РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2024 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шульги Т.В. при секретаре Кайбалиевой Э.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-244/2024 по иску Чернышовой Елены Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения в части неправильного исчисления льготного стажа и обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Чернышова Е.М. обратилась в суд с иском к ОСФР по Астраханской области, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год трудоустроена в Приволжской Центральной районной больнице Астраханской области в с.Водяновка фельдшером ФАП с возложением обязанностей заведующей фельдшерско-акушерского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ переведена участковой медицинской сестрой взрослого населения во врачебную амбулаторию села Осыпной Бугор. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером выездной бригады» Городской Станции Скорой Медицинской помощи» в городе Астрахани. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была призвана на военную службу по контракту во Внутренние войска МВД России и назначена Начальником медицинского пункта войсковой части № (город Астрахань), затем с ДД.ММ.ГГГГ назначена фельдшером сортировочного взвода медицинской роты войсковой части № (город Астрахань). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала в Приволжской Центральной районной больнице Астраханской области в таких должностях, как: медицинская сестра Фельдшерско-акушерского пункта в селе Водяновка, медицинская сестра участковая (врача-педиатра участкового) амбулатории в селе Евпраксино Приволжского района, медицинская сестра по физиотерапии, амбулатории <адрес>, старшая медицинская сестра поликлиники № 1 Приволжского района. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ГБУЗ Астраханской области «Городская поликлиника №» в должности медицинской сестры отделения медицинской профилактики, затем была переведена на должность старшей медицинской сестры терапевтического отделения. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность старшей медицинской сестры в амбулаторно-поликлиническое отделение госпиталя Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области», затем, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры кабинета инфекционных заболеваний, где работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии, в связи с достижением 30 летнего стажа медицинской деятельности. ДД.ММ.ГГГГ решением ОСФР по Астраханской области № ей было отказано в назначении пенсии с указанием, что специальный стаж на дату обращения составляет 19 лет 5 месяцев 4 дня. Из специального стажа исключены периоды: отпуска без сохранения заработной платы - 1 мес. 24 дня, работа на 0,5 ставки - 4 мес. 21 день, учебные отпуска – 3 мес., служба по контракту - 2 года 1 месяц 22 дня, а всего 2 года 11 мес. 7 дней.
С данным решением истец не согласна, считает, что данные периоды работы незаконно исключены из специального стажа, а стаж за работу в сельской местности с учетом льготного исчисления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 лет 21 день, с учетом расчета, когда за 1 год работы в сельской местности засчитывается 1 год и 3 месяца (13х3)=39 месяцев или 3 года 3 месяца.
Считает, что специальный стаж в сельской местности составляет 16 лет 3 месяца 21 день. Работа в лечебных учреждениях города Астрахани осуществлялась на протяжении 16 лет 8 месяцев 8 дней, общая деятельность в лечебных учреждениях сельской и городской местности составляет - 32 года 11 месяцев 29 дней.
Просит признать решение об отказе ОСФР по Астраханской области за № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части неправильного исчисления льготного стажа; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии вышеуказанные периоды в льготном исчислении: один год работы за один год и три месяца, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию с даты наступления права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Чернышова Е.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Ванина И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила возражения, согласно которым просит в иске отказать в связи с отсутствием у Чернышовой Е.М. требуемого специального стажа.
Представители третьего лица Клиентской службы в Приволжском районе Астраханской область Управления организации работы Клиентских служб ГУ ОПФ РФ по Астраханской области, ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по Астраханской области» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.
Суд с согласия истца принял дело к рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В указанный Список включен средний медицинский персонал, в числе которого фельдшер, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, медицинская сестра участковая, заведующая медицинским пунктом, медицинская сестра по физиотерапии, старшая медицинская сестра. Поименованы больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт, станция скорой медицинской помощи, амбулатория, медико-санитарная часть, медицинский пункт, являющийся структурными подразделениями организаций (воинских частей), медицинская рота.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до ДД.ММ.ГГГГ (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, после ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
В судебном заседании установлено и следует из трудовой книжки истца, что Чернышова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год трудоустроена в Приволжской Центральной районной больнице Астраханской области в с.Водяновка фельдшером ФАП с возложением обязанностей заведующей фельдшерско-акушерского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ переведена участковой медицинской сестрой взрослого населения во врачебную амбулаторию села Осыпной Бугор. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером выездной бригады «Городской Станции Скорой Медицинской помощи» в городе Астрахани. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была призвана на военную службу по контракту во Внутренние войска МВД России и назначена Начальником медицинского пункта войсковой части № (город Астрахань), затем с ДД.ММ.ГГГГ назначена фельдшером сортировочного взвода медицинской роты войсковой части № (город Астрахань). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала в Приволжской Центральной районной больнице Астраханской области в должности медицинской сестры Фельдшерско-Акушерского пункта в селе Водяновка, медицинской сестры участковой (врача-педиатра участкового) амбулатории в селе <адрес>, медицинской сестры по физиотерапии, амбулатории <адрес>, старшей медицинской сестры поликлиники №1 Приволжского района.
Приволжская Центральная районная больница неоднократно переименовывалась, а именно, на основании Постановления главы Администрации муниципального образования «Приволжский район» от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное учреждение здравоохранения «Приволжская центральная районная больница» муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области изменено на муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжская центральная районная больница» муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области.
На основании распоряжения Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПР, переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области «Приволжская Центральная Районная Больница».
На основании распоряжения Министерства здравоохранения Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области « Приволжская Районная Больница».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ГБУЗ Астраханской области «Городская поликлиника №» в должности медицинской сестры отделения медицинской профилактики, затем была переведена на должность старшей медицинской сестры терапевтического отделения.
С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность старшей медицинской сестры в амбулаторно-поликлиническое отделение госпиталя Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-Санитарная Часть Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Астраханской области», затем, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры кабинета инфекционных заболеваний, где работает по настоящее время.
Как следует из материалов дела Чернышова Е.М. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Чернышова Е.М. обратилась в ОСФР по Астраханской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ«О страховых пенсиях в РФ».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Чернышовой Е.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
По подсчетам ответчика размер данного стажа на момент обращения в ОСФР по Астраханской области составил 19 лет 5 месяцев 4 дня.
Согласно представленным возражениям ответчика на момент рассмотрения дела специальный стаж составляет 20 лет 7 месяцев 5 дней (с учетом льготного исчисления периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как село).
В подсчет специального стажа были включены следующие периоды работы:
- в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца в сельской местности периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
в льготном исчислении как 1 год работы за 1 календарный год периоды
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
в льготном исчислении день работы медицинского работника в период КОВИД-19 как 2 дня периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В подсчет специального стажа не включены:
- отпуска без сохранения заработной платы, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до 3-х лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до 1,5 лет);
- периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по физиотерапии амбулатории <адрес> и учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку за данные периоды отсутствует код льготы согласно выписки с лицевого счета застрахованного лица.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, а именно, материалы пенсионного дела, выписку с лицевого счета застрахованного лица, трудовую книжку сери АТ-V №, справки, уточняющие период и характер работ, суд не находит оснований для включения в специальный стаж периода нахождения Чернышовой Е.М. в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в льготном исчислении, поскольку, исходя из п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, не предусмотрено включение периодов нахождения в отпуске без сохранения содержания в подсчет специального стажа, как и Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", ввиду отсутствия уплаты страховых взносов работодателем и осуществления лечебной деятельности работником.
Период нахождения Чернышовой Е.М. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца в сельской местности, поскольку как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Вместе с тем, поскольку иные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до 3-х лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до 1,5 лет имели место после ДД.ММ.ГГГГ, они не подлежат включению в специальный стаж.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как указано в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Таким образом, условием включения в льготный стаж работы на 0,5 ставки в должности и учреждении, включенных в список, является работа по совместительству и суммирование этой работы с другой работой, также являющейся льготной.
Поскольку истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на 0,5 ставки медицинской сестры школьной в ФАП <адрес>, суд приходит к выводу, что указанный период не подлежит зачету в ее специальный стаж.
Доводы истца о том, что она также работала на 1,5 ставки участковой медсестры взрослого населения во врачебной амбулатории в <адрес>, что при суммировании составляет 2 ставки суд находит ошибочными, поскольку данные работы выполнялись в иной период, в связи с чем не подлежат суммированию.
Как следует из материалов дела, Чернышова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту в войсковой части № (г.Астрахань) фельдшером медицинского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ назначена начальником медицинского пункта с ДД.ММ.ГГГГ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту в войсковой части № внутренних войск МВД России (г.Астрахань) в должности фельдшера приемо-сортировочного взвода медицинской роты, а ДД.ММ.ГГГГ уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. В трудовой книжке и военном билете Чернышовой Е.М. имеются соответствующие записи, прохождение военной службы по контракту подтверждается также архивными справками.
Оценивая представленные доказательства, суд не находит оснований для включения спорного периода службы истца в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку по действующему законодательству при определении права на пенсию периоды прохождения военной службы, как по контракту, так и по призыву, включаются в страховой стаж, но не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28.03.2017 г. N 512-О, абзац 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливает исчерпывающий перечень видов стажа, в который включается время прохождения военной службы по контракту и по призыву.
Поскольку сведений о том, что истец проходила военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, материалы дела не содержат, то суд не принимает во внимание доводы истца о необходимости включения в специальный стаж периода военной службы по контракту.
Трудовым законодательством (статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы; при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения истца в учебном отпуске, на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.2 ст. 73 Федерального Закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Согласно представленным сведениям индивидуального лицевого счета Чернышовой Е.М. в период нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей начислялась заработная плата, отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд, она продолжала состоять с работодателем в трудовых правоотношениях, в связи чем, указанные периоды подлежат включению в специальный страховой стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца в сельской местности.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Порядок подтверждения периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, урегулирован пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального, развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в соответствии с которым в подтверждение характера и условий труда, при которых досрочно назначается пенсия по старости, периода работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с указанием на каких конкретно работах был занят работник.
В случае ликвидации работодателя во внимание могут быть приняты справки о периодах работы, выданные либо его правопреемником, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами, например, архивным учреждением. Вместе с тем, архивные органы не вправе подтверждать характер льготной работы. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, устанавливаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденным приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 закона "О страховых пенсиях" необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета истца застрахованного лица в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы работодателем не начислялись.
Согласно трудовой книжки Чернышова Е.М. в указанный период работала в должности медицинской сестры по физиотерапии амбулатории <адрес> МБУЗ «Приволжская центральная районная больница» МО «Приволжский район» Астраханской области. Вместе с тем, согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУЗ АО «Приволжская районная больница» данные сведения о работе не подтверждены.
Таким образом, решение ответчика об отказе включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж суд находит правомерным.
С учетом изложенного, с приходит к выводу о том, что решение ОСФР по Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным в части отказа истцу во включении в специальный стаж спорных периодов работы истца, а именно, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов нахождения в учебных отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также периодов нахождения в учебных отпусках.
При этом указанные периоды подлежат включению в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца в сельской местности.
Поскольку на момент обращения Чернышовой Е.М. в ОСФР по Астраханской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, так же как и на дату вынесения настоящего решения суда, ее специальный стаж с учетом включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также периодов нахождения в учебных отпусках составляет менее 30 лет, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности назначить Чернышовой Е.М. пенсию не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 1,5 ░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 1,5 ░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 1 ░░░ ░░░░░░ ░░ 1 ░░░ ░ 3 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░