Судья Автамонов А.Р. Дело № 7-40/2024
№5-182/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 29 мая 2024 года
Судья Кировского областного суда Стёксов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Газэнергосеть Киров» - генерального директора Перевозчикова С.Б. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 15 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Киров» (далее - ООО «Газэнергосеть Киров»),
У С Т А Н О В И Л :
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 15.04.2024 ООО «Газэнергосеть Киров» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, законный представитель ООО «Газэнергосеть Киров» - генеральный директор Перевозчикова С.Б. обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов указывает, что в протоколе в описательной части не содержится ссылки на специальные нормы, в частности, требования промышленной безопасности, которые были нарушены ООО «Газэнергосеть Киров» при реализации газового баллона. В протоколе указано, что в соответствии с п. 587 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора №536 от 15.12.2020, не допускается наполнение газом и использование по назначению баллонов, у которых истек срок назначенного освидетельствования, срок службы, поврежден корпус баллона. Полагает, что для признания правонарушения оконченным необходимо «наполнение и использование», так как при использовании соединительного союза «и» требуется наличие двух условий, а факт продажи газового баллона не образует состав правонарушения. Ростехнадзор не конкретизирует, какой именно подпункт п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.2017 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ООО «Газэнергосеть Киров» нарушило. Обращает внимание, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение, при этом за нарушение ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ ООО «Газэнергосеть Киров» уже привлечено к административной ответственности постановлением начальника отдела по надзору за общепромышленной безопасностью по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Панкова Э.В. №18/21-2023 от 16.05.2023. Также указывает на истечение годичного срока привлечения к административной ответственности, поскольку наполнение спорных газовых баллонов было осуществлено в декабре 2022 года. Считает, что действия М.., являющегося владельцем автомобильной газозаправочной станции, не направлены на защиту его прав как потребителя, а являются злоупотреблением правом.
Законный представитель юридического лица - генеральный директор ООО «Газэнергосеть Киров» Перевозчиков С.Б., а также заявитель М. о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании защитник юридического лица - руководитель группы документационного обеспечения ООО «Газэнергосеть Киров» Задорина Н.М. поддержала доводы, изложенные в жалобе, настаивала на ее удовлетворении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - государственный инспектор Поздеев Д.К. указал на законность и обоснованность постановления судьи, возражал против удовлетворения жалобы. Со ссылками на положения ТР ТС 032/2013 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», п. 572 ФНП ОРПД, Федерального закона №116-ФЗ от 21.071997 указал, что под реализацией газобаллонного оборудования (баллонов) понимается использование по назначению. Спорные баллоны использовались на ОПО «База хранения (склад хранения баллонов) п. Фаленки» по прямому назначению (транспортирование, хранение, использование (реализация)). П. 587 ФНП ОРПД не подразумевает использование оборудования, находящегося под избыточным давлением сразу после наполнения, так как такое оборудование может после наполнения какое-то время хранится, для чего в ФНП предусмотрены соответствующие требования не только к месту хранения, но и к самому оборудования. Защитник ООО «Газэнергосеть Киров» Задорина Н.М. представила журнал наполнения 50л газовых баллонов в декабре 2022 года, а привлекают общество к административной ответственности за «использование», таким образом, требование «наличие обоих условий» соблюдено. Обществу вменяется вина за использование баллонов по адресу <данные изъяты>., а не за их наполнение в 2022 году. При плановой проверке, проводимой с 17.04.2023 по 28.04.2023, Обществу вменялась вина за заправку газовых баллонов за указанный период, что в свою очередь является другим нарушением, относительно того, за которое вина вменяется сейчас. Также считает привлечение ООО «Газэнергосеть Киров» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ повторным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон №116-ФЗ от 21.071997).
В соответствии с подп. 1,2 п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе: соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 данного Федерального закона).
Согласно п. 587 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора №536 от 15.12.2020 (далее - ФНП ОРПД) не допускается наполнение газом и использование по назначению баллонов, в том числе тех, у которых: истек срок назначенного освидетельствования, срок службы (количество заправок), установленные организацией-изготовителем; поврежден корпус баллона.
В силу п. 22 Технического регламента «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) для баллонов, изготовленных после 01.02.2014, расчетный срок службы с даты изготовления (производства) указывается изготовителем в паспорте баллона.
В соответствии с п. 548 ФНП ОРПД при отсутствии в технической документации сведений о сроке службы баллона, определенном при его проектировании, срок службы следует устанавливать 20 лет.
Согласно пп. «а» п. 587 ФНП ОРПД не допускается наполнение газом и использование по назначению баллонов, у которых истек срок назначенного освидетельствования, срок службы (количество заправок), установленные организацией-изготовителем, то есть эксплуатация баллонов за пределами назначенного срока службы не допускается.
Законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности, действовавшее до 01.02.2014, не содержало требований о сроке службы, равном 20 годам, а продление срока эксплуатации оборудования осуществлялось по результатам технического диагностирования, в связи с чем письмом Ростехнадзора от 23.01.2018 №09-00-06/445 «О проведении технического диагностирования баллонов» дано разъяснение о том, что срок службы бытовых газовых баллонов, изготовленных по ГОСТ 15860, в соответствии с требованиями пункта 2.4 Методики технического освидетельствования стальных сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860-84 (МТО 14-3Р-004-2005), должен быть не более 40 лет (при условии проведения технического освидетельствования не реже 1 раза в 5 лет), после окончания срока службы баллон должен быть выбракован.
Из совокупного анализа указанных норм права следует, что срок эксплуатации бытовых газовых баллонов, изготовленных по ГОСТ 15860 до 01.04.2014, составляет 40 лет, для баллонов, изготовленных после 01.04.2014 - 20 лет, если иное не предусмотрено заводом-изготовителем и не отраженно в паспорте баллона.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 работники опасного производственного объекта обязаны, в том числе, соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 07.07.2023 в адрес Западно-Уральского управления Ростехнадзора поступило письмо прокурора Фаленского района Кировской области от 03.07.2023 <данные изъяты>, зарегистрированное за входящим номером <данные изъяты> о направлении для рассмотрения по существу обращения М. от 27.06.2023 о некачественном оказании услуг при реализации газобаллонного оборудования со стороны ООО «Газэнергосеть Киров», с приложением фотоматериалов (т. 1, л.д. 43, 43 об., 44 - 49).
По итогам рассмотрения поступивших материалов 04.08.2023 государственным инспектором отдела по надзору за общепромышленной безопасностью по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Поздеевым Д.К. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Газэнергосеть Киров» и принято решение о проведении административного расследования в период с 04.08.2023 по 04.09.2023, о чем вынесено соответствующее определение №36/21-2023 от 04.08.2023 (т. 1, л.д. 33 - 34).
В ходе проведения административного расследования установлено, что 20.06.2023 в 10 час. 57 мин. по адресу: <данные изъяты> гражданин М. приобрел у ООО «Газэнергосеть Киров» два газовых баллона с пропаном, которые оказались с истекшим сроком годности, а именно: срок эксплуатации баллона №55527 - 1976 года выпуска закончился в 2016 году; у баллона №12870 - 1980 года выпуска - в 2020 году, помимо этого баллон оказался деформирован, что подтверждается фотоматериалами.
ООО «Газэнергосеть Киров» в ходе административного расследования по запросу Управления от 08.08.2023 №281-1492 представило объяснительную кассира Л., осуществившей отпуск баллонов со склада в <данные изъяты>, из которой следует, что 20.06.2023 на газовый участок <данные изъяты>, обратился мужчина, не являющийся абонентом ООО «Газэнергосеть Киров», с просьбой произвести обмен двух порожних газовых баллонов на наполненные газом. Со слов мужчины, на АГЗС у деревни Зуи его баллоны больше не заправляют. Л.., поверив словам мужчины об острой необходимости в газе, произвела обмен пустых баллонов на наполненные. Оплата была произведена наличным расчетом, чек выдан на руки покупателю. При обмене М. были переданы наполненные баллоны, имеющиеся в тот момент на складе. При передаче баллоны были неповрежденные, без дефектов. При обмене баллонов покупатель сам указал на газовые баллоны, которые возьмет. Л. расценивает действия М. как провокацию.
Также в своем письме ООО «Газэнергосеть Киров» ссылается на письмо Ростехнадзора от 21.07.2022, согласно которому ИП М. осуществляет деятельность по заправке баллонов газом, поэтому действия М. могут быть направлены не на защиту своих личных прав как потребителя, а могут быть расценены как способ недобросовестной конкуренции.
По результатам административного расследования 06.09.2023 государственным инспектором отдела по надзору за общепромышленной безопасностью по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Поздеевым Д.К. составлен протокол №36/21-2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Газэнергосеть Киров» (т. 1, л.д. 8 - 10).
Из указанного протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Газэнергосеть Киров» нарушило требования действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно: осуществило 20.06.2023 в 10 часов 57 минут по адресу: <данные изъяты> гражданину М. продажу заполненных сжиженным газом двух 50-литровых баллонов, у которых закончился срок эксплуатации, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ и пункта 587 ФНП ОРПД.
Факт правонарушения и вина ООО «Газэнергосеть Киров» в его совершении подтверждаются помимо протокола об административном правонарушении №36/21-2023 от 06.09.2023 (т. 1 л.д. 8-10), в котором изложено существо нарушения, а форма и содержание протокола соответствуют требованиям пункта 2 статьи 28.2 КоАП РФ, - совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: определением №36/21-2023 от 04.08.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 33-34), заявлением М. от 27.06.2023 с приложением фотоматериалов (т. 1 л.д. 43-49), объяснениями М. от 11.08.2023 (т. 1 л.д.27), письмом ООО «Газэнергосеть Киров» №899 от 25.08.2023 в адрес Ростехнадзора с объяснительной Л.. (т. 1 л.д. 19-20), ведомостями учета наполнения баллонов объемом 50 литров на ГНС №1 (г.Киров) за декабрь 2022 года (т. 1 л.д. 112-139, иными письменными материалами дела.
Доказательства, положенные в основу вывода о виновности ООО «Газэнергосеть Киров» в совершении административного правонарушения, отвечают требованиям ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, каких-либо оснований полагать, что они получены с нарушением закона, не имеется. Представленным доказательствам дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, в том числе факт нарушения ООО «Газэнергосеть Киров» требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Действия ООО «Газэнергосеть Киров» квалифицированы правильно по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.
Доводы законного представителя ООО «Газэнергосеть Киров» Перевозчикова С.Б. о том, что в протоколе в описательной части не содержится ссылки на требования промышленной безопасности, которые были нарушены ООО «Газэнергосеть Киров» при реализации газового баллона, с учетом того, что сам факт продажи газового баллона не образует состав административного правонарушения, являются несостоятельными.
Действительно, п. 587 ФНП ОРПД предусматривает, что не допускается наполнение газом и использование по назначению баллонов, в том числе тех, у которых: истек срок назначенного освидетельствования, срок службы (количество заправок), установленные организацией-изготовителем; поврежден корпус баллона.
Из протокола об административном правонарушении №36/21-2023 от 06.09.2023 следует, что ООО «Газэнергосеть Киров» вменяется реализация, эксплуатация газовых баллонов, изготовленных по ГОСТ 15860 до 01.04.2014, за пределами назначенного срока службы, который составляет 40 лет, что является нарушением требований промышленной безопасности (п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 и п. 587 ФНП ОРПД).
При этом, согласно терминологии, указанной в ТР ТС 032/2013 Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», "применение по назначению" – это использование оборудования в соответствии с его назначением и техническими характеристиками, указанными в технической документации изготовителя; "срок службы назначенный" - календарная продолжительность эксплуатации оборудования, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его технического состояния; "эксплуатация оборудования" - стадия жизненного цикла с момента ввода в эксплуатацию оборудования до его утилизации;
Из п. 572 ФНП ОРПД следует, что эксплуатация (наполнение, хранение, транспортирование и использование) баллонов должна производиться в соответствии с требованиями инструкции организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей указанную деятельность, утверждённой в установленном порядке.
К понятию «эксплуатация оборудования, работающего под избыточным давлением» Федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997 относятся следующие процессы: использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа пара или газа; использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа воды с температурой более 115°С; использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа иных жидкостей (кроме воды) с температурой, превышающей температуру их кипения при давлении 0,07 МПа.
Из совокупного анализа вышеуказанных понятий, прихожу к выводу, что под реализацией газобаллонного оборудования (баллонов) с учетом деятельности ООО «Газэнергосеть Киров» понимается использование по назначению.
В государственном реестре опасных производственных объектов (далее– ОПО) за ООО «Газэнергосеть Киров» зарегистрирован, в том числе, ОПО «База хранения (склад хранения баллонов) п. Фаленки», рег. № А47-12387-0034 от 06.06.2017, IV класса, находящийся по адресу: <данные изъяты>
ОПО «База хранения (склад хранения баллонов) п. Фаленки» в соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 имеет следующие признаки опасности: использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа; получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ.
Таким образом, именно на данном ОПО в пгт. Фаленки, находящимся по адресу: <данные изъяты> 20.06.2023 в 10 час. 57 мин. два 50-литровых газовых баллона с пропаном №55527, 1976 года выпуска, №12870, 1980 года выпуска, с истекшим сроком годности, использовались по прямому назначению, в том числе осуществлялось транспортирование, хранение, использование (реализация), что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 и п. 587 ФНП ОРПД.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО «Газэнергосеть Киров», недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушения требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ, вопреки суждениям подателя жалобы, не нарушены.
Доводы законного представителя юридического лица о том, что за нарушение ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ ООО «Газэнергосеть Киров» уже привлечено к административной ответственности постановлением начальника отдела по надзору за общепромышленной безопасностью по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Панкова Э.В. №18/21-2023 от 16.05.2023, являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно отклонены, поскольку указанные административные правонарушения выявлены и возбуждены административным органом по разным фактам совершения противоправных деяний.
Несогласие автора жалобы с оценкой доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены постановления судьи районного суда.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о недоказанности вины или неправильной квалификации его действий.
Вопреки доводам жалобы, постановление о привлечении ООО «Газэнергосеть Киров» к административной ответственности вынесено с соблюдением годичного срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, поскольку время совершения вменяемого ООО «Газэнергосеть Киров» административного правонарушения согласно протоколу об административном правонарушении - 10 час. 57 мин. 20.06.2023.
Административное наказание назначено ООО «Газэнергосеть Киров» с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, имущественного и финансового положения юридического лица, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, отсутствием обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, тяжести административного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Судьей районного суда обоснованно не приняты во внимание доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Поздеева Д.К. о повторности совершения ООО «Газэнергосеть Киров» административного правонарушения, поскольку постановление начальника отдела по надзору за общепромышленной безопасностью по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Панкова Э.В. №18/21-2023 от 16.05.2023 вступило в законную силу после даты совершения административного правонарушения, то есть на момент совершения административного правонарушения ООО «Газэнергосеть Киров» не считалось подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда о назначении административного наказания является законным и обоснованным, оснований для его отмены, изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 15 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Киров» оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Газэнергосеть Киров» - генерального директора Перевозчикова С.Б. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда В.И. Стёксов