Дело № 2-1256/2024
УИД 59RS0007-01-2023-006865-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года г.Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Артемовой О.А.,
при секретаре Хрусталевой В.А.,
при участи помощника прокурора ФИО2 по удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> выступающего в интересах неопределенного круга лицу к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о возложении обязанности оформить лицензию и запретить обществу деятельность,
установил:
<адрес>, выступающего в интересах неопределенного круга лицу, обратился с иском в суд к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о возложении обязанности оформить лицензию и запретить обществу деятельность.
В обосновании исковых требований прокурор указал, что <адрес> в сентябре 2023 года проведена проверка деятельности ООО <данные изъяты> по исполнению законодательства в сфере эксплуатации производственных объектов. В ходе проверки установлено, что ООО «Трансстрой» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газопротребления» III класса, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за регистрированным номером №, расположен по адресу: <адрес>, Октябрьский городской округ, <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации опасного производственного объекта в реестре от ДД.ММ.ГГГГ № №. Согласно информации ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лицензия по эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II, III категории не оформлена. Владельцем опасного производственного объекта III класса опасности до настоящего времени, является ООО «Трансстрой», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО <данные изъяты> и АО <данные изъяты> заключен договор на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них и газового оборудования. В настоящее время договор не расторгнут. Между тем, меры направленные на получение лицензии в полном объеме не проведены. В прокуратуру района предоставлена информация, предусмотренная только абз. «а», «и», «м» п.4 Положения. При этом, сведения подтверждающие выполнение иных мероприятий, направленных на получение лицензии в прокуратуру района не представлены. Таким образом, мероприятия, направленные на получение лицензии в полном объеме не проведены. Установлено, что должностными лицами ООО «<данные изъяты> обязательные требования, предусмотренные положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, в части лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности не исполняются. Указанное бездействие должностных лиц ООО <данные изъяты> нарушает права и законные интересы граждан, поскольку эксплуатация опасных производственных объектов без получения соответствующей лицензии создает угрозу жизни и здоровью граждан. На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, истец просит возложить на ООО <данные изъяты> обязанность до ДД.ММ.ГГГГ оформить лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объект «Сеть газопотребления», расположенной по адресу: <адрес>, Октябрьский городской округ, <адрес>; запретить ООО <данные изъяты> деятельность по эксплуатации объекта «Сеть газопотребления», расположенного по адресу <адрес>, Октябрьский городской округ, <адрес>, до получения ООО <данные изъяты> лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на указанный объект.
<адрес> извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО2 настаивал на удовлетворении требований по основаниям, приведенным в иске.
Ответчик ООО <данные изъяты> извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Третье лицо Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору извещено о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, представило письменное пояснение, в котором указало, что Управление считает, что ООО <данные изъяты> при осуществлении деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО <данные изъяты>, рег. № №, III класса опасности необходимо иметь соответствующую лицензию
Представитель третьего лица АО <данные изъяты> в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении, пояснения по делу не представил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Пунктом 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу п.2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 12.09.2023г. № заместителя прокурора <адрес> советнику юстиции ФИО3 в сентябре 2023 года <адрес> проведена проверка деятельности ООО <данные изъяты> по исполнению законодательства в сфере эксплуатации производственных объектов (л.д. 28).
По результатам проверки составлена справка от 14.09.2023г. (л.д. 30).
В ходе проверки установлено, следующее.
ООО <данные изъяты> осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газопротребления» ООО <данные изъяты> III класса опасности, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за регистрированным номером № ДД.ММ.ГГГГ, расположен объект по адресу: <адрес>, Октябрьский городской округ, <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № А48-13997, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Согласно информации ООО <данные изъяты>» от 12.09.2023 лицензия по эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II, III категории не оформлена.
Владельцем опасного производственного объекта III класса опасности до настоящего времени, является ООО «<данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.03.2013.
30.08.2013 между ООО <данные изъяты> и АО <данные изъяты> заключен договор на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них и газового оборудования. В настоящее время договор не расторгнут.
Между тем, меры направленные на получение лицензии в полном объеме не проведены. Установлено, что должностными лицами ООО «<данные изъяты> обязательные требования, предусмотренные положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, в части лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности не исполняются. Указанное бездействие должностных лиц ООО <данные изъяты> нарушает права и законные интересы граждан, поскольку эксплуатация опасных производственных объектов без получения соответствующей лицензии создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В письме от 17.01.2024г. направленном в адрес заместителя прокурора <адрес> советнику юстиции ФИО3 директор ООО <данные изъяты> ФИО4 указал, что после получения разъяснений от Ростехнадзора приступит к оформлению лицензии.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно абз.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3,4 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно п.2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
Согласно п.4 Положения, Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия) являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;
б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительные заключения экспертизы промышленной безопасности), внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
в) соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании";
г) наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
д) создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
е) наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
ж) наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
з) наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
и) наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
к) наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
л) прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленных подразделений организаций) соискателей лицензии, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
м) наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.
Согласно с. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Требование истца о возложении обязанности оформить лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объекте «Сети газопротребления», по адресу: <адрес> до получения ООО <данные изъяты>, не подлежит удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, прямо названными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и иными способами, предусмотренными законом. По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, в отсутствие необходимой лицензии влечет прекращение права осуществлять такую деятельность.
Возложение на ответчика обязанности по получению лицензии означает не предусмотренное законом понуждение юридического лица к осуществлению определенного вида деятельности вопреки праву выбора юридического лица на занятие определенным видом деятельности или отказа от него (статьи 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом должностями лицами ООО <данные изъяты> обязательные требования, предусмотренные положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части лицензирования деятельности про эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности не исполняет.
Указанное бездействие должностных лиц ООО <данные изъяты> нарушает права и интересы граждан, поскольку эксплуатация опасных производственных объектов без получения соответствующей лицензии создает угрозу жизни или здоровью граждан, окружающей среде, что свидетельствует о нарушении прав неопределённого круга лиц.
В связи с тем, что ООО <данные изъяты> осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газопротребления» ООО «<данные изъяты> III класса опасности без оформления лицензии деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, при этом документов, подтверждающих то, что ответчиком исполнено обязательство по оформлению лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта суду не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части запрета ООО <данные изъяты> эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объекте «Сети газопротребления», по адресу: <адрес>, Октябрьский городской округ, <адрес> до получения ООО <данные изъяты> лицензии.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ИНН № ОГРН № эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объекте «Сети газопротребления», по адресу: <адрес>, Октябрьский городской округ, <адрес> до получения Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ИНН № лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объект «Сети газопротребления», по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требования о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> оформить лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объект «Сети газопротребления», по адресу: <адрес> выступающего в интересах неопределенного круга лиц–отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья. Подпись
Копия верна
Судья О.А. Артемова
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2024 года.