Дело № 2-135/2010
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
01 июля 2010 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелехина А.С.,
при секретаре Кониной Л.Д., с участием:
представителя процессуального истца - помощника прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г.,
представителя ответчика Томилиной Н.Н., заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2»,
истицы Сятчихиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в защиту интересов Сятчихиной Ольги Петровны к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Юрлинский детский сад № 2» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика в пользу Сятчихиной О.П. 5347,35 рублей. В обоснование исковых требований указано, что Сятчихина О.П. на основании трудового договора работает в МДОУ «Юрлинский детский сад №2» воспитателем и старшим воспитателем на 0,5 ставки. Из договора следует, что ее заработная плата состоит из должностного оклада, размера районного коэффициента, 25% за работу в сельской местности и других доплат.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систем доплат и надбавок стимулирующего характера.
В соответствии с вышеуказанными требованиями закона именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов, базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью выработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.
При проверке начисления заработной платы Сятчихиной О.П. с 01 января 2009 года по 30 апреля 2010 года установлено, что они произведены с нарушением требований трудового законодательства РФ - при полной отработке месячной нормы рабочего времени заработная плата в пределах МРОТ рассчитывалась с учетом районного коэффициента, а также других компенсационных и стимулирующих выплат.
Прокурор Юрлинского района просит взыскать с ответчика в пользу Сятчихиной О.П. за период с января 2009 года по апрель 2010 года 5347,35 рублей.
В судебном заседании процессуальный истец в лице его представителя Гордеевой Н.Г. настаивает на исковых требованиях.
Истец Сятчихина О.П. поддержала требования искового заявления, с расчетом заработной платы, представленным прокурором полностью согласна.
Представитель ответчика Томилина Н.Н. заявила суду о непризнании исковых требований, пояснила, что детский сад является юридическим лицом, учредителем которого выступает отдел образования Юрлинского муниципального района, начисление заработной платы воспитателям детского сада осуществляется в соответствии с письменными рекомендациями, поступающими от руководства, в том числе, из отдела образования администрации Юрлинского муниципального района на основании тарификации и квалификации. Сятчихина О.П. была аттестована на первую категорию по 13 разряду по единой тарифной сетке с окладом в размере 4880 рублей.
Представитель ответчика Мазеина О.Г., суду пояснила, что заработная плата работникам детского сада начисляется исходя из трудового договора по тарифной сетке с учётом должностного оклада, размера районного коэффициента и 25% за работу в сельской местности, за отработанные часы с учётом переработки. Оплата труда воспитателей осуществляется в соответствии с письменными рекомендациями, поступающими из отдела образования администрации Юрлинского муниципального района.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Сятчихина О.П. состоит в трудовых отношениях с муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Юрлинский детский сад № 2» с 10 августа 1989 года является воспитателем, со 02.04.2007 года, назначена старшим воспитателем по совместительству.
Приведенные обстоятельства установлены из копии трудовой книжки Сятчихиной О.П., выписки из приказов №23 от 10 августа 1989 года и №16 от 02.04.2007 года, копии трудового договора между работодателем и истицей от 01 апреля 2007 года.
Обозначено в трудовом договоре и информации о заработной плате за 2009, 2010 годы, что воспитателю установлен должностной оклад в размере 4880 рублей (в 2009 - 2010 годах).
Данное обстоятельство противоречит положениям трудового законодательства, в том числе, ст.133 ТК РФ (минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда) и ст. 129 ТК РФ, которая определяет заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работы в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из совокупности приведенных норм следует, что размер должностного оклада, определяющего месячную заработную плату работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст.133 Трудового кодекса, без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Основные принципы правового регулирования трудовых правоотношений, закрепленные в ст.2 ТК РФ, предусматривают гарантированное обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Таким образом, минимальный должностной оклад работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который с 1 января 2009 года установлен в 4 330 рублей.
Из выше приведенных положений следует также, что компенсационные выплаты начисляются сверх минимального размера оплаты труда.
Разрешая требование о взыскании районного коэффициента, суд приходит к следующему.
Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда за работу в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п.5 раздела 3 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2008 года (применительно к 2010 году аналогичные рекомендации утверждены решением Российской трехсторонней комиссии от 4 декабря 2009 года), обязательными для применения на территории Российской Федерации являются, в числе прочего, размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством РФ, а также размеры процентных ставок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ.
Для принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями применяются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего Союза ССР.
Постановлением от 2 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих», утвержденным Государственным Комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секретариатом ВЦСПС введены районные коэффициенты в размере 1, 15 в районах и городах Пермской области.
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональную надбавку.
Содержание заработной платы представляет совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, оплата труда по выполнению простых работ в особых климатических условиях без учета установленного для данной территории районного коэффициента не соответствует основным принципам правового регулирования трудовых правоотношений и нарушает право работника на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.
Учитывая изложенное, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению, и подлежащими взысканию за шестнадцать месяцев (с января 2009 года по апрель 2010 года) 17475,23 рублей.
Суд находит целесообразным производить взыскания с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» за вычетом налогов, предусмотренных действующим налоговым законодательством, поскольку данное учреждение является налоговым агентом - лицом, на которое Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст.24 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Юрлинского района в защиту интересов Сятчихиной Ольги Петровны к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Юрлинский детский сад № 2» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» в пользу Сятчихиной Ольги Петровны 5347 (пять тысяч триста сорок семь) рублей 35 копеек за вычетом налогов в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение десяти суток.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края А.С. Мелехин