1 после предъявления к ней требований о взыскании задолженности, что расценивается судебной коллегией как избранная позиция и попытка уйти от обязанности по исполнению обязательств, возникающих у собственника в силу закона.
Ответом ООО «ЭкоСтройРесурс» от ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что по результатам выезда по адресам указанным в акте несанкционированного размещения отходов не установлено.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлены истцом ответчику надлежащего качества и в полном объеме в соответствии с выставленными ответчику счетами, с чем судебная коллегия соглашается.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения встречного иска ФИО1 у суда не имелось, поскольку факт оказания услуг ненадлежащего качества не подтвердился, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения производных требований в части взыскания неустойки и компенсации морального вреда.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо ООО «ЭкоСтройРесурс» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает лишь факт отсутствия несанкционированного размещения ТКО на придомовых территориях жилых домов <адрес> по <адрес> в <адрес>, и не является основанием для признания данного факта подтверждающим ненадлежащее исполнение региональным оператором обязанности по вывозу ТКО и как следствие несение АлиевойЛ.А. убытков по вывозу ТКО.
Разрешая требование о взыскании задолженности, суд первой инстанции руководствовался пунктом 148 (30) Правил № 354, в соответствии с которыми размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
Пунктом 16 статьи 72 Жилищного кодекса РФ, пунктом 148 (30) Правил № 354, в силу которых орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме, индивидуальном доме.
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
Статьей 12 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из того, что выставленные ответчику счета на оплату услуги сформированы истцом в соответствии с утвержденными нормативами накопления ТКО и тарифами.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 №95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 г. для населения в размере 598,16 руб./куб.м. с учетом НДС.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе Чапаевск, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 куб.м. в год.
Исходя из того, что истцом по первоначальному иску приведена формула расчета размера ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения ИЖС: площадь жилого помещения х норматив накопления ТКО: 12 (количество месяцев в году) х предельный тариф (598,16 руб./куб.м.), в соответствии Постановлением РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», из расчета которой размер ежемесячного платежа ответчика составляет 288,95руб.
Из представленного истцом расчета следует, что задолженность ФИО1 за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 7801,65 руб. Расчет задолженности основан на утвержденных тарифах указанными выше нормативными актами, не оспорен ответчиком. Поскольку доводы встречного искового заявления о ненадлежащем оказании услуг по вывозу ТКО не подтвердились, судом правильно взыскана образовавшаяся задолженность с ФИО1
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отклонении доводов ФИО1 о необходимости применения к ней льготы в связи с тем, что она является ветераном труда, поскольку статус ветерана труда дает право на получение субсидии, то есть компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов от оплаты коммунальных услуг, при этом получение такой компенсации носит заявительный характер при условии отсутствии долга. Между тем, доказательства обращения ФИО1 в органы социальной защиты населения с соответствующим заявлением отсутствуют, наличие задолженности подтверждено в ходе рассмотрения дела, в связи с чем применение данной льготы при рассмотрении спора неправомерно.
Суд первой инстанции также правильно отклонил довод ответчика по первоначальному иску о неполучении платежных документов, поскольку указанное обстоятельство не может являться основанием для освобождения ответчика от законной обязанности по оплате коммунальных услуг.
Также, судом правомерно отклонен довод ФИО1 о том, что она не пользуется услугами ООО «ЭкоСтройРесурс» и самостоятельно утилизирует отходы, ввиду того, что законом предусмотрен специальный порядок утилизации коммунальных отходов, которым сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО предусмотрено на специальных площадках региональным оператором, которым в Самарской области является ООО «ЭкоСтройРесурс». ФИО1 не представлено доказательств того, что она самостоятельно утилизирует отходы, в том числе путем заключения соответствующих договоров; при этом плата за вывоз отходов включена в обязанность собственника помещения и не зависит от объема отходов, периодичности их образования у конкретно взятых собственников.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 148(30) Правил № 354, п.п. 14, 18, 15,15.1,15.2 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 (ред. от 29.10.2021) «О признании утратившими силу постановлений Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» и № 645 «О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, при отсутствии доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований подтверждающих, что ответчик не пользуется услугой, предоставляемой истцом, а также к тому, что потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право накапливать ТКО в любых местах накопления ТКО.
Поскольку в силу закона обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов (ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах) возложен на органы местного самоуправления, доказательств того, что ФИО1 обращалась в орган местного самоуправления с соответствующей заявкой материалы дела не содержат, судом первой инстанции правильно разъяснено ей такое право. При этом отсутствие контейнерной площадки также не является основанием к освобождению от обязанности по оплате коммунальной услуги, которая оказана региональным оператором исходя из утвержденной схемы расположения мест для сбора отходов.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика представляют собой оценочные суждения относительно выводов суда первой инстанции, а также критику постановленного судом решения в целом, жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, и не являются основанием для отмены решения.
В состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО1, вошел жилой дом, стоимость которого превышает размер установленной судом задолженности, в связи с чем сумма установленного по данному делу обязательства наследодателя не превысила стоимость его наследственного имущества.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 05.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи