дело № 2 – 148/2020
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Карпогоры 11 августа 2020 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Второй И.А.,
при секретаре судебного заседания Янковой М.Г.,
истца Коровушкиной М.И.,
представителя органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Гориной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коровушкиной Марии Ивановны к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в Пинежский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Пиненжский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда.
Правовое и фактическое обоснования требований изложены в исковом заявлении и сводятся к следующему.
Истец ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как, мать - ФИО33 умерла 11 июня 1992 года, отец записан со слов матери.
В возрасте 4 лет она была устроена в семейный детский дом, где приёмными родителями являлись ФИО4 и ФИО36. Кроме неё в данном семейном доме было ещё четверо приёмных детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В 1993 году администрацией Пинежкого района семье ФИО32 было предоставлено для семейного дома муниципальное жильё в виде дома по <адрес>. В новом доме было очень много недочётов: (после усадки «дом сел криво», были проблемы с окнами, с полами, отопление было котелковое – тепла не хватало) и т.д.
Истец с приёмной семьёй прожили в доме, расположенном по адресу: <адрес>, почти 3 года, спали в верхней одежде зимой, топили котёл круглосуточно, что бы хоть как-то можно было жить, в результате чего котёл треснул. Новый котёл на замену администрация и коммунальный отдел не выделяли, говорили, что нет денег. Без отопления в доме жить было невозможно. Кроме того, 21 августа 1996 года был пожар - сгорели сараи, находящиеся около дома. В результате пожара кроме сараев пострадал и дом, (полопались, потрескались) шифер на крыше и окна в доме и т.д. После пожара жить в доме стало совсем невозможно, и истец с семьёй переехали жить в <адрес> (дом родителей ФИО4). Работники опеки неоднократно приезжали с проверками по данному адресу, но никаких решений (результатов) не было.
Администрация и коммунальный отдел ничего не делали (бездействовали) по вопросу ремонта дома и сараев. Ремонтные работы не проводились. Котёл новый так и не выделили.
Решением Исполкома в сентябре 1998 года <адрес> <адрес> был закреплён за ФИО32, как Семейный детский дом официально. Помимо этого в июне 2000 года глава местного самоуправления постановлением № закрепил данное жильё – <адрес> <адрес> за пятью приёмными несовершеннолетними детьми, и определил право несовершеннолетних на место проживания, несмотря на то, что семья продолжала проживать в <адрес>.
В 2004 году после окончания учебы на повара-кондитера директор ПУ ФИО19 сказала истцу о том, что ей положено жильё, как детям сиротам.
Истец обратилась в администрацию п. Пинега (глава был Вижевцев), и была поставлена на очередь на получение жилья, как сирота. Со слов работников поселкового совета, в очередь на получение жилья, как дети сироты, были поставлены и остальные дети данного семейного детского дома.
Иное жилое помещение за истцом в дальнейшем не закреплялось.
Истец неоднократно обращалась в администрацию с. Карпогоры к начальнику отдела опеки и попечительства Гориной О.В. (обращения от 25 февраля 2016 года, 18 октября 2016 года, 19 декабря 2016 года) по вопросу предоставления жилого помещения.
Вместе с тем на сегодняшний день жилое помещение истцу, как лицу оставшемуся без попечения родителей, по установленным нормам не предоставлено.
Истец обращалась по вопросу предоставления жилья в прокуратуру Пинежского района. Ответом из прокуратуры от 23 марта 2017 года Коровушкиной М.И. было рекомендовано собрать недостающие документы и обратиться за защитой своих жилищных прав в суд.
В судебном заседании 05 августа 2020 года истец уточнила исковые требования. Просит суд о следующем.
Возложить на ответчика обязанность по включению истца в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда благоустроенное отдельное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям муниципального образования «Пинежский муниципальный район», не менее установленной нормы предоставления.
Ответчик – администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район», извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила. В представленном в суд отзыве представитель ответчика Зубова Н.В. считает требования истца о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, незаконными, поскольку истец свое право до достижения возраста 23 лет на обеспечение таким жилым помещением не реализовала. Поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объёме и рассмотреть дело без участия представителя ответчика. Кроме всего, при разрешении имеющегося спора просит применить срок исковой давности, который пропущен истцом при обращении в суд за защитой своих жилищных прав.
Министерство образования и науки Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области, администрация муниципального образования сельского поселение «Пинежское», привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель органа опеки и попечительства администрации администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Горина О.В. в судебном заседании высказав возражения относительно требований истца, считает, что у истца отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законных оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку о своём праве на предоставление жилого помещения истец заявила лишь в возрасте 34 лет, не встав своевременно, до достижения возраста 23 лет на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, с достоверностью зная о том, какое жилое помещение закреплено за истцом в детстве.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Суд в силу части 2 статьи 12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам возможность на реализацию их прав, исследовав и оценив доказательства по делу, выслушав стороны, представителя ответчика, приходит к следующему правовому выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций.
Выслушав истца Коровушкину М.И. и представителя органа опеки и попечительства Горину О.В., опросив свидетелей ФИО5, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) (далее – Закон № 159-ФЗ) к детям, оставшимся без попечения родителей относятся, в том числе лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Законом № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилыми помещениями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трёх месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 статьи 37 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, а также пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившим в силу 01 марта 2005 года были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьёй 8 Закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Закона № 159-ФЗ в вышеназванной редакции Федерального закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 11 Закона Архангельской области № 591-36-ОЗ от 17 декабря 2012 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Закон АО № 591-36-ОЗ) право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным; лица, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотренными настоящей статьи, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путём выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьёй 16 Закона АО № 591-36-ОЗ, путём предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда (статья 12 Закона АО № 591-36-ОЗ).
В соответствии со статьями 45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений) жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления указанных государственных полномочий органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе, приобретают жилые помещения для предоставления их детям-сиротам; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений; расторгают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Архангельской области от 29 октября 2008 года № 578-30-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области»» органы опеки и попечительства Архангельской области в целях реализации Закона №159-ФЗ и Закона АО № 591-36-ОЗ осуществляют ведение учётных дел несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в порядке, установленном областным законом «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».
В соответствии со статьёй 14 Закона АО № 591-36-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Органы опеки и попечительства при включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в список, а также уполномоченный орган до принятия решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда путём направления межведомственных запросов в порядке, предусмотренном административным регламентом, утверждённым уполномоченным исполнительным органом, запрашивают сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; документы от органов местного самоуправления об отсутствии жилого помещения по договорам социального найма или в собственности; справку органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности.
В силу статьи 15 Закона АО № 591-36-ОЗ жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Статьёй 17 Закона АО № 591-36-ОЗ определён порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа и уполномоченным органом. Исходя из указанного порядка договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в предоставленные жилые помещения.
Из анализа указанных выше норм следует, что гарантируемое детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа право на внеочередное обеспечение жилой площадью могло быть реализовано ими только до достижения 23-летнего возраста.
Вместе с тем отсутствие данных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Таким образом, при разрешении спора об обеспечении указанных лиц жилым помещением подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учёт нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть отнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учёт.
Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Коровушкина М.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ 1986 года. В свидетельстве о рождении № Коровушкиной М.И. отцом записан ФИО38, матерью – ФИО3.
На момент рассмотрения дела судом Коровушкиной М.И. исполнилось полных 34 года, совершеннолетия истец достигла ДД.ММ.ГГГГ 2004 года, ДД.ММ.ГГГГ 2009 года истцу исполнилось 23 года.
Решением Няндомского районного Совета народных депутатов № от 18 марта 1986 года Коровушкина М.И. направлена в дом ребёнка на основании отказа матери от ребёнка и ввиду того, что отец ребёнка записан со слов матери.
Решением исполнительного комитета Пинежского поселкового Совета народных депутатов № от 21 сентября 1989 года на базе семьи ФИО4 и Н.Г. создан семейный детский дом из 5-6 детей до 7 летнего возраста, выделена квартира, планируемая из 2-х смежных комнат.
30 ноября 1989 года приказом № областного управления народного образования исполнительного комитета Архангельского областного Совета народных депутатов воспитанники детского дома № 2 г. Архангельска ФИО5, ФИО2, ФИО28 с 1 декабря 1989 года переданы в опекунскую семью в п. Пинега.
Решением Пинежского районного Совета народных депутатов № от 14 декабря 1989 года на территории Пинежского района создан детский дом семейного типа. Родителями-воспитателями назначены супруги ФИО4 ФИО34 Правовым актом решено обеспечить семью ФИО32 жильём во вновь строящемся здании в соответствии с решением поселкового Совета от 21 сентября 1989 года №. Финансирование семейного детского дома осуществлялось в соответствии с Временным положением о детских домах семейного типа.
ФИО3 (мать истца) умерла 11 июня 1992 года, о чём имеется запись в свидетельстве о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по приёмке в эксплуатацию семейного детского дома в <адрес> по индивидуальному проекту площадью 143, 5 кв.м.
Приказом районного отдела образования по Пинежскому району № от 20 августа 1996 года семейный детский дом семейного типа в п. Пинега переименован в приёмную семью ФИО32.
15 апреля 1997 года по договору о передаче детей в приёмную семью орган опеки и попечительства передал в приёмную семью ФИО4 и Н.Г. пять несовершеннолетних детей: ФИО6, ФИО5, ФИО7, ФИО29, Коровушкину М.И. Из пункта 2.4 договора следует, что за приёмными родителями закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На орган опеки и попечительства возложена обязанность обеспечивать контроль и оказывать помощь в проведении капительного и текущего ремонта за закреплённым жильём (пункт 2.5 договора).
Паспорт приёмной семьи по состоянию на 7 апреля 1998 года, подписанный ФИО4, содержит информацию об адресе дома, где проживает приёмная семья, как-то: <адрес> <адрес>, общая площадь дома указана 176, 5 кв. м., жилая 96, 4 кв. м.; земельный участок 10 соток. В разделе 12 паспорта об иных видах помощи указано, что семье выделялось администрацией Пинежского района 2 000 000 рублей в 1996 году на восстановление хозяйственных построек, повреждённых после пожара. В разделе 14 указано, что все 5 детей не имеют закреплённого за ними жилья.
Из справки о работе приёмной семьи ФИО32 в п. Пинеге по состоянию на 28 мая 1998 года следует, что для приёмной семьи построен двухквартирных деревянный дом. В 1996 году около дома сгорели хозяйственные постройки и семья переехала в дом матери ФИО32. На момент обследования семья проживала по адресу: <адрес> общей площадью 30 кв.м., состояние помещения плохое, в помещении тесно. ФИО30 от семьи уехал в Нижегородскую область, воспитанием детей занимается мать ФИО4
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от 16 февраля 1999 года следует, что приёмная семья ФИО32 с несовершеннолетними детьми живет в доме по адресу: <адрес> антисанитарных условиях, предложено ФИО4 привести дом в порядок, подготовить отчёт об использовании денежных средств, полученных за 1998 год.
19 октября 1999 года по договору о передаче детей в приёмную семью орган опеки и попечительства передал в приёмную семью ФИО4 и Н.Г. троих несовершеннолетних детей: ФИО7, ФИО29, Коровушкину М.И. Из пункта 2.4 договора следует, что за приёмными родителями закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Пинежского сельского совета № от 21 февраля 2000 года ФИО4 выделено жило помещение (семейный дом) по адресу: <адрес>.
Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования «Пинежский район» № от 07 июня 2000 года за несовершеннолетними ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Коровушкиной М.И. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Справка из отдела образования администрации муниципального образования «Пинежский район» № указывает, что ФИО4 и ФИО30 по состоянию на 15 октября 2003 года являются опекунами Коровушкиной М.И.
В материалы дела представлена копия договора социального найма № от 09 февраля 2012 года, заключённого с нанимателем ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в договор включены ФИО8 и Коровушкина М.И.
В адрес органа опеки и попечительства администрации муниципального района «Пинежский муниципальный район» 25 февраля 2016 года Коровушкина М.И. направила заявление о разрешении её жилищного вопроса в части предоставления ей жилого помещения как ребёнку-сироте.
После запроса дополнительных документов со стороны заявителя Коровушкиной М.И. (письмом № от 24 марта 2016 года) 13 апреля 2016 года органом опеки и попечительства Коровушкиной М.И. дан мотивированный ответ за № об отсутствии у неё права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения ввиду пропуска срока обращения за получением социальной гарантии. Предложено обратиться в орган местного самоуправления для создания межведомственной комиссии для признания пригодным/непригодным жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>., с целью улучшения своих жилищных условий.
Прокуратура Пинежского района Архангельской области, рассмотрев обращение Коровушкиной М.И., 23 марта 2017 года подготовила письменный ответ- разъяснение о возможных вариантах защиты своих жилищных прав как ребёнка-сироты, направила образец искового заявления по данной категории гражданского дела.
Справка администрации муниципального образования «Пинежское» от 18 марта 2020 года подтверждает, что Коровушкина М.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Совместно с ней по указанному адресу регистрацию имеют её несовершеннолетние дети: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Адресная справка по состоянию на 20 мая 2020 года также содержит информацию о регистрации истца по адресу: <адрес>, <адрес>.
В дело представлено уведомление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии КУВИ-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о отсутствии в Единой государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Коровушкиной М.И.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ Администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» информировал суд 26 мая 2020 года о том, что Коровушкина М.И с заявлением о постановке на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в орган местного самоуправления не обращалась. С заявлением о признании жилого помещения непригодным также не обращалась.
Отдел опеки и попечительства администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» 27 мая 2020 года суду представил информацию о том, что Коровушкина М.И. не включена в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Пинежского района. Ранее также в списках не состояла.
Администрация сельского поселения «Пинежское» 29 мая 2020 года суду сообщила, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование «Пинежский муниципальный район». По указанному жилому помещению имеется договор социального найма от 09 февраля 2012 года №, нанимателем по которому является ФИО5, совместно с нанимателем в жилом помещении зарегистрированы: ФИО8, Коровушкина М.И., ФИО10, ФИО11, ФИО10. Жилое помещение пригодным/непригодным не признавалось. Коровушкина М.И. на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. Коровушкина М.И. с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в органа местного самоуправления не обращалась.
18 июня 2020 года МУП «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» проинформировали суд о следующем: в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, зарегистрированы шесть человек, в том числе ФИО2 и её трое несовершеннолетних детей. Нанимателем жилого помещения является ФИО5 По указанному адресу дома производятся начисления по наёму, содержанию и текущему ремонту, холодному водоснабжению с водоразборной колонки. Последние оплаты по платежам были осуществлены в марте и в июле 2012 года соответственно в размере 931 руб. 02 коп. и 1295 руб. 44 коп. Задолженность на 1 июля 2020 года за наём и коммунальные услуги составляет 413 203 руб. 44 коп.
19 июня 2020 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы в Пинежском районе ГУ МЧС по Архангельской области письменно сообщено, что в журнале пожаров за 1996 год имеется запись, происшедшем около 19 часов 21 августа 1996 года в хозяйственных строениях, расположенных в п. Пинега, принадлежащих ФИО35, ущерб от пожара 1 000 000 рублей.
Администрация муниципального образования «Пинежский район» 3 августа 2020 года проинформировала письменно суд, что сведений о постановке Коровушкиной М.И. в очередь на получение жилья как сироты за 2004 год не имеется.
Судом исследовались записи из похозяйственных книг жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>.
Похозяйственная книга № 32 за 1991-1998 годы по пер. <адрес> содержит запись по Коровушкиной М.И.
Похозяйственная книга № 24 за 1999-2001 годы по пер. <адрес> содержит запись по Коровушкиной М.И., которая выбыла по адресу : <адрес>.
Похозяйственная книга № 2 за 1999 -2001 годы по <адрес> содержит запись о члене хозяйства Коровушкиной М.И.
Похозяйственная книга № 22 за 2002-2006 годы по пер. <адрес> содержит запись о члене хозяйства Коровушкиной М.И.
Похозяйственная книга № 2 за 2002 -2006 годы по <адрес> содержит запись о члене хозяйства Коровушкиной М.И., которая выбыла в 2003 году по адресу: <адрес>.
Изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что истец в периоды с 1993 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, а проживала по адресу: <адрес>. Похозяйственные книги имеют записи о проживании Коровушкиной М.И. в период с 1998 года по 2006 год как по пер. <адрес>, так и по <адрес>.
Как установлено выше, совершеннолетия истец достигла в 2004 году, в 2009 году Коровушкиной М.И. исполнилось 23 года. С письменным заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении ей жилого помещения как сироте истец обратилась в орган опеки и попечительства администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» 25 февраля 2016 года по достижении 30 лет.
Довод истца об устном обращении в отдел опеки и попечительства администрации муниципального образования «Пинежский район» (после окончания ПТУ) до достижения возраста 23 лет по вопросу предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с невозможностью проживать в доме по пер. <адрес>, своего подтверждения при разбирательстве дела не нашёл, поэтому отклоняется судом как необоснованный.
Таким образом, суд считает, что предусмотренные законом основания предоставления истцу вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отсутствуют.
Довод истца о том, что данное право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, может быть реализовано ею в настоящее время из-за бездействия должностных органов опеки и попечительства, суд считает необоснованным, поскольку таких обстоятельств при разбирательстве дела судом не установлено, а истцом не доказано.
Как следует из материалов дела, показаний истца закреплённое за истцом жильё не устраивает её в связи с его непригодностью для проживания. До совершеннолетия с опекунами Коровушкина М.И. в добровольном порядке уехали в другой дом, прекратив следить за домом, изначально закреплённый за семьёй ФИО32, а затем за несовершеннолетними подопечными.
Не имеется доказательств, свидетельствующих о незаконности закрепления за истцом жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на что истец ссылается в основание своих требований.
В орган местного самоуправления с заявлением с целью обследования закреплённого за истцом жилого помещения на предмет его пригодности для проживания и условий невозможности вселения истца в закреплённое за ней жилое помещение после достижения совершеннолетия и в настоящее время не обращалась.
Довод истца об отсутствии возможности со своей семьёй проживать в доме по адресу: <адрес> <адрес>, суд считает, не дает истцу право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого помещения и предоставлении отдельного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о реализации указанных прав, истец достигла возраста 30 лет, что не позволяет её отнести к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применительно к положениям статьи 1 Закона № 159-ФЗ.
Доказательств невозможности реализации права постановки на учёт до достижения возраста 23-х лет (до 2009 года) истцом не представлено.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и пункта 1 статьи 1 Закона № 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остались прежними.
Доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа мер социальной поддержки, то есть правоотношения, касающихся социального обеспечения данной категории лиц в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий, носят длящийся характер, применение к ним срока исковой давности, предусмотренного статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, является ошибочным, что подтверждается правовой позицией изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 31-КГ13-2.
Суд полагает необходимым отметить, что указанные истцом основания исковых требований дают ей право в порядке, установленном главой 7 ЖК РФ, требовать предоставление ей и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма на общих основаниях. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ). Названый порядок носит заявительный характер и зависит от воли истца.
Таким образом, определив юридические факты, лежащие в основании требований и возражений сторон, с учётом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению, суд полагает, что исковое заявление Коровушкиной М.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░