Дело № 2-555/2024
УИД 33RS0011-01-2023-006306-61
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 13 февраля 2024 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Черкас О.В.,
при секретаре Захаровой А.А.,
с участием представителя истца помощника Ковровского городского прокурора Петровой А.О., истца Вагановой В.Ю., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» Ермилова Д.В., представителя Министерства здравоохранения Владимирской области Ярославцевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Вагановой В. Ю., к Министерству здравоохранения Владимирской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Ковровская районная больница», государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов Вагановой В.Ю., обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Ковровская районная больница» (далее - ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница») обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Вагановой В.Ю. в бесплатном лекарственном препарате «Нетакимаб» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством и по их направлению в Министерство здравоохранения Владимирской области; возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность обеспечить Ваганову В.Ю. бесплатным лекарственным препаратом «Нетакимаб» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством; возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» (далее - ГБУЗ ВО «Центр закупок») после получения финансирования от Министерства здравоохранения Владимирской области обязанность по осуществлению закупки и обеспечения Вагановой В.Ю. бесплатным лекарственным препаратом «Нетакимаб» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством; взыскать в пользу Вагановой В.Ю. с Министерства здравоохранения Владимирской области компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб., решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указано, что Ваганова В.Ю. наблюдается в ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница с диагнозом – <данные изъяты>. В соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ ВО ОКВД от <дата> <№> Вагановой В.Ю. назначена терапия генно-инженерным препаратом «Нетакимаб» 120 мг. п/к 1 раз в 4 недели. Врачебная комиссия ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» по вопросу обеспечения Вагановой В.Ю. лекарственным препаратом «Нетакимаб» не проводилась, так как потребность в нем в количестве 12 упаковок была учтена в заявке для централизованной закупки за счет средств областного бюджета на <дата> По сведениям ООО «Медилон – Фармимэкс» в <дата> препарат выдан истцу лишь в количестве 7 упаковок. Сведения из Министерства здравоохранения Владимирской области в ГКУЗ ВО «Центр закупок» по вопросу приобретения лекарственного препарата для Вагановой В.Ю. не поступали. До настоящего времени закупка лекарственного препарата государственным органом не организованна, вопрос об обеспечении лекарственным препаратом Вагановой В.Ю. не решен. Заболевание Вагановой В.Ю. требует постоянной терапии, отсутствие лекарства может повлечь ухудшение ее здоровья.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Петрова А.О. исковые требования поддержала.
Истец Ваганова В.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что она не была обеспечена лекарственным препаратом с сентября 2023 г., рецепты не выписывались, при обращении к заведующей поликлиникой ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница», она объясняла это тем, что препарат в аптеке отсутствует. В период отсутствия лекарства лечения в условиях дневного стационара ГБУЗ ВО «Областной кожно-венерологический диспансер» и ГБУЗ ВО «Ковровский кожно-венерологический диспансер» истец не проходила. В январе 2024 г. она была обеспечена лекарственным препаратом по двум рецептам от <дата> и <дата>, что обеспечивает потребность до конца марта 2024 г. В связи с ненадлежащим обеспечением лекарственным препаратом ей причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свое здоровье.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» Ермилов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что обязанность по оформлению медицинских документов о нуждаемости Вагановой В.Ю. в препарате «Нетакимаб» исполнена лечебным учреждением надлежащим образом, <дата> в Министерство здравоохранения Владимирской области направлена централизованная заявка на <дата>., <дата> - заявка на <дата> Отказов в выписке рецептов Вагановой В.Ю. не было. В период с <дата> по <дата> истец за выпиской рецептов на препарат «Нетакимаб» к лечащему врачу не обращалась, заведующая поликлиникой, к которой обращалась истец, не вправе выписывать рецепты.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области Ярославцева Т.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указав, что в настоящее время дана разнарядка для отпуска ГКУЗ ВО «Центр закупок» в уполномоченную фармацевтическую организацию для обсечения Вагановой В.Ю. лекарственным препаратом «Нетакимаб» в количестве 4 упаковок, что обеспечит ее потребность до <дата> включительно.
Представитель ответчика ГКУЗ ВО «Центр закупок» в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв, в котором указал, что в <дата> в адрес учреждения не поступали распоряжения или приказ Министерства здравоохранения на закупку лекарственного препарата МНН «Нетакимаб» для Вагановой В.Ю. по решению врачебной комиссии. Лекарственный препарат приобретался в <дата> централизовано по государственным контрактам. В 2024 г. в уполномоченную фармацевтическую организацию ООО «Медилон-Фармимэкс» для Вагановой В.Ю. отпущено 4 упаковки препарата.
Представитель ООО «Медилон-Фармимэкс» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, решение оставил на усмотрение суда, указал, что лекарственный препарат «Нетакимаб» в период с сентября по <дата> для пациента Вагановой В.Ю. в аптечную сеть не поступал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 7 декабря 2021 г. N 1128н утвержден Стандарт медицинской помощи взрослым при псориазе. Лекарственный препарат «Нетакимаб» входит в Перечень лекарственных препаратов рекомендованных к назначению лечения указанного заболевания.
В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2497 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Указанной Программой установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Согласно п.п. 1,2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 2 октября 2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее Закон № 120-ОЗ).
Пунктами 1 и 4 части 1 ст. 57 Закона № 120-ОЗ установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890), граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Заболевание, которым страдает Ваганова В.Ю., входит в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 (системные хронические тяжелые заболевания кожи).
Лекарственный препарат «Нетакимаб» входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. N 2406-р.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 29 декабря 2022 г. N 951 гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки.
Лекарственный препарат «Нетакимаб» входит в перечень препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, в рамках указанной региональной Программы при оказании амбулаторной помощи.
Указанный препарат также поименован в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов, утвержденный постановлениями администрации Владимирской области от 26 декабря 2023 г. N 997.
Органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Владимирской области является Министерство здравоохранения Владимирской области (ранее – Департамент здравоохранения Владимирской области).
Указом Губернатора Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 242 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства относятся, в том числе разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 30 декабря 2021 г. № 1214 в целях реализации постановления Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 г. № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» утверждено распределение ассигнований, начиная с 1 января 2022 года ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» на предоставление субсидий на иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.
Основными целями деятельности ГКУЗ ВО «Центр закупок» являются в том числе закупка, прием и хранение лекарственных препаратов, в том числе для льготной категории граждан и отпуск уполномоченной фармацевтической организации.
Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденному постановление Губернатора Владимирской обл. от 15 февраля 2012 г. № 147 установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Министерство здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий финансовый год и на плановый период; проводит информационно-разъяснительную работу по вопросам обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета; распределяет выделенные из областного бюджета бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки ГКУЗ ВО «Центр закупок» и уполномоченным учреждениям (п.2.2).
Граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения (п.3.6). Назначение и применение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (п.3.7).
В соответствии с п. 5 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N 1094н, назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии. Медицинский работник, оформивший рецепт с нарушением настоящего порядка, или руководитель медицинской организации обеспечивают своевременное переоформление требуемого для пациента рецепта (п.1 Порядка).
Согласно п. 12 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, утвержденных Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. № 1093н в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):
1) рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
2) рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
3) рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
4) рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение семи рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
5) рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Судом установлено, что Ваганова В.Ю. наблюдается в ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» с диагнозом <данные изъяты>
Согласно выписке из протокола заседания центральной врачебной комиссии ГБУЗ ВО ОКВД <№> от <дата> Вагановой В.Ю. с <дата> назначен препарат «Нетакимаб» (Эфлейра). С <дата> препарат получает по схеме, кожный процесс перешел в стадию медикаментозной ремиссии. В отношении Вагановой В.Ю. принято решение: продолжить терапию генно-инженерным препаратом «Нетакимаб» в амбулаторных условиях поликлиники по месту жительства до <дата> в дозировке 120 мг. п/к 1 раз в 4 недели. Препарат «Нетакимаб» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемый Правительством РФ. Пациент подлежит обеспечению данным препаратом согласно постановлению Правительства №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», как имеющий тяжелое хроническое заболевание кожи до <дата> включительно. С целью контроля за эффективностью проводимой терапии или ее коррекции, повторное направление на врачебную комиссию в ГБУЗ ВО ОКВД через 6 месяцев (л.д.12-13).
В <дата> центральной врачебной комиссии ГБУЗ ВО ОКВД в отношении Вагановой В.Ю. принималось аналогичное решение о продолжении лечения препаратом «Нетакимаб» до <дата> (л.д.92).
Потребность Вагановой В.Ю. на <дата> в лекарственном препарате «Нетакимаб» включена в общие заявки ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница», получение которых Министерством здравоохранения не оспаривалось (л.д.80-85).
Судом установлено, что в период <дата>. Ваганова В.Ю. не была обеспечена лекарственным препаратом «Нетакимаб».
Так по сведениям ОО «Медилон-Фармимэкс» лекарственный препарат «Нетакимаб» в период с сентября по <дата>. для пациента Вагановой В.Ю. в аптечную сеть не поступал.
Судом также установлено, что рецепты в период <дата> ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» на препарат «Нетакимаб» не выписывались в связи с отсутствием лекарства в аптеке, обращение истца к заведующей поликлиникой за их выпиской представителем ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» не оспаривалось.
<дата> и <дата> Вагановой В.Ю. получен препарат в количестве 2 упаковок по двум рецептам от <дата> <№> (находился на отсроченном обслуживании) и <дата> <№> соответственно, что обеспечивает потребность истца до конца <дата> (л.д.108)
<дата> Министерством здравоохранения Владимирской области в ГКУЗ ВО «Центр закупок» направлена разнарядка на обеспечение Вагановой В.Ю. лекарственным препаратом «Нетакимаб» в количестве 4 упаковок (л.д.48).
Истец после <дата> лечения в стационаре с получением препарата «Нетакимаб» не проходила.
Таким образом, права истца Вагановой В.Ю. были нарушены в части надлежащего оформления ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» в <дата> медицинских документов (рецептов) о ее нуждаемости в бесплатном лекарственном препарате «Нетакимаб», а также непринятием Министерством здравоохранения Владимирской области мер по обеспечению истца указанным препаратом, в связи с чем лекарство отсутствовало в аптечной сети в период с сентября по <дата>
Поскольку истец Ваганова В.Ю. в силу своего заболевания нуждается в обеспечении указанным лекарственным препаратом по жизненным показаниям, как единственным возможным способом лечения имеющегося у нее заболевания, и должна быть обеспечен им бесплатно, следовательно, ее не обеспечение им за счет бюджетных средств нарушает право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, что недопустимо, в связи с чем суд полагает необходимым исковые требования прокурора в данной части удовлетворить и возложить на ГБУЗ ВО «Ковровская районная больница» обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Вагановой В.Ю. в бесплатном лекарственном препарате «Нетакимаб» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством и по их направлению в Министерство здравоохранения Владимирской области; на Министерство здравоохранения Владимирской области - обеспечить Ваганову В.Ю. бесплатным лекарственным препаратом «Нетакимаб» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством; на ГКУЗ ВО «Центр закупок» после получения финансирования от Министерства здравоохранения Владимирской области обязанность по осуществлению закупки и обеспечения Вагановой В. Ю. (ИНН <№>) бесплатным лекарственным препаратом «Нетакимаб» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из изложенного следует, что, поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав пострадавшей стороны как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.
Из пояснений истца следует, что несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом «Нетакимаб» вызывало у нее тревогу за состояние здоровья, которое могло ухудшиться в отсутствие приема лекарства.
В связи с допущенными нарушениями, выразившимися в непринятии должных мер по обеспечению Вагановой В.Ю. необходимым лекарственным препаратом, истец с учетом характера имеющегося у нее заболевания, необходимости приема назначенного ей лекарственного препарата, возможности наступления отрицательных последствий для ее здоровья, понесла нравственные страдания.
Суд, принимая во внимание характер нравственных страданий, с учетом степени вины ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области, требования разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с последнего компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, что по мнению суда соответствует физическим и нравственным страданиям, которые были причинены истцу в связи с необеспечением ее лекарственным препаратом при наличии права на его бесплатное получение.
Наряду с этим, суд не находит оснований для удовлетворения требования Ковровского городского прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку документально подтверждено, что на текущий момент Ваганова В.Ю. обеспечена необходимым лекарственным препаратом «Нетакимаб».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░ <№>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3327101468) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░ <№> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 3325008103) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░ <№> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3327101468) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░ <№>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░.