РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 27 июля 2023 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горнаковой О.А.,
при секретаре Хорошевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гущина Владимира Ивановича к Муниципальному унитарному предприятию г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Гущин В.И. обратился в Минусинский городской суд с исковым заявлением к МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 136) о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий. Требования мотивировав тем, что он совместно с женой Гущиной Н.А., и дочерью Логиновой И.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В указанной квартире никто не зарегистрирован, они с женой проживают по адресу: <адрес>, где оплачивают услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а их дочь проживает по адресу: <адрес>, где также оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Его женой Гущиной Н.А. 26.04.2021 в адрес регионального оператора МУП «Минусинское городской хозяйство» было направлено заявление о перерасчете оплаты по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с приложением актов о не проживании. Гущиной Н.А. 31.05.2021 в МУП «Минусинское городское хозяйство» направлена досудебная претензия, однако ответы до сих пор не получены. 04.05.2022 Гущин В.И. направил в МУП «Минусинское городское хозяйство» письмо о перерасчете платежей за обращение с твердыми коммунальными отходами за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, однако ответа не поступило. Также 12.08.2022 он направил в МУП «Минусинское городское хозяйство» письмо с актами о не проживании, однако ответа также не получил. Полагает, что начисление оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> при отсутствие потребителей, а также отказ в производстве перерасчета размера за обращение с твердыми коммунальными отходами нарушает его права в связи с чем просит договор по обращению с ТКО по адресу: <адрес> считать недействительным; действия регионального оператора по обращению с ТКО в отношении него признать злоупотреблением; договор по обращению с ТКО по адресу: <адрес> расторгнуть с 01.06.2020; взыскать убытки в размере 240 руб.; взыскать моральный вред в размере 60 000 руб., а также взыскать упущенную выгоду в размере 30 600 руб.
Определением Минусинского городского суда от 15.02.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены Логинова И.В., Гущина Н.А. (л.д. 56).
Протокольным определением от 05.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ПАО «Красноярскэнергосбыт» (л.д. 82).
В судебном заседании истец Гущин В.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, с учетом их уточнения, суду пояснил, что с января 2020 г. ни он, ни члены его семьи в квартире, расположенной по адресу: <адрес> не проживают, что подтверждается актами о не проживании, однако ответчиком выставляются счета, содержащие требования об оплате услуги по вывозу ТКО, что свидетельствует о злоупотреблении со стороны ответчика.
Представитель ответчика МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», действующая на основании доверенности Мякишева В.С. (л.д. 69) в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в возражении за заявленные требования согласно которым по результатам конкурсного отбора, Министерство экологии и природопользования Красноярского края (Приказ № 77-822-од от 28.05.2020) наделило статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для Минусинской технологической зоны Красноярского края МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство». Согласно с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит характер публичной оферты. Расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится в соответствии с разделом XV (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления. Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.01.2021 № 77-51-од утверждены нормативы накопления ТКО на территории Красноярского края. Так, для Минусинской технологической зоны норматив накопления равен 0,08м3/чел. в месяц. Тариф на услугу регионального оператора утверждается Министерством тарифной политики Красноярского края. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края № 164-в от 18.05.2022 для регионального оператора МУП г. Минусинска «МГХ» установлен тариф на услугу по обращению с ТКО в размере 1 083,24 руб./м3 (с учетом НДС). Плата за вывоз ТКО рассчитывается с каждого человека, зарегистрированного в жилом помещении, в случае, если никто не зарегистрирован, то с количества собственников. Ежемесячная плата с одного человека составляет - 86,66 руб. (тариф 1083,24 *0,08 норма накопления). Гущин В.И., Гущина Н.А., Логинова И.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ежемесячная сумма оплаты за услугу по обращению с ТКО составляет: 3* 86,66 = 259,98 руб./мес. Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечить обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. В соответствии с п. 8(1) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника. В ч. 11 ст. 155 ЖК РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с п. 148 (36) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Учитывая, что согласно п. 5 ч. 2 ст. 153, ст. 155 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности. На основании изложенного, требования истца о признании действий регионального оператора недобросовестными и произведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», считает неправомерным, и не подлежащим удовлетворению. Моральный вред, согласно ст. 151 ГК РФ определяется как физические и нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на другие принадлежащие гражданину нематериальные блага, какие нравственные страдания МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» причинило истцу не понятно. Обязанность оплаты услуг за обращение с ТКО установлены действующими нормативно правовыми актами, Региональный оператор не применяет тариф и норматив накопления по своему усмотрению, а действует в рамках действующего законодательства. Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В расчете упущенной выгоды Гущин В.И. указывает, что выполняет строительные работы на территории своего жилого дома, в связи, с чем возникает правомерный вопрос, мусор, который образуется при производстве строительных работ, каким образом утилизируется, и куда вывозится, или же, по мнению истца, строительные работы ведутся без образования мусора. Исходя из действующего законодательства, требования истца о произведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, взыскании упущенной выгоды, убытков и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению (л.д. 62-63).
Представитель третьего лица ПАО «Красноярскэнергосбыт» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил отзыв на заявленные требования, согласно которому между МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен агентский договор № 32211187591 от 09.03.2022, согласно которому ПАО «Красноярскэнергосбыт» оказывает услуги по юридическим, техническим, организационным и иным действиям по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и введению финансово-лицевых счетов потребителей МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», организации начисления платы потребителям за коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей за предоставленные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края. По адресу: <адрес> отношения по предоставлению коммунальной услуги обращение с ТКО оформлены в виде финансово-лицевого счета № с потребителями Гущиной Н.А., Гущиной И.В., Гущиным В.И. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1988 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О порядке проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», Законом Красноярского края от 07.06.2018 № 5-1710 «О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края», Положением о Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п, учитывая результаты конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО для Минусинской технологической зоны Красноярского края (протокол конкурсной комиссии от 24.03.2020 № 9) присвоить МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края на 10 лет (Приказ № 77-822-од от 28.05.2020). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 1/451-од от 23.09.2016 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО в Красноярском крае, куда включена Минусинская технологическая зона Красноярского края. Согласно п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит характер публичной оферты и считается заключенным независимо от наличия письменного договора. Расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится в соответствии с разделом XV (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» 19.05.2022 поступило письмо от регионального оператора МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» исх. № Р0-670от 17.05.2022 в котором указано, что в рамках работы по агентскому договору № 32211187591 от 09.03.2022 необходимо снять (пересчитать) начисление платы потребителям, согласно приложению № 2, в котором указано жилое помещение, расположенное по адресу: 662610, Красноярский край, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, д. 1, кв. 89. На основании вышеуказанного письма ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвело сторнирование начислений коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 02.03.2021 по 30.06.2021 по вышеуказанному жилому помещению, в связи с тем, что фактически никто не проживал. Далее начисления коммунальной услуги по обращению с ТКО по вышеуказанному адресу производится на основании количества собственников жилого помещения. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления. Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-51 -од от 15.01.2021 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Красноярского края. Так, для Минусинской технологической зоны Красноярского края норматив накопления ТКО равен 0,08 м3 на человека в месяц. Тариф на услугу регионального оператора утверждается Министерством тарифной политики Красноярского края. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края №- 164-в от 18.05.2022 для регионального оператора МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» установлен тариф на коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 1083,24 руб./м3 (с учетом НДС). Плата за вывоз ТКО рассчитывается с каждого человека, зарегистрированного в жилом помещении, а в случае, если никто не зарегистрирован, то с количества собственников жилого помещения (тариф 1083,24 * 0,08 норма накопления). Гущин В.И., Гущина Н.А. и Логинова И.В. являются долевыми собственниками указанного жилого помещения, ежемесячная сумма оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО составляет 259 руб. 98 коп. в месяц (3 * 86,66 = 259,98 руб./мес). В соответствии с п. 148 (36) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 № 354, при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан, объем коммунальной услуги по обращению с TKО рассчитывается с учетом собственников такого помещения. Из вышеизложенного, следует, что МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» наделенный статусом регионального оператора по обращению с ТКО добросовестно выполняет все существенные условия договора публичной оферты в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, а также в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Таким образом, требования истца о признании действий регионального оператора МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» недобросовестными и произведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за жилое помещение, расположенное по адресу: 662610, <адрес> - нельзя признать обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению. В части требований о возмещении упущенной выгоды считает, что для взыскания упущенной выгоды истцом не установлена реальная возможность получения упущенной выгоды, а расчет упущенной выгоды, представленный к исковому заявлению не является допустимым реальным доказательством возникновения заявленных убытков (упущенной выгоды). Доказательств, подтверждающих причинение истцу нравственных и моральных страданий, не представлено, в связи с чем, следует считать компенсацию морального вреда неустановленной, а вину ответчика МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» недоказанной. При поступлении информации в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» от МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о необходимости произведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, ПАО «Красноярскэнергосбыт» такой перерасчет произведет, так как ПАО «Красноярскэнергосбыт» действует в рамках действующего законодательства, а не по своему усмотрению. На основании изложенного просит в удовлетворении заявленных требований Гущину В.И. отказать в полном объеме (л.д. 95-96).
Третьи лица Гущина Н.А., Логинова И.В. в судебное заседание не явились, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что являются сособственниками спорной квартиры, в ней не проживают, полностью поддержали заявленные требования (л.д.142, 143).
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учётом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Такая же обязанность собственника жилого помещения по оплате коммунальных услуг с момента возникновения права собственности на жилое помещение предусмотрена и пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Статьями 30, 39 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями (согласно пункту 19 которых оплата коммунальных услуг является одним из составляющих бремени содержания помещений, принадлежащих гражданину).
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом № 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Министерством экологии и природопользования Красноярского края от 15.01.2021 №77-673-од, как уполномоченным органом государственной власти, установлен порядок осуществления оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении, а в случае если никто не зарегистрирован, исходя из количества собственников.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, которым такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с тверды коммунальными отходами.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор обязан разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Судом установлено, что истец Гущин В.И., третьи лица Гущина Н.А., Логинова (Гущина) И.В. являются правообладателями квартиры, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 1-89 (л.д. 30-33).
Из пояснений Гущина В.И., а также из адресных справок ОВМ МО МВД России «Минусинский» (л.д. 89-91) следует, что в указанной квартире Гущин В.И., Логинова И.В., Гущина Н.А. не зарегистрированы, сам истец Гущин В.И., а также третье лицо Гущина Н.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>, третье лицо Логинова И.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, они оплачивают услуги по вывозу ТКО по месту регистрации, что подтверждается представленными актами сверки расчетов за обращение с ТКО и финансово-лицевым счетом № (л.д. 16, 34-35, 36, 41, 97, 97).
Из актов сверки расчетов, а также из финансово-лицевого счета № за обращение с ТКО по <адрес> следует, что с 30.06.2020 истцу начисляется ежемесячно по 86 руб. 66 коп. за ТКО. По состоянию на 24.04.2023 имеется задолженность в размере 5724 руб. 98 коп.
При этом, расчет задолженности произведен на 3 человек (86,66 х 3 = 259 руб. 98 коп.) согласно п.148 (36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Судом также установлено, что Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28.05.2020 № 77-822-од МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края сроком на 10 лет (л.д. 64).
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.01.2021 № 77-51-од утверждены нормативы накопления ТКО на территории Красноярского края, для Минусинской технологической зоны норматив накопления равен 0,08м3/чел. в месяц. Тариф на услугу регионального оператора утверждается Министерством тарифной политики Красноярского края. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края № 164-в от 18.05.2022 для регионального оператора МУП г. Минусинска «МГХ» установлен тариф на услугу по обращению с ТКО в размере 1 083,24 руб./м3 (с учетом НДС). Плата за вывоз ТКО рассчитывается с каждого человека, зарегистрированного в жилом помещении, в случае, если никто не зарегистрирован, то с количества собственников. Ежемесячная плата с одного человека составляет - 86,66 руб. (тариф 1083,24 *0,08 норма накопления) (л.д. 65-68).
Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовой формой договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://mghmin.ru/ в разделе «Физическим лицам».
По условиям типового договора (л.д. 149-151) размер платы за услуги регионального оператора на одного потребителя рассчитывается как произведение норматива накопления ТКО, количества зарегистрированных граждан в жилом помещении и размера утвержденного тарифа на услуги регионального оператора по территориальной зоне. Для Минусинской технологической зоны норматив накопления равен 0,08м3/чел в месяц. Ежемесячная плата с одного человека составляет 86 руб. 66 коп. (тариф 1083,23*0,08 норма накопления) (п.3.1 договора).
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что в квартире, расположенной по адресу <адрес> никто не проживает, мусор отсутствует, однако начисление плату за вывоз ТКО производится. Условия договора с ним не согласовывались, поэтому считает договор незаключенным. Своего согласия на учет объема ТКО расчетным путем по нормативу накопления он не давал.
Довод истца о том, что договор по вывозу ТКО с ним не заключался, в связи с чем договор является недействительным судом отклоняется, поскольку данный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства № 1156, Гущин В.И. не исполнил императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, в связи с чем суд приходит к выводу, что в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с собственником указанного жилого помещения на условиях типового договора с согласованием существенных его условий.
При этом отсутствие заключенного в письменной форме договора между региональным оператором и Гущиным В.И. не является основанием для отказа от оплаты предоставляемых надлежащим образом услуг. Факт не заключения письменного договора, являющегося в силу закона публичным договором, не свидетельствует о незаконности действий регионального оператора по начислению платы за предоставляемую услугу в установленном законом порядке и размере.
Доводы истца об отсутствии заключенного между ним и региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не направлении в его адрес проекта договора, извещения о необходимости заключения договора, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Согласно статье 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как было установлено выше и следует из материалов дела, региональный оператор МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исходя из того, что с 01.09.2020 МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» являлось единственным региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны, и им был опубликован текст типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а истец не исполнил императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то довод истца о не заключении сторонами письменного договора, не опровергают наличии между сторонами фактических договорных отношений. Поскольку региональным оператором оказывались услуги по вывозу и утилизации отходов, а истец фактически принимал данные услуги, доказательств обратного не представлено, между сторонами сложились отношения, которые в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ признаются договорными.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами недействительным.
Доводы о том, что у истца отсутствует какой-либо мусор, поскольку в вышеуказанной квартире никто не проживает, подлежит отклонению.
Согласно пункту 148(30) Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Следовательно, ежемесячный платеж за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором подлежит расчету исходя из нормативов накопления отходов.
Как указывалось выше, для Минусинской технологической зоны норматив накопления равен 0,08м3/чел в месяц. Ежемесячная плата с одного человека составляет 86 руб. 66 коп. (тариф 1083,23*0,08 норма накопления). Соответственно, МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» правильно произведен Гущину В.И. расчет за услугу по обращению с ТКО, исходя из норматива 86 руб. 66 коп. в месяц.
Суд полагает необходимым отметить, что истец не может быть освобожден от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с ТКО и от оплаты таких услуг, поскольку договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники ТКО, он носит характер публичной оферты, порядок его заключения установлен указанным Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 №1156 и не противоречит положениям ст. 432 ГК РФ, ввиду чего довод истца о незаключенности договора судом отклоняется как несостоятельный.
Также суд приходит к выводу, что истцом в материалы дела не представлено относимых и допустимых доказательств того, что он не пользуется контейнерной площадкой, а также доказательств некачественного предоставления МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» услуг по вывозу и утилизации ТБО и осуществления истцом самостоятельного вывоза ТБО или иной организацией осуществляющей вывоз ТБО. Учитывая, что заключение договора на вывоз ТБО является обязанностью потребителя, доказательств заключения договоров с иными организациями с момента обращения истца к ответчику за расторжением договора не представлено, оснований для принятия одностороннего отказа от исполнения договора не имеется, в данном случае односторонний отказ от исполнения договора при установленных выше обстоятельствах законом не предусмотрен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения как исковых требований о признании договора по обращению с ТКО недействительным, о расторжении договора по обращению с ТКО, так и производных от них требований о взыскании упущенной выгоды и компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Гущина Владимира Ивановича к Муниципальному унитарному предприятию г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 10 августа 2023 г.