Дело № 2-1281/23
50RS0029-01-2023-000598-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года г.Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Бузылевой Н.А.,
при секретаре Щербининой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1281/23 по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> о признании права муниципальной собственности Наро-Фоминского городского округа <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> обратился в суд с заявлением, в котором просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Наро-Фоминский городской округ <адрес> на объект недвижимости: сооружение с кадастровым номером №, наименование: канализационная сеть, назначение объекта 10.3. сооружения канализации, протяженность № метров, расположенное по адресу: <адрес>, от <адрес> до <адрес> (№).
В обоснование заявления указано, что Комитет по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, является функциональным исполнительно-распорядительным органом Администрации Наро-Фоминского городского округа в области имущественных отношений. Комитет выявляет бесхозяйное имущество на территории Наро-Фоминского городского округа и подготавливает предложения по принятию его в муниципальную собственность, представительствует в судах, обращается в суды с исками в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования Наро-Фоминский городской округ <адрес>.
В адрес Администрации Наро-Фоминского городского округа поступило обращение АО «Гарант» о принятии бесхозяйной канализационной сети, расположенной по адресу: <адрес>, от <адрес> до врезки КК-6, а также о проведении мероприятий по постановке выявленной сети на кадастровый учет и принятии указанной сети в муниципальную собственность муниципального образования Наро-Фоминский городской округ <адрес>.
К обращению АО «Гарант» был приложена схема расположения бесхозяйного объекта недвижимости.
С целью выявления собственника, Управление оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес> о наличии/отсутствии в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, сведений о бесхозяйном объекте недвижимости. По информации Управления оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес>, сведения о бесхозяйном объекте недвижимости в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, отсутствуют.
Так же, Комитетом был сделан запрос в территориальное управление Росимущества по <адрес> о наличии/отсутствии в реестре федеральной собственности сведений о бесхозяйном объекте недвижимости. По информации территориального управления Росимущества по <адрес>, в реестре федеральной собственности сведения о бесхозяйном объекте недвижимости отсутствуют.
В соответствии с порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет с учетом сведений об объекте указанных в техническом плане, изготовленном кадастровым инженером и принят Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, полученными в виде выписки из ЕГРН: сооружение с кадастровым номером №, наименование: канализационная сеть, назначение объекта 10.3. сооружения канализации, протяженность 117 метров, расположенное по адресу: <адрес>, от <адрес> до <адрес> (№6) (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно сведениям ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером № данный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами: №
Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации и при надлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Наро-Фоминскому городскому округу. Земельный участок с кадастровым номером № относится к землям государственная собственность на которые не разграничена и находится в аренде у МУП «Водоканал», земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности АО «Гарант».
Представитель заявителя Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.
Представитель третьего лица АО «Гарант», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.
Представитель третьего лица МУП «Водоканал», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Наро-Фоминскому городскому округу, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 12 ГК РФ среди предусмотренных законом способов защиты гражданских прав указывает на возможность осуществления такой защиты путем признания права. В некоторых предусмотренных ГК РФ случаях использовать данный способ защиты гражданских прав может лицо, которое на момент заявления требования о признании за ним соответствующего права этим правом не обладает. В таких случаях судебный акт о признании за истцом права становится основанием возникновения у него права в смысле ст. 8 ГК РФ и, следовательно, правоустанавливающим документом. Возможность предъявления подобных исков о признании права предусмотрена абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ по делам о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу положений ч.1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, в соответствии со ст. 225 ГК РФ и главой 33 ГПК РФ постановка на учет недвижимого имущества осуществляется в целях последующего признания права муниципальной собственности. По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.
В силу ч.2 ст. 291 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту её нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № является функциональным исполнительно-распорядительным органом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> в области имущественных отношений. Комитет выявляет бесхозяйное имущество на территории Наро-Фоминского городского округа и подготавливает предложения по принятию его в муниципальную собственность, представительствует в судах, обращается в суды с исками в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования Наро-Фоминский городской округ <адрес>.
В адрес Комитета поступило обращение АО «Гарант» о принятии бесхозяйной канализационной сети, расположенной по адресу: <адрес>, от <адрес> до врезки КК-6, а также о проведении мероприятий по постановке выявленной сети на кадастровый учет и принятии указанной сети в муниципальную собственность муниципального образования Наро-Фоминский городской округ <адрес> (л.д. №). Согласно сведениям ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером № данный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами: №
Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации и при надлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Наро-Фоминскому городскому округу. Земельный участок с кадастровым номером № относится к землям государственная собственность на которые не разграничена и находится в аренде у МУП «Водоканал», земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности АО «Гарант» (л.д.№)
Комитетом был направлен запрос в Управление оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес> о наличии/отсутствии в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, сведений о бесхозяйном объекте недвижимости. По информации Управления оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес>, сведения о бесхозяйном объекте недвижимости в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, отсутствуют (л.д. №
В материалы дела представлена схема канализационной сети и акт от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведения комиссионного обследования участка канализационной сети Комитетом по ЖКХ и дорожной политике Администрации Наро-Фоминского городского округа и МУП «Водоканал» (л.д. №).
В соответствии с порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет, и принят Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, полученными в виде выписки из ЕГРН: сооружение с кадастровым номером №, наименование: канализационная сеть, назначение объекта 10.3. сооружения канализации, протяженность № метров, расположенное по адресу: <адрес>, от <адрес> до <адрес> (КК-1 до КК-6) (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №У) (л.д. №).
Таким образом, представленными доказательствами подтверждено, что в течение года с момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не установлены. Данный объект расположены в границах муниципального образования - Наро-Фоминский городской округ, собственник этих объектов неизвестен, установленный ч. 3 ст. 225 ГК РФ срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, а Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Отсюда суд в соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что имеются основания для признания права муниципальной собственности Наро-Фоминского городского округа <адрес> на бесхозяйное недвижимое имущество.
На основании изложенного, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку данное недвижимое имущество- сооружение канализации принято на учет в установленном законом порядке, поэтому имеются все основания для принятия решения о признании права муниципальной собственности на нее за Наро-Фоминским городским округом <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> о признании права муниципальной собственности Наро-Фоминского городского округа <адрес> на бесхозяйные объекты недвижимого имущества удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности в пользу муниципального образования Наро-Фоминской городской округ <адрес> на объект недвижимости: сооружение с кадастровым номером №, наименование: канализационная сеть, назначение объекта 10.3. сооружения канализации, протяженность № метров, расположенное по адресу: <адрес>, от <адрес> до <адрес> (КК-1 до КК-6).
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд в апелляционном порядке через Наро-Фоминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа
ОГРН № ИНН № КПП №
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>
ИНН № КПП № ОГРН №
Судья Н.А. Бузылева
Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2023.