Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Верх-Усугли 01 ноября 2023 года
Судья Тунгокоченского районного суда Забайкальского края Жапов Т.С.,
при секретаре Богатенко Ю.С.,
с участием:
представителя Администрации Тунгокоченского муниципального округа – Лесковой О.В., действующей на основании доверенности,
представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – заместителя начальника Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Ланцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Тунгокоченского муниципального округа на постановление начальника Тунгокоченского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А. от 26.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального района «Тунгокоченский район»,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Тунгокоченского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А. от 26.09.2023 Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
Администрация Тунгокоченского муниципального округа подала жалобу на указанное постановление, мотивируя тем, что не согласна с постановлением начальника Тунгокоченского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, считает его неправомерным и необоснованным на основании следующего.
На момент привлечения Администрации Тунгокоченского муниципального округа к административной ответственности, решение Тунгокоченского районного суда от 15.02.2023 по делу № 2а-30/2023 было исполнено частично, дорожные знаки в соответствии с требованиями судебного решения установлены в селах Верх-Усугли, Усугли, Кыкер, Акима вблизи общеобразовательных учреждений. Подтверждающие документы (фото) в материалах исполнительного производства имеются. Поскольку совершенное Администрацией Тунгокоченского муниципального округа деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, следовательно, имелись основания для признания данного деяния малозначительным. Ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения было направлено в Тунгокоченское районное отделение судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, однако доводы, изложенные в ходатайстве, при назначении наказания были отвергнуты должностным лицом, в связи с чем Администрация Тунгокоченского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей. Полагает, что назначение штрафа отрицательно скажется на финансовом положении юридического лица, являющегося государственным учреждением. Нарушения не являются грубыми, не наступило вреда или угрозы жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также имущественного ущерба. У должностного лица имелись основания для признания административного правонарушения малозначительным и освобождения Администрации Тунгокоченского муниципального округа от административной ответственности, ограничится устным замечанием, а производство по делу прекратить.
Заявитель просит суд постановление начальника Тунгокоченского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А. от 26.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», отменить и прекратить производство по данному делу.
В судебном заседании представитель Администрации Тунгокоченского муниципального округа Лескова О.В. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить.
Представитель должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – Ланцева А.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья считает, что постановление начальника Тунгокоченского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю от 26.09.2023 о привлечении Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ подлежит оставлению без изменения, а жалоба Администрации Тунгокоченского муниципального округа без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно материалам дела решением Тунгокоченского районного суда Забайкальского края по делу № 2а-30/2023 по административному иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о признании бездействия незаконным и понуждении к действию в виде приведения дорожных сетей в надлежащее состояние, на Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» возложены следующие обязанности:
- в срок до 01.06.2023 установить на улицах Дорожная и Советская с. Верх-Усугли, вблизи территории МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» дорожные знаки 1.23 «Дети»; на улице Клубная вблизи территории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли» с. Верх-Усугли установить знак 1.23 «Дети»; на улицах Школьная и Центральная вблизи территории Акиминской начальной школы установить знак 1.23 «Дети», на ул. Новая и Кооперативная вблизи территории МБОУ «Усуглинская СОШ» установить знак 1.23 «Дети»; на ул. Советская (по обе стороны) вблизи территории МБДОУ «Усуглинский детский сад» установить знак 1.23 «Дети»; по ул. Победы (по обе стороны) вблизи территории МБОУ «Кыкерская СОШ» установить знак 1.23 «Дети»; на улицах Советская и Центральная (при подъезде к школе) вблизи территории МБОУ «Тунгокоченская СОШ» установить знак 1..23 «Дети»; на улицах Центральная и Кооперативная вблизи территории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Тунгокочен» установить знак 1.23 «Дети».
- в срок до 01.07.2023 установить вблизи МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли», Акиминской начальной школы, МБОУ «Усуглинская СОШ», МБДОУ «Усуглинский детский сад», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Тунгокочен» знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40) и обустроить пешеходные переходы совместно со знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» (л.д._______). Указанное решение вступило в законную силу 16.03.2023.
08.06.2023 на основании исполнительного листа начальником отдела – старшим судебным приставом Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А. возбуждено исполнительное производство № 21178/23/75061-ИП в отношении должника – Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», установлен срок для добровольного исполнения. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 08.06.2023 (л.д._________).
07.07.2023 заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Ланцевой А.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в связи с тем, что Администрацией муниципального района «Тунгокоченский район» исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. В связи с этим с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.08.2023 (л.д.________).
Проведенными проверками исполнения решения суда установлено, что в с. Кыкер и с. Акима вблизи территории школ отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (л.д.________). Согласно информации, представленной Администрацией муниципального района «Тунгокоченский район» 05.09.2023, решение Тунгокоченского районного суда от 15.02.2023 по делу № 2а-30/2023 исполнено частично (л.д.________).
В ходе совершения исполнительных действий установлено, что в срок, вновь установленный для исполнения требований исполнительного документа, решение суда не исполнено. 19.09.2023 старшим судебным приставом Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Ланцевой А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 160, согласно которому Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (л.д.________).
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства в совокупности, судья приходит к следующему.
В силу статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В силу частей 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. В силу ст.6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Диспозиция ч.1 ст.17.15 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В связи с тем, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, 07.07.2023 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Постановлением судебного пристава-исполнителя был установлен новый срок для исполнения решения суда до 31.08.2023.
В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» в его совершении, помимо протокола об административном правонарушении № 160 от 19.09.2023 года подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно постановлением о возбуждении исполнительного производства от 08.06.2023 года, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 07.07.2023.
При таких обстоятельствах старший судебный пристав Козлова Т.А. обоснованно пришла к выводу о наличии в действиях Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Доводы Администрации Тунгокоченского муниципального округа об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, нельзя признать состоятельными.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Правовым последствием применения положений указанной нормы является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания (ч.1 ст.29.9 КоАП).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст.ст.7, 20, 41 Конституции РФ в России охраняется жизнь и здоровье людей.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований, а именно непринятие должных мер по установке дорожных знаков вблизи территорий образовательных учреждений нарушает конституционные права и законные интересы учащихся и иных граждан. Нарушение прав граждан заключается в том, что несвоевременная установка дорожных знаков может привести к росту дорожно-транспортных происшествий и повлечь причинение вреда в будущем жизни и здоровью жителей, проживающих на территории Тунгокоченского муниципального округа.
Доказательств объективной невозможности исполнить требование исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также обстоятельств, исключающих вину Администрации, в материалы дела не представлено. Равно, как и не представлено доказательств того, что назначение штрафа отрицательно скажется на финансовом положении Администрации Тунгокоченского муниципального округа.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается совокупностью имеющихся в материалах исполнительного производства и изложенных в постановлении доказательств, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, судья находит вину юридического лица в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.
Нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение рассматриваемого постановления, при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление начальника Тунгокоченского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Козловой Т.А. от 26 сентября 2023 года о назначении Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, – оставить без изменения, а жалобу Администрации Тунгокоченского муниципального округа – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.19 КоАП РФ.
Председательствующий судья Т.С. Жапов