Гр.дело №2-1057/2020
УИД 21RS0006-01-2020-002125-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайзятулиной Гельуси Райфовны к Пигасевой Татьяне Анатольевне, Пигасеву Артуру Рашидовичу, Гайзятулиной Юлии Менировне о признании утратившими право пользования жилым помещением,
установил:
Гайзятулина Г.Р. обратилась в суд с иском к Пигасевой Т.А., Пигасеву А.Р., Гайзятулиной Ю.М. о признании утратившими право пользования жилым домом <адрес> ( л.д. 4-6, 30-31).
Обосновывая свои исковые требования, Гайзятулина Г.Р. указала, что она является собственником жилого <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном доме зарегистрирована Пигасева Т.А. которая являлась гражданской женой брата истца - Т.Р. Кроме того, в названном доме зарегистрирован сын Пигасевой Т.А. и Т.Р. - Пигасев А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения
Как указывает в своем исковом заявлении Гайзятулина Г.Р., в ДД.ММ.ГГГГ году ее брат Т.Р. уехал на заработки в <адрес> и до настоящего времени проживает в <адрес>, а его гражданская жена вернулась жить к своим родителям по адресу: <адрес>. Сын Пигасевой Т.А. и Т.Р. - Пигасев А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает в <адрес>.
Как указывает в своем исковом заявлении Гайзятулина Г.Р., ее дочь - Гайзятулина Ю.М. с ДД.ММ.ГГГГ года живет и работает в <адрес>.
В судебном заседании истица Гайзятулина Г.Р. свой иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям, уточнив и дополнив, что с ДД.ММ.ГГГГ года она со своими родителями - матерью Т., отцом Р.Г., детьми - Гайзятулиной Ю.М. и М. проживала в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году отец Р.Г. умер. В ДД.ММ.ГГГГ году к ним приехал жить ее ( Гайзятулиной Г.Р.) брат - Т.Р. В ДД.ММ.ГГГГ году брат создал свою семью, к ним в <адрес> вселилась Пигасева Т.А., а ДД.ММ.ГГГГ у Пигасевой Т.А. и Т.Р. родился сын Пигасев А.Р., а в ДД.ММ.ГГГГ году - сын П.Р.. В ДД.ММ.ГГГГ гг. брат Т.Р. стал выезжать на заработки в <адрес>, создал там новую семью, из-за чего семейные отношения с Пигасевой Т.А. прекратились. Примерно в ДД.ММ.ГГГГ году Пигасева Т.А. вместе со своим сыном П.Р. уехала жить к своим родителям в <адрес>, а сына Пигасева Артура оставила жить у бабушки (Т.) в <адрес> по просьбе последней. Уехав в ДД.ММ.ГГГГ году к родителям, Пигасева Т.А. жить в <адрес> не возвращалась, Пигасева Артура воспитывала бабушка, родители воспитанием сына не занимались, к ребенку в <адрес> не приезжали. В ДД.ММ.ГГГГ году Пигасев Артур закончил <данные изъяты> классов, после чего поступил учиться в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Т. умерла. Пигасев Артур, обучаясь в <адрес>, приезжал в праздничные дни, на каникулы в <адрес>. Находясь в <адрес>, племянник ведет себе неправильно: он употребляет спиртные напитки, ходит в кафе и бары, возвращается домой в ночное время, в пьяном виде дерется с друзьями, из-за чего к ним домой приходят сотрудники полиции. В конце ДД.ММ.ГГГГ года Пигасев Артур ушел из дома, стал снимать жилье в <адрес>, с тех пор домой не возвращался. Она не желает, чтобы племянник проживал с ней, поскольку он членом ее семьи не является, материально его содержит отец. Ее (Гайзятуллиной Г.Р.) дочь - Гайзятулина Ю.М. с ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> не проживает, она проживает в <адрес>, ведет неправильный образ жизни. Решениями Канашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ее дочь Гайзятулина Ю.М. лишена родительских прав в отношении всех своих детей: А3, А1 и А2, которые проживают с ней (Гайзятулиной Г.Р.), она является опекуном внуков.
Ответчик Пигасева Т.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась ( л.д.136).
Ответчикам Пигасеву А.Р. и Гайзятулиной Ю.М. судебные повестки направлялись по адресу: <адрес>, являющемуся их регистрацией по месту жительства ( л.д. 141, 143).
Однако указанные судебные извещения ответчиками Пигасевым А.Р. и Гайзятулиной Ю.М. не приняты, в связи с чем судебные повестки по истечении срока их хранения почтовой организацией возвращены в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 63 и 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 67 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть названное дело в отсутствие ответчиков Пигасева А.Р., Пигасевой Т.А. и Гайзятулиной Ю.М.
Выслушав объяснение истца Гайзятулиной Г.Р., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Изначально собственником жилого <адрес> Республики на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являлась Т., что подтверждается копией названного договора ( л.д. 104), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д.122).
Истица Гайзятулина Г.Р. в соответствии с положениями ст.53 Жилищного кодекса РСФСР и ст.31 Жилищного кодекса РФ являлась членом семьи собственника названного дома Р.Г.
Истица Гайзятулина Г.Р. и Т.Р. являются братом и сестрой, что подтверждается копиями свидетельств о рождении (л.д.41), копией записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.145), копией записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.146), справкой о заключении брака №, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации <адрес> ( л.д. 40), сведениями о наличии записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, записи акта о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.148-149).
Как показала в судебном заседании истица Гайзятулина Г.Р., ответчик Пигасева Т.А. является гражданской женой ее (истца) брата - Т.Р., а Пигасев А.Р. - сыном Пигасевой Т.А. и Т.Р.
Копией записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что матерью Пигасева А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Пигасева Т.А.; сведения об отце - Р. указаны на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 132).
Как показала в судебном заседании истица Гайзятулина Г.Р., в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с совместным проживанием с Т.Р. ответчик Пигасева Т.А. вселилась в <адрес>.
Пигасева Т.А. зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, а Пигасев А.Р. - с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией домовой книги ( л.д. 62-66).
Следовательно, ответчики Пигасева Т.А. и Пигасев А.Р. в соответствии с положениями ст.53 Жилищного кодекса РСФСР, ст.31 Жилищного кодекса РФ приобрели право пользования жилым домом <адрес> как члены семьи собственника названного жилого помещения - Т..
ДД.ММ.ГГГГ Т. подарила свой <адрес> и земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, дочери Гайзятулиной Г.Р., что подтверждается копией названного договора (л.д. 110-111), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости ( л.д.114), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д.122).
Государственная регистрация права собственности Гайзятулиной Г.Р. на вышеуказанный дом и земельный участок произведена ДД.ММ.ГГГГ.
После этого Т. (мать Гайзятулиной Р.Г.) в соответствии с положениями части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации стала членом семьи истца Гайзятулиной Г.Р.
Пигасев А.Р. (племянник Гайзятулиной Г.Р.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также стал членом семьи собственника Гайзятулиной Р.Г.
Анализируя требования истца Гайзятулиной Г.Р. к Пигасеву А.Р. о признании его утратившим право пользования спорным жилым помещением, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Положениями статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как было указано выше, Пигасев А.Р. являлся членом семьи бывшего собственника жилого <адрес> - бабушки Т., а затем - тети Гайзятулиной Г.Р. После того, как Гайзятулина Г.Р. стала собственником названного дома, право пользования названным жилым помещением у Пигасева А.Р. было производно от прав на указанную жилую площадь Т., поскольку несовершеннолетнего Пигасева А.Р. фактически воспитывала и содержала бабушка.
ДД.ММ.ГГГГ Т. умерла, что подтверждается копией записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 134); ДД.ММ.ГГГГ Пигасев А.Р. достиг совершеннолетия.
После смерти бабушки ответчик Пигасев А.Р. исходя из содержания статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи истца Гайзятулиной Г.Р. не отнесен, с конца ДД.ММ.ГГГГ года в жилом <адрес> не проживает, какого-либо соглашения о пользовании спорным домом между сторонами не заключалось.
Следовательно, самостоятельным правом пользования жилым домом <адрес> ответчик Пигасев А.Р. не обладает, а лишь имеет регистрацию по указанному адресу.
Ответчик Пигасева Т.А. исходя из содержания статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи истца Гайзятулиной Г.Р. также не отнесена, с ДД.ММ.ГГГГ года Пигасева Т.А. проживает по адресу: <адрес>, что, кроме объяснения истца, подтверждается справкой, выданной администрацией <адрес> ( л.д.97), какого-либо соглашения о пользовании спорным домом между сторонами не заключалось.
Следовательно, у ответчика Пигасевой Т.А. также никаких прав на спорное жилое помещение не имеется.
При установленных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Гайзятулиной Г.Р. к Пигасевой Т.А. и Пигасеву А.Р. о признании их утратившими право пользования жилым домом <адрес> подлежит удовлетворению.
Анализируя исковые требования Гайзятулиной Г.Р. к Гайзятулиной Ю.М., суд приходит к следующему выводу.
Гайзятулина Ю.М. является дочерью Гайзятулиной Г.Р., что подтверждается сведениями о наличии записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 148-149).
Частью 1 статьи 31Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодексаРоссийской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования им за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В абзаце 2 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разъяснено, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Как показала в судебном заседании истица Гайзятулина Г.Р., ее дочь Гайзятулина Ю.М. в спорном доме не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года.
Обратное ответчиком Гайзятулиной Ю.М. не доказано.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Гайзятулина Ю.М. лишена родительских прав в отношении сына А3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д. 92-93), а решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Гайзятулина Ю.М. лишена родительских прав в отношении А1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д. 87-88).
Опекуном А3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является их бабушка (истица по делу) Гайзятулина Г.Р. ( л.д.49, 50, 51, 52, 53, 54).
Наличие же родственных отношений между Гайзятулиной Г.Р. и Гайзятулиной Ю.М. не свидетельствует о том, что они являются членами семьи применительно к положениям статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ответчик Гайзятулина Ю.М. является бывшим членом семьи собственника жилого <адрес>, и в соответствии с частью 4 статьи 31, частью 1 статьи 35Жилищного кодекса Российской Федерации право пользования Гайзятулиной Ю.М. спорным жилым помещением подлежит прекращению.
При этом суд считает, что правовых оснований для сохранения за Гайзятулиной Ю.М. права пользования жилым домом <адрес> на определенный срок в соответствии с положениями части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку последняя с апреля 2013 года в спорном доме фактически не проживает.
Следовательно, иск Гайзятулиной Г.Р. к Гайзятулиной Ю.М. о признании ее утратившей право пользования жилым домом <адрес> также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гайзятулиной Гельуси Райфовны удовлетворить.
Признать Пигасеву Татьяну Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пигасева Артура Рашидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гайзятулину Юлию Менировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования жилым домом <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.