Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-218/2021 от 15.10.2021

Мировой судья судебного участка № 3

Котласского судебного района

Архангельской области

Новикова М.А. (дело № 2-3340/2021)      

Дело № 11-218/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2021 года                                                                                          г. Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.

при секретаре Наговициной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Непеиной Людмилы Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 3 Котласского судебного района Архангельской области от 16 июля 2021 года по гражданскому делу № 2-3340/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» к Непеиной Людмиле Владимировне о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее - ООО «ЭкоИнтегратор») обратилось к мировому судье с исковым заявлением к Непеиной Л.В. о взыскании задолженности по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов на оплату услуг представителя, расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование иска указано, что ООО «ЭкоИнтегратор» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области на основании соглашения, заключенного с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29 октября 2019 года и осуществляет свою деятельность с января 2020 года. По адресу: ...., ...., имеется задолженность по услуге за обращение с ТКО за период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 7 425 рублей 99 копеек, которую истец просит взыскать с ответчика. Также просит взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Представители истца ООО «ЭкоИнтегратор» и ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга» в судебное заседание не явились, истец просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик Непеина Л.В. и ее представитель Вешнякова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что услугами истца не пользуются, договора с ним нет, при этом по мере необходимости по объявлению нанимают машину для вывоза мусора из ямы, находящейся рядом с домом.

Рассмотрев заявленные требования, мировой судья постановил следующее решение:

«иск общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» к Непеиной Людмиле Владимировне о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с Непеиной Людмилы Владимировны в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» задолженность за услуги по обращению с ТКО за период с 01 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 7 425 рубля 99 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 2 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, всего взыскать 9 825 (девять тысяч восемьсот двадцать пять) рублей 99 копеек.

В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» к Непеиной Людмиле Владимировне о взыскании судебных расходов отказать».

Ответчик Непеина Л.В., не согласившись с решением мирового судьи, подала апелляционную жалобу. В обоснование жалобы указала, что мировым судьей допущено неправильное толкование и применение норм материального права, а также неправильно определены обстоятельства по делу. Услуга по выводу твердых бытовых отходов не предоставляется по адресу проживания ответчика, сброс твердых бытовых отходов производится в выгребную яму, контейнеры отсутствуют, поэтому плата не должна начисляться. Раз в 3-4 месяца ответчик с соседями нанимает машину, которая вывозит скопившиеся отходы. Кроме этого ответчик является инвалидом 1 группы, следовательно, имеет право на льготу, которая не отражена в квитанции. Размер задолженности считает неверным, поскольку льгота не применена. Истец, получив возражения ответчика, не произвел перерасчет платы. Также ответчик указала, что в квартире проживает 2 человека, а начисления производятся на всех зарегистрированных лиц. Просит отменить решение мирового судьи и в удовлетворении исковых требованиях отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Непеина Л.В. и ее представитель Вешнякова Т.В. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

Представители истца ООО «ЭкоИнтегратор» и ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.

Рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В силу положений п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Фактическое оказание услуги потребителю предполагает возникновение у потребителя обязанности по ее оплате.

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156), потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как указано в п. 8(1) указанных Правил, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4) Правил № 1156).

В силу п. 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.п. 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проект типового договора был опубликован региональным оператором в газете «Архангельск» 16 января 2020 года (№ 1 (4930)).

На официальном сайте ООО «ЭкоИнтегратор» размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащее разъяснения порядка деятельности регионального оператора, основания, обязывающие граждан заключить договор, а также непосредственно типовой договор.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, также закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с п. 148(1) Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем в соответствии с п. 148 (21) Правил.

Часть 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусматривает наступление обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Мировым судьей установлено, что Непеина Л.В. с 2002 года является собственником жилого помещения расположенного по адресу: .... .... ...., и зарегистрирована в нем с 25 октября 2002 года.

Следовательно, учитывая содержание указанных выше правовых норм, ответчик обязана оплачивать коммунальные услуги по вывозу ТКО.

Истец ООО «ЭкоИнтегратор» является региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в ведении которого находится осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Архангельской области на основании Соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, заключенного 29 октября 2019 года между ООО «ЭкоИнтегратор» и Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. На истца возложена обязанность приступить к осуществлению деятельности по обращению с ТКО не позднее 1 января 2020 года.

При этом истцом выполнена обязанность по доведению до потребителей информации о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Собственник заявку и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) Правил № 1156, являющиеся основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не направлял, в связи с чем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового.

Кроме этого, согласно правовой позиции, выраженной в п.п. 12 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласно которому отсутствие письменного договора между поставщиком коммунальных услуг и их потребителем само по себе не освобождает последнего от обязанности оплатить оказанные коммунальные услуги.

Согласно Постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25 декабря 2019 года № 86-в/1 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «ЭкоИнтегратор» на территории Архангельской области» на 2020 год установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 579,54 руб./куб.м. Для населения и потребителей, приравненных к населению, установлен льготный единый тариф в размере 520,00 руб./куб.м.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела данный тариф вступившим в законную силу решением суда признан недействительным в материалах не имеется, такими сведениями мировой судья не располагал, а значит, и не имел оснований полагать, что платежи в спорный период начислялись ответчику незаконно.

Согласно сообщению истца вывоз мусора осуществляется с территории г. Котласа, в том числе в отношении многоквартирного .... .... .... в ....

Доводы апеллянта о том, что услуга по выводу твердых бытовых отходов не предоставляется по адресу проживания ответчика, сброс твердых бытовых отходов производится в выгребную яму, контейнеры отсутствуют, надлежащими доказательствами не подтверждены.

Кроме этого, мировым судьей обоснованно указано, что ответчиком не представлено актов нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актов непредставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, составленных в соответствии с положениями п. 109 Правил № 354.

В судебном заседании сторона ответчика пояснила, что они не обращались к истцу с заявлением о ненадлежащем предоставлении услуг по обращению с ТКО.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды и осуществляется именно региональными операторами.

Допустимых и достоверных доказательств самостоятельного вывоза или утилизации твердых коммунальных отходов способом, не нарушающим санитарного законодательства, и в порядке, соответствующем законодательству, ответчиком не представлено.

Согласно сведениям из лицевого счета за период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года образовалась задолженность в размере 7 425 рублей 99 копеек. Расчет задолженности произведен истцом с учетом зарегистрированных в жилом помещении граждан - 7 человек.

В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что в жилом помещении зарегистрировано 7 человек, проживает 2 человека.

Проверив расчет задолженности, мировой судья признал его верным, поскольку он произведен на основании установленных в указанный период тарифов, исходя из количества зарегистрированных лиц.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом мирового судьи, поскольку он соответствует нормам действующего законодательства.

В соответствии с п. 148(34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В п. 148(24) указанных Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу п. 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить, перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с п. 148(44) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Пунктом 90 Правил № 354 предусмотрено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

В силу положений п. 91 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.

Доказательств обращения к истцу с заявлением о перерасчете размера платы за услуги по обращению с ТКО ответчиком не представлено, в связи с чем истцом правомерно произведено начисление платы с учетом всех зарегистрированных граждан.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, мировой судья, руководствуясь законом, регулирующим спорные правоотношения, положения которого приведены в обжалуемом решении, учитывая, что фактически ООО «ЭкоИнтегратор» оказывало услуги и с января 2020 года несло расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом действующим законодательством не предусмотрено обращение с ТКО на территории Архангельской области иным способом, кроме как посредством ООО «ЭкоИнтегратор», пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, являясь потребителем услуг, несет обязанность по оплате коммунальных услуг, оказанных ООО «ЭкоИнтегратор» в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года.

Данные выводы мирового судьи основаны на законе и соответствуют материалам дела.

Истец, воспользовавшись правом, предоставленным ему п. 1 ст. 323 ГК РФ, предъявил требование лишь к одному солидарному должнику по обязательствам по оплате услуг ЖКХ, а именно к собственнику вышеуказанного жилого помещения Непеиной Л.В.

Ответчик в силу положений подп. 1 п. 2 ст. 325 ГК РФ не лишен возможности в регрессном порядке требовать возмещения выплаченных им денежных средств с других солидарных должников, зарегистрированных в жилом помещении, за вычетом доли, причитающейся на него самого.

Доводы ответчика о неверном расчете задолженности, поскольку Непеина Л.В. является инвалидом 1 группы, имеет право на льготу, которая не отражена в квитанции, отклоняются судом.

В силу положений ч. 3 ст. 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Кроме этого, обязанность выплаты льгот (монетизация льгот) лежит на структурах социальной защиты населения, а начисление платы за ТКО производится в полном объеме без учета льгот.

Разрешая спор, мировой судья правильно установил характер спорных правоотношений и нормы закона, подлежащие применению. При этом все изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым мировой судья дал надлежащую, отвечающую правилам ГПК РФ, правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.

Поскольку решение было постановлено в интересах истца, он вправе требовать возмещения расходов понесенных им на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Мировой судья, удовлетворяя требования истца о взыскании судебных расходов, счел разумным снизить заявленный размер расходов с 3 000 рублей до 2 000 рублей.

Доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к иной оценке ответчиком установленных мировым судьей обстоятельств дела и иному толкованию норм материального права, отражают субъективное восприятие обстоятельств спора, что не опровергает выводы мирового судьи, сделанные в соответствии с действующим законодательством.

Решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

о п р е д е л и л :

решение мирового судьи судебного участка № 3 Котласского судебного района Архангельской области от 16 июля 2021 года по гражданскому делу № 2-3340/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» к Непеиной Людмиле Владимировне о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Непеиной Людмилы Владимировны- без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                       Ю.В. Балакшина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 ноября 2021 года.

11-218/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "ЭкоИнтегратор"
Ответчики
Непеина Людмила Владимировна
Другие
Вешнякова Татьяна Валерьевна
ООО "Центр консалтинга и аутсорсинга"
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Балакшина Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
kotlasgrsud--arh.sudrf.ru
15.10.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
15.10.2021Передача материалов дела судье
20.10.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
16.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2021Дело оформлено
08.12.2021Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее