Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3575/2023 от 24.10.2023

77RS0002-02-2023-008649-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута

7 декабря 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

с участием транспортного прокурора г. Воркуты Коржанова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3575/2023 по исковому заявлению Воркутинского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении определенных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с требованиями (к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать на железнодорожном вокзале Воркута условия для пребывания маломобильных групп населения в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а именно: выполнить завершающие горизонтальные части поручней, установленных на пандусе при входе в здание железнодорожного вокзала Воркута с южной стороны, в травмобезопасной форме; оборудовать вход в здание железнодорожного вокзала Воркута наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом для маломобильных групп граждан; оборудовать участки пола в здании железнодорожного вокзала Воркута на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения предупреждающими тактильными напольными указателями по ГОСТ Р 52875; оборудовать на путях эвакуации в здании железнодорожного вокзала Воркута аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330; оборудовать лестницу, ведущую от здания железнодорожного вокзала Воркута в сторону платформы и перрона, пандусом, доступным для инвалидов; обеспечить возможность безопасного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения через железнодорожные пути на железнодорожном вокзале Воркута путем оборудования пешеходных переходов на одном уровне с верхом головки рельсов.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки на железнодорожном вокзале Воркута Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», расположенного по адресу Республика Коми, г. Воркута, ул. Привокзальная, д. 3 установлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Отзыв на иск не представил.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Помощник Воркутинского транспортного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном иске.

Выслушав пояснения Воркутинского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В адрес Воркутинского транспортной прокуратуры 20.02.2023 поступило обращение Воркутинской городской организации Всероссийского общества инвалидов, в котором указано, что на железнодорожном вокзале станции Воркута отсутствуют места отдыха маломобильных групп населения, установленный пандус не отвечает требованиям законодательства, вход не адаптирован для инвалидов, коридор, ведущий к санитарной комнате и к билетной кассе также не отвечает требованиям законодательства. Отсутствуют: система вызова помощи персонала, тактильно-контрастные предупреждающие указатели, аварийное освещение на путях эвакуации, обозначение входа в медицинский пункт вокзала.

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) указано, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Из статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ усматривается, в том числе, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования (далее - Порядок № 329).

Согласно пункту 2 Порядка № 329 обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов железнодорожных вокзалов осуществляется владельцами пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала, оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров на вокзалах.

Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ утвержден «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В части 1 ст. 6 Технического регламента указано, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) (далее Перечень), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 38 в указанный Перечень включены Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр. (далее - СП 59.13330.2020).

В соответствии с пунктом СП 59.13330.2020 установлено, что форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.

Согласно п. 6.2.11 СП 59.13330.2020 завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по 5.1.13 и иметь травмобезопасное исполнение.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что при входах в общественные здания следует применять наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом с учетом принятой организации обслуживания посетителей.

Согласно п. 6.2.3 СП 59.13330.2020 в общественных зданиях на этажах с числом посетителей более 50 человек на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами следует предусматривать предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 52875.

Пунктом 6.2.32 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330 (СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно- хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 № 777/пр).

Пунктом 8.4.9 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.

Пунктом 5.1 СП 59.13330.2020 установлены требования к путям движения инвалидов.

Пандусы и лестницы к платформе должны соответствовать требованиям пункта 5.1.

Подпунктом «в» пункта 9.1 Порядка предусмотрено, что владельцы инфраструктуры на вокзалах обеспечивают возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным переходам, страиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение пункта 5.3.1 СП 59.13330.2020 в зале ожидания железнодорожного вокзала Воркута отсутствуют места отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями с опорой для спины и подлокотником; в нарушение пунктов 5.1.13, 6.2.11 СП 59.13330.2020 поручни, установленные на пандусе при входе в здание железнодорожного вокзала Воркута с южной стороны, имеют травмоопасные завершающие формы; в нарушение пункта 6.1.1 СП 59.13330.2020 при входе в здание железнодорожного вокзала Воркута отсутствуют наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом для МГН; в нарушение пункта 6.2.3 СП 59.13330.2020 в здании железнодорожного вокзала Воркута отсутствуют предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 5287; в нарушение пункта 6.2.32 СП 59.13330.2020 в зале ожидания железнодорожного вокзала Воркута, в кабине санузла, на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330. Лестница, ведущая от здания железнодорожного вокзала Воркута в сторону платформы и перрона, не является доступной для МГН и не соответствует требованиям пункта 5.1 СП 59.13330.2020.

07.03.2023 Воркутинской транспортной прокуратурой для устранения указанных нарушений законодательства начальнику Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов было внесено представление.

Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены.

Из ответа заместителя Северной РДЖВ от 20.04.2023 следует, что факты, изложенные в представлении Воркутинского транспортного прокурора, нашли подтверждение. Ведется претензионная работа с подрядчиком, установившим пандус с нарушением законодательства. Нарушение будет устранено до 30.12.2023. Для отдыха маломобильных пассажиров в зале ожидания выделены места и обозначены соответствующей пиктограммой. В III квартале 2023 года запланирована поставка и установка кнопок вызова персонала, в том числе и для вокзала Воркута. Закупка предупреждающих тактильных напольных указателей запланирована на 2022-2023 годы, в связи со сложной ситуацией в РФ финансирование было снято, закупка запланирована на 2024 год. Пешеходные настилы для перехода на 2 островную платформу не находятся на балансе Северной РДЖВ. В дистанцию пути Северной ЖД направлена заявка на установку настилов, ожидаемый срок исполнения - 30.05.2023. В настоящее время лестница, ведущая от здания вокзала в сторону платформы и перрона, не находится на балансе Северной РДЖВ. По факту проведения работ по обмеру площади и принятия на баланс данного объекта, будут разработаны мероприятия по приведению к требованиям нормативных документов. В паспорте доступности для пассажиров из числа инвалидов объекта пассажирской инфраструктуры вокзала Воркута, утвержденном 29.04.2020 в разделе 4.5 прописаны требуемые мероприятия по адаптации вокзала и повышения уровня доступности для маломобильных граждан с указанием рекомендованных сроков их исполнения. С учетом выявленного замечания, при будущей актуализации паспорта доступности, мероприятия по адаптации будут обновлены. Рассмотрен вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.

Из объяснительной начальника железнодорожного вокзала Воркута от 31.03.2023 следует, что ею не предпринималось должных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов и осуществлялся необходимый контроль за организацией содействия маломобильным группам населения.

Подпунктом «а» пункта 9.1 Порядка № 329 предусмотрено, что владельцы инфраструктуры на вокзалах обеспечивают доступность коммуникаций вертикальных (пассажирские лифты, подъемные платформы, пандусы, нормативная ширина марша лестницы) для беспрепятственного входа на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

Подпунктом «в» пункта 9.1 Порядка предусмотрено, что владельцы инфраструктуры на вокзалах обеспечивают возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным переходам, устраиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

В нарушение указанных требований законодательства пешеходные переходы для инвалидов и других МГН через железнодорожные пути на вокзале Воркута отсутствуют, что препятствует посадке пассажиров из числа инвалидов в поезда, прибывающие на второй путь.

Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.

Необеспечение доступности здания железнодорожного вокзала для инвалидов является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам транспортной инфраструктуры.

Представитель ОАО «РЖД» надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, доказательства устранения нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов не представил, таким образом, при рассмотрении настоящего дела нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов не устранены. При этом указание в ответе заместителя Северной РДЖВ от 20.04.2023, что пешеходные настилы для перехода на 2 островную платформу и лестница, ведущая от здания вокзала в сторону платформы и перрона не находятся на балансе Северной РДЖВ, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку иск предъявлен не к Северной РДЖВ, а к ОАО «РЖД».

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

Указанный истцом срок для исполнения ответчиком заявленных обязанностей суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, полагает разумным и достаточным.

Учитывая обстоятельства дела, характер и длительность мероприятий необходимых для исполнения требований истца, суд считает разумным установить для исполнения решения суда срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Определяя размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает, что подлежат удовлетворению требования неимущественного характера, следовательно, размер государственной пошлины составляет 300 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность создать на железнодорожном вокзале Воркута условия для пребывания маломобильных групп населения в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, а именно:

выполнить завершающие горизонтальные части поручней, установленных на пандусе при входе в здание железнодорожного вокзала Воркута с южной стороны, в травмобезопасной форме;

оборудовать вход в здание железнодорожного вокзала Воркута наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом для маломобильных групп граждан;

оборудовать участки пола в здании железнодорожного вокзала Воркута на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения предупреждающими тактильными напольными указателями по ГОСТ Р 52875;

оборудовать на путях эвакуации в здании железнодорожного вокзала Воркута аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330;

оборудовать лестницу, ведущую от здания железнодорожного вокзала Воркута в сторону платформы и перрона, пандусом, доступным для инвалидов,

обеспечить возможность безопасного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения через железнодорожные пути на железнодорожном вокзале Воркута путем оборудования пешеходных переходов на одном уровне с верхом головки рельсов.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, то есть с 14.12.2023.

Председательствующий

2-3575/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Машковцева Елена Владиславовна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее