Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 июля 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Нагапетян А.Г.,
с участием:
представителя административного истца Семенова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-978/2020 по административному исковому заявлению Боброва Алексея Борисовича к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Бобров А.Б. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.
В иске указал, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства:
- нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 1 033,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 422 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.01.2020 года, она составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 22 284 545 рублей 56 копеек, по состоянию на 09.06.2017 года;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № – 54 554 891 рубль 04 копеек, по состоянию на 09.06.2017 года.
Административный истец не согласился с кадастровой стоимостью принадлежащих ему объектов недвижимости и обратился для определения их рыночной стоимости в ООО <данные изъяты>».
Согласно отчетам ООО <данные изъяты>» от 20.02.2019 №№ 121-ФЛ, 122-ФЛ рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 11 340 719 рублей 90 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером № – 27 397 228 рублей 57 копеек.
Бобров А.Б. считает, что установленная кадастровая стоимость принадлежащих ему нежилых помещений завышена, чем нарушаются его права, так как это ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на основании отчетов об оценке.
Определением суда от 19.03.2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Представитель административного истца по доверенности Семенов Д.В., в судебном заседании уточнил административные исковые требования, просил суд установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 09.06.2017 года в размере 11 340 719 рублей 90 копеек, установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0234002:3489, равной рыночной стоимости по состоянию на 09.06.2017 года в размере 28 400 000 рублей на основании заключения эксперта.
Представители: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации городского округа Самара, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, письменных возражений на административное исковое заявление в суд не предоставили.
Представитель Правительства Самарской области направил в адрес суда письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просил в удовлетворении настоящего административного искового заявления отказать.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами: №, принадлежат на праве собственности Боброву А.Б. Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.06.2020 года.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области», и по состоянию на 09.06.2017 г. в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № она составляет 22 284 545 рублей 56 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № - 54 554 891 рубль 04 копеек.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В данном случае, установление кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений и считая свои права нарушенными, Бобров А.Б. 17.03.2020 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Бобров А.Б. в обоснование своих требований представил отчеты об оценке от 20.02.2019 №№ 121-ФЛ, 122-ФЛ, подготовленный оценщиком ООО <данные изъяты>», из которых усматривается, что объектами оценки являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами №, итоговая величина рыночной стоимости которых по состоянию на 09.06.2017 г. составила: нежилого помещения с кадастровым номером № – 11 340 719 рублей 90 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером № – 27 397 228 рублей 57 копеек.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Самара о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0234002:3489.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты>» от 18.06.2020 года № 10895, по состоянию на 09.06.2017 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составила 28 400 000 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд принимает во внимание, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и требованиям федеральных стандартов оценки (ФСО).
В данном случае судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.
Оценивая экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» от 18.06.2020 года № 10895 по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения материалов административного дела, где представлена необходимая и достаточная информация об объекте оценки. Определённая в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость не является произвольной, при оценке нежилого помещения эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте, в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Эксперт пришел к выводу, что по состоянию на 09.06.2017 г. итоговая рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составила 28 400 000 рублей.
Каких-либо доказательств в опровержение выводов указанного выше заключения судебной экспертизы не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.
Административный истец с результатами судебной экспертизы согласился, в связи с чем, уточнил свои исковые требования и просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости не на основании отчета об оценке, а в соответствии с заключением эксперта.
С учетом изложенного, суд полагает, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № подлежит определению в соответствии с экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» от 18.06.2020 года № 10895.
Исследовав отчет об оценке от 20.02.2019 № 121-ФЛ нежилого помещения с кадастровым номером №, выполненный независимым оценщиком ООО <данные изъяты>», суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие – либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилого помещения основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке от 20.02.2019 № 121-ФЛ нежилого помещения с кадастровым номером №, выполненный оценщиком ООО <данные изъяты>», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный ООО <данные изъяты>» от 20.02.2019 № 121-ФЛ в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 17.03.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Боброва Алексея Борисовича – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 422 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 09 июня 2017 года в размере 11 340 719 рублей 90 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1 033,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 09 июня 2017 года в размере 28 400 000 рублей.
Датой подачи Бобровым А.Б. административного иска в суд считать 17.03.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 июля 2020 года.
Судья: С. Н. Ласковская