УИД 04RS0020-01-2022-000425-88 № 2-334-2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Северобайкальск 1 апреля 2022 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,
с участием представителя истца - помощника Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Кокорина Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ неопределенного круга лиц к ООО «Байкальское теплоснабжение» о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов РФ неопределенного круга лиц с иском, указывая, что в ходе проведения проверки в деятельности ООО «Байкальское теплоснабжение» выявлены нарушения действующего законодательства об охране атмосферного воздуха, а также нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности. Просит суд возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Байкальское теплоснабжение» (ОГРН 1200300010701/ИНН 0317318473) обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить программу производственного экологического контроля на котельных, расположенных по адресу: <адрес>
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить осуществление производственного экологического контроля при эксплуатации котельных, расположенных по адресу: <адрес>
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность актуализировать сведения об объектах оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в отношении котельных, расположенных по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух для стационарных источников ООО «Байкальское теплоснабжение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность внести в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность представить в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность представить в территориальный орган Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории статистическую отчетность формы № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность организовать учет образовавшихся отходов; установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; обеспечить обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами производства и потребления;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность освободить территорию котельных, расположенных по адресу: <адрес> от золошлаковых отходов;
Возложить на ООО «Байкальское теплоснабжение» обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на котельных, расположенных по адресу: <адрес> в том числе: обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками, эксплуатацию электропроводов с нарушениями изоляции, обеспечить котельные знаками пожарной безопасности, обеспечить котельные журналами эксплуатации систем противопожарной защиты, обеспечить огнетушители паспортами и порядковыми номерами, принять меры к обучению работников котельных соответствующим квалификационным знаниям; укомплектовать котельные пожарными щитами типа ЩП-А.
Определением суда от 01.04.2022 года прекращено производство по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; обеспечить обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами производства и потребления в связи с отказом от иска в этой части.
В судебном заседании помощник прокурора Кокорин Я.Г. требования иска поддержал по указанным в нем основаниям с учетом отказа от иска в части, просил иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Байкальское теплоснабжение», представители третьих лиц Администрации МО "Северо-Байкальский район", Администрации МО СП «Байкальское эвенкийское», Администрация МО СП "Холодное эвенкийское", Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору с сфере природопользования не явились, извещены надлежащим образом, согласно представленного заявления глава администрации МО СП «Байкальское эвенкийское» Дорофеев И.М. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом определено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон об охране окружающей среды) одним из компонентов окружающей среды является атмосферный воздух.
Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту – Закон об охране атмосферного воздуха) определяет атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Как следует из ст. 16 Закона об охране окружающей среды, одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Также в соответствии с ч. 8 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч.2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Аналогичные нормы закреплены в ч.ч. 1, 2 ст. 25 Закона об охране атмосферного воздуха, согласно которой производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Статьей 69 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
При этом согласно ч.6, 7 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
В соответствии требованиями ст. 21 Закона об охране атмосферного воздуха также предусмотрен государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Частями 1, 2 ст. 22 указанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (ч. 1 ст. 30 данного закона).
Частями 1, 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха кроме того установлено, что в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:
предельно допустимые выбросы;
предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
технологические нормативы выбросов;
технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Частью 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды определено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Статьей 28 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом согласно с ч. 1, 2, 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Также в соответствии с ч. 8 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон об отходах производства и потребления) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с ч.1 ст. 14 того же закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.ч.2-4 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу ст. 19 этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 1, 2 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
Как следует из материалов дела, ООО «Байкальское теплоснабжение» в соответствии с концессионными соглашениями №№ 25, 27 от 04.12.2020 г., заключенными между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и ООО «Байкальское теплоснабжение», были приняты обязательства по осуществлению деятельности по производству тепловой энергии в целях бесперебойного теплоснабжения потребителей <адрес>
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, которой установлено нарушение требований закона, выразившееся в следующем.
ООО «Байкальское теплоснабжение» осуществляет эксплуатацию котельных, расположенных в <адрес>, на основании концессионного соглашения от 04.12.2020 № 25 и в <адрес>, на основании концессионного соглашения от 04.12.2020 № 27.
В соответствии с указанными соглашениями, ООО «Байкальское теплоснабжение» осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащих МО «Северо-Байкальский район» (здания котельных, сети теплоснабжения в <адрес>) с 04.12.2020 до 31.08.2023.
Вместе с тем, Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия вышеуказанные объекты по заявке ООО «Прометей» поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объектам присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ООО «Байкальское теплоснабжение» являются дымовые трубы отопительных котельных, склады угля, склады шлака и золы и т.д.
Выбросы в атмосферный воздух от данного стационарного источника содержит бензапирен, который в соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» относится к 1 (высшему) классу опасности, обладающий чрезвычайной токсичностью и сильнейшей канцерогенной активностью.
То есть, в нарушение требований вышеуказанных законов ответчиком сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не актуализированы, информация о замене юридического лица, эксплуатирующего котельные в <адрес> и <адрес> в уполномоченный орган, не направлена; не организован производственный экологический контроль, программа такого контроля не разработана и не утверждена, отчёт производственного экологического контроля в уполномоченный орган не направляется. Также ответчиком не разработаны и не утверждены предельно-допустимые выбросы для стационарных источников не разработаны и не утверждены, данные об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют, поскольку инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась. Не производится плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, негативное воздействие на окружающую среду.
Также проведенной проверкой прокурату установлено, что в процессе осуществления деятельности за период 2020 г. ООО «Байкальское теплоснабжение» образуются золошлаковые отходы, относящиеся к IV классу опасности. На территории земельных участков, прилегающих к котельным <адрес> и <адрес>, выявлено захламление золошлаковыми отходами.
Так, из акта проверки от 03.02.2022 года следует, что места для накопления твердых коммунальных отходов и потребления (золошлаковых отходов) не оборудованы.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании документами.
Кроме того, при проведении проверки установлено нарушение правил пожарной безопасности: отсутствие знаков пожарной безопасности, в том числе знаков эвакуации, журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, паспортов и порядковых номеров на огнетушителях, документов на работников котельных, подтверждающих прохождение специального обучения и соответствующее квалификационное обучение. котельные не укомплектованы пожарными щитами типа ЩП-А.
Указанное подтверждается информационным письмом Главного управления МЧР Росиии по Республике Бурятия о нарушении требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку выявленные нарушения обязательных требований законодательства создают угрозу нарушения законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Обращение прокурора с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации не противоречит положениям статьи 45 ГПК РФ, а также Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Ответчиком позиция по делу не обозначена, возражений в суд не поступило.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенных требований. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины подлежащей уплате по данному иску составляет 6000 рублей и подлежит взысканию в бюджет муниципального района в силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ по месту рассмотрения дела судом, т.е. в бюджет МО «город Северобайкальск» с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ неопределенного круга лиц к ООО «Байкальское теплоснабжение» о возложении обязательств - удовлетворить.
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить программу производственного экологического контроля на котельных, расположенных по адресу: <адрес>
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить осуществление производственного экологического контроля при эксплуатации котельных, расположенных по адресу: <адрес>
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» актуализировать сведения об объектах оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в отношении котельных, расположенных по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух для стационарных источников ООО «Байкальское теплоснабжение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» внести в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год;
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» представить в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» представить в территориальный орган Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории статистическую отчетность формы № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год.
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» организовать учет образовавшихся отходов.
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» освободить территорию котельных, расположенных по адресу: <адрес>
Обязать ООО «Байкальское теплоснабжение» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на котельных, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>:
- обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками, эксплуатацию электропроводов с нарушениями изоляции, обеспечить котельные знаками пожарной безопасности;
- обеспечить котельные журналами эксплуатации систем противопожарной защиты;
- обеспечить огнетушители паспортами и порядковыми номерами;
- принять меры к обучению работников котельных соответствующим квалификационным знаниям;
укомплектовать котельные пожарными щитами типа ЩП-А.
Взыскать с ООО «Байкальское теплоснабжение» госпошлину в доход муниципального бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Судья подпись В.В. Григорьева
Копия верна. Судья В.В. Григорьева
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 07.04.2022 года.