Судья Койкова Т.А. УИД 11RS0001-01-2022-016251-02
Дело № 21-35/2023 (№ 12-1429/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев 01 февраля 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу Кривошеина Николая Валерьевича на постановление должностного лица ОСП по Сысольскому району УФССП России по Республике Коми от 09 августа 2022 года № 125, решение руководителя УФССП по Республике Коми от 04 октября 2022 года № <Номер обезличен> и решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кривошеиной Анны Анатольевны,
установил:
постановлением должностного лица ОСП по Сысольскому району УФССП России по Республике Коми №125 от 09 августа 2022 года Кривошеина А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ...
Решением руководителя УФССП России по Республике Коми <Номер обезличен> от 04 октября 2022 года приведенное постановление должностного лица ОСП по Сысольскому району УФССП России по Республике Коми от 09 августа 2022 года оставлено без изменения, жалоба Кривошеиной А.А. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением должностных лиц, Кривошеина А.А. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, по результатам рассмотрения которой, 02 декабря 2022 года вынесено решение об оставлении без изменения постановления должностного лица ОСП по Сысольскому району УФССП России по Республике Коми №125 от 09.08.2022 года и решения руководителя УФССП по Республике Коми №<Номер обезличен> от 04.10.2022 года, вынесенных в отношении Кривошеиной А.А. по делу об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без изменения, жалобы Кривошеиной А.А. без удовлетворения.
Кривошеина А.А. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой на состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решения, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу, указывая, что решение суда исполнено в 2014 году.
В судебное заседание Кривошеина А.А., должностные лица административного органа, вынесшие постановление и решение по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения жалобы не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, нахожу возможным рассмотреть дело в их отсутствие, явку которых обязательной не признаю.
На основании статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что на исполнении в ОСП по Сысольскому району УФССП по Республике Коми находится исполнительное производство № <Номер обезличен> возбужденное 11 ноября 2014 года в отношении Кривошеиной А.А., предметом исполнения которого является возложение обязанности освободить землю общего пользования проезд между домами ...
В связи с неисполнением должником судебного акта в срок, установленный для добровольного исполнения, 26 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в ...
19 мая 2015 года постановлением и.о. начальника отдела ОСП по Сысольскому району УФССП России по Республике Коми Кривошеина А.А. привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере ... за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела также установлено, что Кривошеина А.А. в период с 2014 по 2022 годы неоднократно привлекалась к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Требованием от 07 июля 2022 года Кривошеиной А.А. установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – не позднее 14 июля 2022 года.
В указанный срок требование судебного пристава - исполнителя должником Кривошеиной А.А. выполнено не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом службы судебных приставов 09 августа 2022 года обжалуемого постановления № 125 о привлечении Кривошеиной А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на указанное постановление, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что Кривошеина А.А., являясь должником по исполнительному производству, не исполнила в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, требования исполнительного документа, чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения привлекаемым лицом вмененного административного правонарушения нашли свое подтверждение. Доказательства по делу собраны в соответствии с законом, согласуются между собой и подтверждают вину привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения при отсутствии оснований для освобождения его от административной ответственности. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится.
Судом не установлено обстоятельств объективной невозможности неисполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения.
Совершенное Кривошеиной А.А. правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылка Кривошеиной А.А. о том, что решение суда, на основании которого возбуждено исполнительное производство, исполнено в 2014 году, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности актом совершения исполнительских действий от 15 июля 2022 года, фотоматериалами, которые свидетельствуют, что в установленный судебным приставом срок - до 14 июля 2022 года, Кривошеиной А.А. решение суда не исполнено, при этом неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера имело место в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Доводы жалобы об отсутствии события правонарушения по мотиву фактического исполнения решения суда, подлежат отклонению, поскольку опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.
При этом ссылка Кривошеиной А.А. на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в данном случае является ошибочной, поскольку вмененное ей правонарушение не является длящимся, оно было окончено после истечения установленного ему срока для исполнения решения суда.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
При этом Кривошеина А.А., полагающая о фактическом исполнении решении суда, вправе обратиться в ОСП с заявлением об окончании исполнительного производства, а в дальнейшем обжаловать решение приставов по указанному вопросу.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов, решение вышестоящего должностного лица по жалобе на указанное постановление и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для отмены оспариваемого судебного решения и удовлетворения жалобы Кривошеиной А.А. не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление должностного лица ОСП по Сысольскому району УФССП России по Республике Коми 09 августа 2022 года № 125, решение руководителя УФССП по Республике Коми от 04 октября 2022 года № 125/22/11016-АП и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кривошеиной Анны Анатольевны оставить без изменения, жалобу Кривошеиной А.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Щенникова