Дело № 12-216/2024
59RS0001-01-2024-003363-56
Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2024 года г. Пермь Пермского края
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Зайцева А.А.,
рассмотрев жалобу Плешковой М. А. на постановление административной комиссии Дзержинского района г.Перми от Дата №..., которым Плешкова М. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Дзержинского района г. Перми от Дата №... Плешкова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от Дата №-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», назначено наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей, в связи с тем, что Дата в 12 час. 20 мин. по адресу: Адрес, на остановочном пункте «Адрес (Якутская)» в направлении конечного пункта «Центральный рынок» Плешкова М.А. совершила поездку в автобусе № гос.номер Н941ЕН, без оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования.
В жалобе Плешкова М.А. просит отменить постановление, поскольку оплата была произведена ею своевременно с помощью студенческой транспортной карты №, однако оплата черев валидатор не прошла.
В судебное заседание Плешкова М.А., представитель административной комиссии Дзержинского района г.Перми не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав доводы жалобы, дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Дата в отношении Плешковой М.А. консультантом отдела пассажирских перевозок департамента транспорта администрации Адрес составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.1 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» - безбилетный проезд, а равно провоз багажа (ручной клади) сверх установленных норм без оплаты в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения.
Протокол об административном правонарушении составлен без участия Плешковой М.А., извещенной о месте и времени составления протокола надлежащим образом.
Дело об административном правонарушении рассмотрено административной комиссией Адрес Дата в отсутствие Плешковой М.А., извещенной надлежащим образом, действия Плешковой М.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 8.Адрес «Об административных правонарушениях в Адрес».
В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», безбилетный проезд, а равно провоз багажа (ручной клади) сверх установленных норм без оплаты в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 3.1 Федерального закона № 259-ФЗ предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение обязательных требований, установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (за исключением муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.
В силу ч. 6 ст. 20 Федерального закона № 259-ФЗ в течение всей поездки по требованию должностного лица органа местного самоуправления либо должностного лица подведомственного такому органу государственного или муниципального учреждения, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, пассажир обязан подтвердить факт оплаты своего проезда.
Согласно п. 1 ч. 7 ст. 20 Федерального закона № 259-ФЗ порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается: при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах одного субъекта Российской Федерации, - нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации, принятым с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с ч. 17 ст. 20 Федерального закона № 259-ФЗ в случае выявления должностным лицом, уполномоченным на осуществление проверки подтверждения оплаты, в транспортном средстве лица, нарушившего порядок, установленный в соответствии с частью 7 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверки подтверждения оплаты, вправе требовать от нарушившего порядок лица документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а такое лицо обязано предъявить указанный документ. Уплата административного штрафа за это нарушение не освобождает лицо от оплаты проезда.
Решением Пермской городской Думы от 24 мая 2016 года № 96 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми», утверждены Правила, в соответствии с пунктом 3.7 которых, оплата проезда на муниципальных маршрутах может осуществляться по наличному и безналичному расчету.
Оплата проезда наличными денежными средствами осуществляется по регулируемому тарифу на перевозку пассажира автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы, кондуктору, при его отсутствии - водителю.
Оплата проезда безналичным способом осуществляется с использованием транспортных карт (проездных билетов, льготных проездных документов), бесконтактных банковских карт, в том числе сформированных на электронном устройстве, а также с использованием проездного документа, предусматривающего предоставление льгот отдельным категориям лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края.
Вина Плешковой М.А. в совершении правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от Дата №...; актом об обнаружении признаков административного правонарушения от Дата №; объяснениями Плешковой М.А. от Дата, в которых она указала о том, что после оплаты не убедилась в совершении оплаты проездной картой.
Довод Плешковой М.А. о том, что она прикладывала транспортную карту к валидатору, но оплата не прошла вследствие их некорректной работы, подлежит отклонению.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении, по данным единой автоматизированной системы оплаты проезда и учета пассажиропотока в Адрес при проверке сотрудниками КРС все валидаторы в трамвае находились в технически исправном состоянии, в указанный период времени проводились транзакции.
Таким образом, оснований полагать, что оплата не была произведена вследствие неисправности валидатора, не имеется.
Кроме того, у Плешковой М.А. имелась возможность оплатить проезд наличными денежными средствами водителю в соответствии с Правилами организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми, однако не сделала это.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае», образует нарушение порядка подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края (далее - порядок подтверждения оплаты).
Согласно ч. 6 ст. 20 Федерального закона N 259-ФЗ в течение всей поездки по требованию должностного лица органа местного самоуправления либо должностного лица подведомственного такому органу государственного или муниципального учреждения, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, пассажир обязан подтвердить факт оплаты своего проезда.
Таким образом, Плешкова М.А. обязана была подтвердить факт оплаты проезда в маршрутном транспортном средстве в течение всей поездки в момент предъявления такого требования должностным лицом.
При указанных обстоятельствах, коллегиальный орган обоснованно квалифицировал действия Плешковой М.А. по ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».
При указанных обстоятельствах, коллегиальный орган обоснованно квалифицировал действия Плешковой М.А. по ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».
Между тем, административной комиссией Дзержинского района г.Перми не учтено следующее.
Согласно положениям ч. 1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушений установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба; причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает определенный порядок привлечения к административной ответственности и содержит ряд требований, обязательных для соблюдения при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении предусмотрены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из которой, постановление может быть вынесено в форме документа на бумажном носителе, а также в форме электронного документа. Данной статьей предусмотрено общее правило о том, что постановление подписывается лицом, его вынесшим (судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление). Постановление в форме электронного документа, может быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 5, 5.1, 8).
В соответствии с ч.5.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
По смыслу названных норм, постановление, принятое по итогам заседания коллегиального органа (административной комиссии), за исключением случаев, предусмотренных в ч.6 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации), должно быть подписано оригинальной подписью председателя коллегиального органа (административной комиссии). При этом второй экземпляр постановления по делу об административном правонарушении может быть вынесен и направлен для исполнения в форме электронного документа.
По запросу суда административной комиссией Дзержинского района г.Перми были представлены оригиналы дела об административном правонарушении в отношении Плешковой М.А., в том числе оригинал оспариваемого постановления от Дата, содержащий сведения об электронной подписи председателя административной комиссии ФИО3
Между тем, указанный документ, вынесенный на заседании административной комиссии по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Плешковой М.А. в виде постановления от Дата, принят в ненадлежащей форме, не отвечающей требованиям ч.5 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не подписан лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9., 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Таким образом, учитывая указанные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении оспариваемое проставление подлежит отмене, а производство по делу прекращению, поскольку в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение в связи с истечением установленного для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии Дзержинского района г.Перми от 15.05.2024 года №..., которым Плешкова М. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Плешковой М. А. – прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
...
.... Судья А.А.Зайцева