Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-685/2023 от 01.12.2023

Дело № 5-685/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

18 декабря 2023 года                              г. Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г.Архангельска Глинская Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница им Е.Е.Волосевич», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 27.12.2002, ОГРН , ИНН , находящегося по адресу: 163001, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1,

установил:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница им Е.Е.Волосевич» (далее – ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е.Волосевич») допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебном заседании защитник ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» по доверенности Романова О.В. факт выявленных нарушений признала, пояснила, что в настоящее время все выявленные нарушения по мере возможности устраняются. Ходатайствовала о снижении размера административного штрафа менее минимального предела.

Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Фирсова Е.И. просила учесть, что ГБУЗ Архангельская область «Первая ГКБ им. Е.Е.Волосевич» ранее уже привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение, вопрос о размере административного штрафа оставила на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

    Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

    В соответствии с примечанием к части 3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Законом – ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) – установлено, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пп. «а»).

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» на основании лицензии № ЛО-41-01152-29/00553318 от 23.08.2019 осуществляет медицинскую деятельность, в том числе по адресам: г. Архангельск, пр-кт Троицкий, д. 143, г. Архангельск, пр-кт Троицкий, д. 143 корп. 1, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 125, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1, корп. 4.

В период с 7 по 17 ноября 2023 года по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Г.Т.А. была проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности ГБУЗ АО «Первая ГКБ им. Е.Е.Волосевич».

В ходе проверки 08.11.2023г. проведён непосредственный осмотр помещений отделения реанимации и интенсивной терапии регионального сосудистого центра, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1, 2 этаж.

В ходе осмотра установлено нарушение стандарта оснащения палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения), регламентированного п. 2 Приложения N3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н, а именно:

- пп. 4 - недостаточное количество кресел-туалетов (необходимое количество - 12 шт. по числу коек; в наличии 2 шт);

- пп. 6 - недостаточное количество противопролежневых матрасов (необходимое количество - 12 шт. по числу коек, в наличии – 0 шт.);

- пп. 9 - недостаточное количество ширм трёхсекционных (необходимое количество - на 2 койки, что составляет 6 шт. на 12 коек, в наличии 2 шт.);

- пп. 10 - недостаточное количество тележек-каталок для перевозки больных с гидроподъёмником (необходимое количество - не менее 2 шт., в наличии 0 шт.);

- пп, 22 - недостаточное количество весов для взвешивания лежачих больных (необходимое количество - 1 на 6 коек, что составляет 2 шт. на 12 коек, в наличии 0 шт.);

- пп. 31 - недостаточное количество пульсоксиметров портативных (необходимое количество - не менее 3 шт.; в наличии 1 шт.);

- пп. 33 - недостаточное количество инфузоматов (необходимое количество – 1 на 1 койку, что составляет 12 шт. на 12 коек, в наличии - 4 шт.);

- пп. 34 - недостаточное количество энтероматов (необходимое количество –1 на 1 койку, что составляет 12 шт. на 12 коек; в наличии 5 шт.);

- п.п.. 40 - недостаточное количество автоматических пневмомассажёров конечностей (необходимое количество - 1 на 1 койку, что составляет 12 шт. на 12 коек; в наличии 3 шт.).

В ходе проверки 08.11.2023г. проведён непосредственный осмотр помещений неврологического отделения для лечения больных с ОНМК, по адресу: г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1, на 2 - 3 этаже.

В ходе осмотра установлено нарушение Стандарта оснащения неврологического отделения для больных с ОНМК (первичного сосудистого отделения) (за исключением палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии), регламентированного п. 1 Приложения №3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н, а именно:

- пп. 5 - отсутствуют прикроватные кресла с высокими спинками и опускающимися подлокотниками (необходимое количество - по числу коек, что составляет 53 шт.; в наличии 0 шт.);

- пп. 12 - недостаточное количество столов для кинезотерапии (необходимое количество- не менее 1 на 12 коек, что составляет не менее 4 шт. на 53 койки; в наличии 1 шт.);

- пп. 13 - недостаточное количество матов напольных (необходимое количество – не менее 1 на 3 койки, что составляет не менее 17 шт. на 53 койки; в наличии 5 шт.);

- пп. 14 - отсутствуют ортезы для коленного сустава (необходимое количество - не менее 1 на 3 койки, что составляет не менее 17 шт. на 53 койки);

- пп, 15 - отсутствуют ортезы для кисти (необходимое количество - не менее 1 на 3 койки, что составляет не менее 17 шт. на 53 койки);

- пп. 16 - отсутствуют ортезы для голеностопного сустава (необходимое количество – не менее 1 на 3 койки, что составляет не менее 17 шт. на 53 койки);

- пп. 38 - отсутствует программа когнитивной реабилитации (необходимое количество - 2 шт.);

- пп, 41 - отсутствует степпер (необходимое количество - 1 на 30 коек, что составляет не менее 1 шт на 54 койки);

- пп. 42 - отсутствует тредбан (необходимое количество - 1 на 30 коек, что составляет не менее 1 шт на 54 койки).

В результате проведенной экспертизы качества медицинской помощи по профилю «неврология» выявлены следующие нарушения:

- п. 20 Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н, в части превышения срока определения содержания МНО, АЧТВ с момента забора крови с последующей передачей результата дежурному врачу неврологу неврологического отделения (проведено через 80-120 минут, против 20 минут регламентированного нормативным актом) (МК ,,,,,,, ,,);

- п. 28 Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 №928н, В части нарушения срока проведения дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов и транс краниального дуплексного сканирования (проведено через 12 часов против 3 часов, регламентированных нормативным актом) (МК );

- п. 29 Порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н, в части непроведения в течение всего срока пребывания в палате реанимации и интенсивной терапии Отделения для пациентов с ОНМК мероприятий ранней медицинской реабилитации (МК ).

В ходе проверки 08.11.2023г. проведён непосредственный осмотр помещений отделения неотложной кардиологии и отделения анестезиологии и реанимации, по адресу: г. Архангельск, улица набережная Северной Двины, д. 125, 1 этаж, с целью оценки соблюдения установленных требований к стандарту оснащения. Оформлен Протокол осмотра №3.

В ходе проверки установлено несоблюдение Приложений №32 к Порядку оказания медицинской помощи больным с ССЗ, а именно:

- пп. 11 Приложения №13, пп. 10 Приложения № 32 - недостаточное количество автоматических дозаторов лекарственных средств (необходимое количество - 2 на 1 койку, что составляет 60 шт. на 30 коек; в наличии 4 шт.);

- пп. 27 Приложения № 13, пп. 25 Приложения №32 - недостаточное количество инфузоматов (необходимое количество - 1 на койку, что составляет 6 шт. на 6 коек; в наличии 0 шт.).

Таким образом, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ГБУЗ АО «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич», в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности установлены нарушения лицензионного требования, предусмотренного пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в части несоблюдения лицензиатом порядков оказания медицинской помощи.

Согласно п. 1 Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утверждённому приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н в неврологическом отделении для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (за исключением палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии) должны быть прикроватные столики (по числу 10 коек) (пп. 2), прикроватные кресла с высокими спинками и опускающимися подлокотниками (по числу коек) (пп. 5), массажные кушетки (не менее 1 шт. на 12 коек) (пп. 11), столы для кинезотерапии (не менее 1 шт. на 12 коек) (пп. 12), маты напольные (не менее 1 шт. на 3 койки) (пп. 13), ортезы для коленного сустава (не менее 1 шт. на 3 койки) (пп. 14), ортезы для кисти (не менее 1 шт. на 3 койки) (пп. 15), ортезы для голеностопного сустава (не менее 1 шт. на 3 койки) (пп. 16), аппарат для мониторинга артериального давления (не менее 1 шт. на 6 коек) (пп. 20), аппараты магнитотерапии переносные (не менее 4 шт. на 30 коек) (пп. 24), аппараты низкочастотной электротерапии микротоками переносные (не менее 3 шт. на 30 коек) (пп. 25), аппараты электромагнитотерапии переносные (не менее 1 шт. на 6 коек) (пп. 26), аппараты для лазерной терапии (не менее 2 шт. на 30 коек) (пп. 27), переносные УФО-аппараты (не менее 2 шт. на 30 коек) (пп. 29), аппараты для вакуум-пресстерапии переносные (не менее 2 шт. на 30 коек) (пп. 31), программа когнитивной реабилитации (не мнее 2 шт.) (пп. 38), степпер (не менее 1 шт. на 30 коек) (пп. 41), тредбан (не менее 1 шт. на 30 коек) (пп. 42).

В силу п. 2 Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения должны быть: кресла-туалеты (по числе коек) (п.п. 4), противопролежневые матрасы (по числу коек) (пп. 6), одеяла для наружного охлаждения (не менее 1 шт. на 2 койки) (пп. 7), ширмы трехсекционные (не менее 1 шт. на 2 койки) (пп. 9), весы для взвешивания лежачих больных (не менее 1 шт. на 6 коек) (пп. 22), пульсоксиметры портативные (не менее 3 шт.) (пп. 31), автоматические дозаторы лекарственных веществ шприцевых (не менее 3 шт. на койку) (пп. 32), инфузоматы (1 на койку) (пп. 33), энтероматы (1 на койку) (пп. 34), автоматические пневмомассажеры конечностей (1 на койку) (пп. 40).

В соответствии с п.20 Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утверждённому приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н определение содержания тромбоцитов, глюкозы в периферической крови, МНО, АЧТВ производится в течение 20 минут с момента забора крови, после чего результат передается дежурному врачу-неврологу Отделения.

В палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии в течение 3 часов с момента поступления каждому больному с ОНМК проводятся: оценка неврологического статуса, в том числе с использованием оценочных шкал; оценка соматического статуса; оценка функции глотания; оценка нутритивного статуса; лабораторные исследования крови (развернутый общий анализ, биохимический анализ, коагулограмма) и общий анализ мочи; дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов; дуплексное сканирование транскраниальное; определение тактики ведения и назначение необходимых мероприятий, направленных на предотвращение повторного развития ОНМК (п.28).

В палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии Отделения в течение всего срока пребывания каждому больному с ОНМК проводятся: мониторинг неврологического статуса (не реже чем 1 раз в 4 часа, при необходимости чаще); мониторинг соматического статуса, включающий контроль за функцией сердечно-сосудистой, дыхательной системы и системы гомеостаза (не реже чем 1 раз в 4 часа, при необходимости чаще); мониторинг лабораторных показателей; мероприятия по предупреждению соматических осложнений и повторного развития ОНМК; оценка нутритивного статуса; ранняя медицинская реабилитация (п.29).

Согласно п. 1 Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утверждённому приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н в неотложной кардиологии и отделения анестезиологии и реанимации должны быть автоматические дозаторы лекарственных средств (по числу 1 на 1 койку) (пп. 11 Приложения №13, п.п. 10 Приложения №32); инфузоматы (по числу 1 на койку) (п.п.27 Приложения №13, п.п.25 Приложения №32).

Наличие в действиях ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении №14/23 от 28 ноября 2023 года, актом плановой выездной проверки от 17.11.2023 № 573 с приложенными к нему протоколами осмотра №№ 1,2,3 (с приложениями), выпиской из ЕГРЮЛ, выпиской из реестра лицензий, пояснениями и пояснительными записками, штатным расписанием, структурой коечного фонда, иными материалами дела.

Оснований не доверять указанным доказательствам судья не имеет. Каких-либо данных, свидетельствующих о предвзятости или заинтересованности сотрудников Территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в исходе дела, в судебном заседании не установлено.

Вина ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» выразилась в том, что оно имело возможность и было обязано соблюдать лицензионные требования, но не сделало этого.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионных требований, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменённого административного правонарушения.

Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку свидетельствует о пренебрежительном отношении Учреждения к лицензионным требованиям.

Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» административного наказания судья на основании положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает общественно-опасный характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Учреждения.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), является признание вины, частичное устранение выявленных нарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), судом не установлено.

В соответствии со ст.4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Поскольку постановление Октябрьского районного суда г.Архангельска от 20 октября 2023 года, которым ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» привлечена к административной ответственности за аналогичное правонарушение вступило в законную силу 7 декабря 2023 года, то есть после выявления нарушений в период с 7 по 17 ноября 2023 года, оно не может быть учтено в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства.

С учётом изложенного судья считает возможным назначить наказание в виде наложения административного штрафа, основания для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности отсутствуют.

Законных оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ) не имеется, поскольку осуществление медицинской деятельности без соблюдения соответствующих Положения о лицензировании, влечёт возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Поскольку административное правонарушение совершено ГБУЗ Архангельской области «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич» вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами и недостаточного контроля со стороны юридического лица, с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, принимая во внимание характер деятельности Учреждения, выполняющего социально значимые функции, судья приходит к выводу о возможности снижения размера назначаемого административного штрафа менее минимального предела до 75000 рублеи?.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ,

постановил:

признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (Семидесяти пяти тысяч) рублей.

Наименование получателя штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Территориальный орган Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья     Е.В. Глинская

5-685/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ГБУЗ Архангельской области "Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич"
Другие
Фирсова Екатерина Игоревна
Романова Ольга Витальевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Глинская Е.В.
Статьи

ст.19.20 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oktsud--arh.sudrf.ru
01.12.2023Передача дела судье
01.12.2023Подготовка дела к рассмотрению
18.12.2023Рассмотрение дела по существу
20.12.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
25.12.2023Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
26.12.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Вступление постановления (определения) в законную силу
11.03.2024Обращено к исполнению
10.04.2024Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее