31RS0012-01-2023-000072-39 Дело №2-186/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Никулиной Т.В.
при секретаре Винниковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железцова Н.И. к администрации <данные изъяты> сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район», Масловской Т.Н. о признании права собственности на часть жилого дома,
у с т а н о в и л:
25.07.1995 между Железцовым Н.И. и АО «<данные изъяты> был заключен договор купли - продажи жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>, при этом характеристика приобретенного объекта и номер дома указаны не были. Фактически Железцов Н.И. приобрёл обособленную часть жилого дома, которой владеет и пользуется с момента заключения договора. Общая площадь части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв м. Право собственности в ЕГРН не зарегистрировано. По этому же адресу Железцову Н.И. по договору дарения от 19.04.2016 был передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв м. Право собственности в ЕГРН на земельный участок зарегистрировано за Железцовым Н.И. Собственником второй части жилого дома является ответчик Масловская Т.Н. В настоящее время АО «<данные изъяты>» ликвидировано, в связи с чем внести изменения в договор купли-продажи во внесудебном порядке невозможно.
Железцов Н.И. обратился с иском в суд к администрации <данные изъяты> сельского поселения и Масловской Т.Н., в котором просил признать за ним право собственности на здание - часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв м, расположенную по адресу: <адрес>. Сослался на то, что при заключении договора купли-продажи от 25.07.1995 были допущены неточности и ошибки, касающиеся предмета договора.
Принадлежащее ему домовладение является обособленной частью жилого дома, которая изначально имеет отдельный вход, коммуникации, не имеет с ней мест общего пользования, имеются хозяйственные постройки, двор разделен с собственником другой половины дома. Части жилого дома изолированы друг от друга и расположены на отдельных земельных участках. Из-за существенных расхождений между данными, указанными в договоре и фактическими, он не имеет возможности зарегистрировать право собственности. Урегулировать спор во внесудебном порядке не представляется возможным, поскольку АО «<данные изъяты>» ликвидирован.
В судебное заседание Железцов Н.И. не явился, в письменном заявлении исковые требования поддержал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Масловская Т.Н. и представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признали в полном объеме и просили суд принять признание иска.
Третье лицо – Управление Росреестра по Белгородской области в судебное заседание не явилось, возражений на иск не представило, письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Статьей 173 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно заявлено добровольно и осознанно, не противоречит закону и представленным доказательствам, не нарушает интересы третьих лиц, подтверждено письменными заявлениями, основано на нормах материального права. Ответчикам известны последствия признания иска.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания права, в связи с чем истец обратился с иском в суд.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности, в том числе на недвижимое имущество, может возникнуть на основании договора купли-продажи, дарения, иной сделки.
Статья 16 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что к жилым помещениям относятся, в частности жилой дом, часть жилого дома, квартира. При сопоставлении понятий жилого дома и квартиры видно, что квартира предполагает наличие в доме помещений общего пользования, а жилой дом и часть жилого дома – это индивидуально – определенное здание.
Согласно ст. 549, 551, 556 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя приобретаемое недвижимое имущество за определенную в договоре цену, а покупатель обязуется его принять.
В силу п/п 3 ч.2 ст.9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся, сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости. Вступившие в законную силу судебные акты являются одним из оснований возникновения, прекращения, перехода права собственности на недвижимое имущество (ст.14 Закона).
Согласно тексту договора купли-продажи от 25.07.1995 Железцов Н.И. приобрел в АО «<данные изъяты>» жилой дом по адресу: <адрес>, с хозяйственными строениями и сооружениями.
В соответствии со справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения от 3.02.2023 года приобретённое истцом домовладение является обособленной частью жилого дома с отдельным входом и коммуникациями, расположенной по адресу: <адрес>. Домовладение состоит из двух частей, одна из которых значится за Железцовым Н.И., другая часть принадлежала умершей Н.Н. Её наследницей является Масловская Т.Н.
Техническим планом от 29.12.2022, изготовленным кадастровым инженером, подтверждается, что по адресу: <адрес>, действительно имеется объект недвижимого имущества, указанный как часть жилого дома. Общая площадь части жилого дома – <данные изъяты> кв м. С учетом пояснений истца в исковом заявлении суд полагает, что на момент заключения договора надлежащее измерение площади не производилось. Содержание данных в техническом плане никем не оспаривается. Согласно заключению кадастрового инженера часть жилого дома является самостоятельным изолированным объектом недвижимости, который предназначен для проживания и не имеет вспомогательных помещений общего пользования, то есть является зданием.
Объект недвижимости расположен непосредственно на земельном участке площадью <данные изъяты> кв м с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу, соответствующему адресу части жилого дома: <адрес>, принадлежащем истцу на праве собственности согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2016 имеющейся в материалах дела.
Таким образом, истец фактически занимает часть жилого дома, индивидуально обособленную и прочно связанную с землей, имеющую отдельный вход и коммуникации. При доме имеется земельный участок, на котором у истца расположены надворные постройки. Фактически в результате сделки купли-продажи истец приобрел в собственность часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв м, по адресу: <адрес>.
В связи с ликвидацией АО «<данные изъяты>» истец лишен возможности во внесудебном порядке внести изменения в договор купли-продажи.
Руководствуясь ст.ст. 173,194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Железцова Н.И. удовлетворить.
Признать за Железцовым Н.И., СНИЛС <данные изъяты>, право собственности на здание - часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв м, расположенную по адресу: <адрес>, вид объекта недвижимости – здание.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.
Судья