Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-379/2023 ~ М-1892/2022 от 29.12.2022

Дело №2-379/2023

УИД: 32RS0015-01-2022-002900-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2023 года г. Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Боженовой Т.В.,

при секретаре Картышевой К.В.,

с участием помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Шпырко П.С.,

представителя истца Клинцовской городской администрации Ершова Р.Л.,

ответчика Гребенникова Д.А. посредством ВКС,

ответчиков Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюКлинцовской городской администрации к Комаровской Г. В., Лиходькиной В. В., Гребенникову Д. А. об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа,

УСТАНОВИЛ:

Клинцовская городская администрация обратилась в суд с иском к Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В., Гребенникову Д.А. об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа, прекращении права собственности ответчиков на данное жилое помещение и признании права муниципальной собственности на него. В обоснование иска указала, что ответчикам на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 54,20 кв.м., на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем включён в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы). В адрес ответчиков ДД.ММ.ГГГГ администрацией было направлено требование о сносе или реконструкции вышеуказанного дома собственниками помещений в разумный срок. Снос или реконструкция дома осуществлён не был. Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об изъятии у собственников жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным. Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка под вышеуказанным домом. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено уведомление с предложением заключить соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения и доли земельного участка с проектом соглашения, в котором выкупная цена составила 2201 114 рублей согласно заключению ООО «АН «ИНТЕХГАРАНТ» от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление ответчиками было проигнорировано.

Истец просит суд изъять у ответчиков Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В., Гребенникова Д.А., путём выкупа жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по цене 2201 114 рублей, прекратить право собственности ответчиков на данное жилое помещение и признать право муниципальной собственности на него.

Определением Клинцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом <адрес>, Межмуниципальный отдел Клинцовского, К., Г. <адрес>ов и <адрес> Росреестра по <адрес>, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Финансовое управление Клинцовской городской администрации, Департамент финансов <адрес>, Министерство финансов в лице УФК по <адрес>, Департамент ТЭК и ЖКХ по <адрес>.

В судебное заседание представитель истца Клинцовской городской администрации Ершов Р.Л. поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчики Комаровская Г.В., Лиходькина В.В. и Гребенников Д.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>, участвовавший в судебном заседании посредством системы видеоконференц- связи, в судебном заседании с исковыми требованиями Клинцовской городской администрации согласились, с размером выкупной цены также согласились.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом <адрес>, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Финансового управления Клинцовской городской администрации, Департамента финансов <адрес>, Министерства финансов в лице УФК по <адрес>, Департамента ТЭК и ЖКХ по <адрес>, Межмуниципального отдела Клинцовского, К., Г. <адрес>ов и <адрес> Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Департамент финансов <адрес> представил заявление о рассмотрении дела без их участия, указав, что Положением о Департаменте финансов <адрес> не предусмотрены полномочия, относящиеся к предмету спора.

Суд, учитывая мнение сторон, помощника прокурора <адрес> Шпырко П.С., руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие вышеуказанных лиц.

Помощник прокурора <адрес> Шпырко П.С. дал заключение, согласно которого полагает необходимым удовлетворить исковые требования Клинцовской городской администрации, поскольку ответчики в качестве способа изъятия жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, избрали его выкуп.

Выслушав стороны, заслушав заключение помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с ч. 1 данной статьи жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что многоквартирный жилой <адрес> на основании Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Комаровская Г.В., Лиходькина В.В., Гребенников Д.А. являются собственниками <адрес>, площадью 54,20 кв.м. (по 1/3 доли в праве).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный жилой дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики ВС РФ за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 2), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, раздел 2 «Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания».

Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы) многоквартирный жилой <адрес>включен в программу переселения аварийного жилищного фонда.

Как следует из текста названной программы, целями программы являются финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Задачами названной программы являются формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставление жилых помещений переселяемым гражданам. Сроки реализации программы определены с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Исполнителем программы является Клинцовская городская администрация.

Постановлениями Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2019-2024 годы) была изложена в новой редакции, при этом её цель, задачи, исполнитель, этапы и сроки реализации не изменились.

Постановлением<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 148-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории<адрес>» (2019-2023 годы), согласно которой предусмотрено софинансирование указанной программы также Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средствами областного бюджета, в перечень аварийных домов, подлежащих сносу также включён многоквартирный жилой <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что квартира, принадлежащая Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В., Гребенникову Д.А. (по 1/3 доли в праве), включена в вышеуказанную адресную программу, ввиду аварийности ее состояния, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по смыслу которых собственник такого жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Ответчиками Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В., Гребенниковым Д.А. в качестве способа обеспечения их жилищных прав выбран вариант выкупа изымаемого жилого помещения.

Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ были изъяты жилые помещения собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном <адрес> в <адрес>, в том числе <адрес>, принадлежащая Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В., Гребенникову Д.А.

ДД.ММ.ГГГГ собственникам <адрес> было направлено требование в течение одного года со дня получения настоящего требования произвести совместно с другими собственниками снос жилого дома по адресу: <адрес>.

Данное требование было оставлено собственниками жилого помещения без удовлетворения.

Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ для муниципальных нужд муниципального образования – городской округ «<адрес>» в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу был изъят земельный участок, площадью 5783,0 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности собственникам помещений в находящемся на данном земельном участке многоквартирном жилом доме.

В адрес ответчиков Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В., Гребенникова Д.А. ДД.ММ.ГГГГ былонаправлено предложение заключить соглашение о выкупе аварийного жилого помещения и доли земельного участка по установленной по результатам оценки выкупной цене2201 114 рублей, предложение получено ответчиками ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчики выбрали способ изъятия жилого помещения путём выкупа и согласились с выкупной ценой. При этом размер возмещения определён с учётом доли принадлежащего ответчикам земельного участка на основании экспертного заключения -К от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «АН-ИНТЕХГАРАНТ».

Таким образом, сторонами достигнуто соглашение о предоставлении выкупной стоимости жилого помещения вместо предоставления иного жилого помещения, взамен изымаемого.

С учетом изложенного суд считает исковые требования Клинцовской городской администрации об изъятии у ответчиков жилого помещения путём выкупа подлежащими удовлетворению.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "л" пункта 20 Постановления Пленума N 14 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, путём выкупа должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы неразрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима.

На основании изложенного, право собственности Комаровской Г.В., Лиходькиной В.В., Гребенникова Д.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит прекращению с признанием права собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на указанное жилое помещение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Клинцовской городской администрации (ИНН: 3203003570) к Комаровской Г. В., Лиходькиной В. В., Гребенникову Д. А. об изъятии жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа – удовлетворить.

Изъять у Комаровской Г. В. (паспорт серии ), Лиходькиной В. В. (паспорт серии ), Гребенникова Д. А. (паспорт серии ) путём выкупа жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения за изымаемую недвижимость с учетом стоимости доли земельного участка в пользу Комаровской Г. В., Лиходькиной В. В., Гребенникова Д. А. в равных долях в размере 2201 114 рублей.

Прекратить право собственности Комаровской Г. В., Лиходькиной В. В., Гребенникова Д. А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признать право собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Клинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Боженова

Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2023 года.

2-379/2023 ~ М-1892/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клинцовская городская администрация
Прокуратура города Клинцы
Ответчики
Комаровская Галина Васильевна
Гребенников Дмитрий Анатольевич
Лиходькина Виктория Викторовна
Другие
МО по Клинцовскому, Красногорскому, Гордеевскому районам и г. Клинцы Упраления Росреестра по Брянской области
Финансовое управление Клинцовской городской администрации
Государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ
Комитет по управлению имуществом Клинцовской городской администрациии
Минфин РФ в лице УФК по Брянской области
Департамент Финансов Брянской области
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства по Брянской области
Суд
Клинцовский городской суд Брянской области
Судья
Боженова Тамара Викторовна
Дело на странице суда
klyncovsky--brj.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Подготовка дела (собеседование)
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее