Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-737/2023 ~ М-598/2023 от 13.06.2023

Дело № 2-737/2023

74RS0021-01-2023-000736-84

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2023 года                                                                          г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего                                                      Конновой О.С.

при секретаре                                                                        Кошарной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофименко Т.В. к Управлению строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,

    У С Т А Н О В И Л :

Трофименко Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить подключение системы внутренней канализации <адрес> в <адрес> к центральной канализации <адрес> либо к местным сооружениям.

Требование обосновано тем, что в она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Отведение сточных вод многоквартирного дома осуществляется по внутридомовой системе водоотведения в выгребную яму, которая не имеет технологического присоединения к централизованной системе водоотведения. Выгребная яма в общее имущество многоквартирного дома не входит, не находится в муниципальной собственности. Право собственности на земельный участок, на котором она расположена, не разграничено. Фактически канализационный выгреб является бесхозным. Длительное время жильцы дома самостоятельно и за свой счет осуществляют поиск ассенизаторских машин и вывоз отходов, что влечет значительные траты для жильцов. Выгребная яма постоянно переполняется, отходы разливаются по земле, зимой образуя наледь, летом – неприятный запах, поступающий в квартиры жильцов. Указанная ситуация создает антисанитарные условия, нарушает права жильцов на благоприятную окружающую среду. Жильцы дома более 15 лет обращались в администрацию Карталинского городского поселения, администрацию Карталинского муниципального района, Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района Челябинской области для разрешения указанного вопроса, однако до настоящего времени водоотведение многоквартирного дома надлежащим образом не организовано.

    В судебном заседании истица Трофименко Т.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района, третьего лица администрации Карталинского муниципального района Макарова Г.Р. возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание представители третьих лиц МУП «Водоснабжение», администрации Карталинского городского поселения, Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», ООО «Карталытранссервис» не явились, надлежащим образом извещены о слушании дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Таким образом, закон, организацию предоставления коммунальных услуг, возлагает на органы муниципального образования конкретного поселения.

В целях реализации ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Муниципальным образованием Карталинское городское поселение и Муниципальным образованием Карталинский муниципальный район, МО Карталинское городское поселение передало, а МО Карталинский муниципальный район в лице Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района приняло в свое ведение и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.52-56).

Жилищное законодательство определяет, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке предусмотренными федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).

Одной из предоставляемых гражданам коммунальных услуг является водоотведение.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В статье 1 данного Федерального закона указано, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; благоприятными условиями жизнедеятельности человека является состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Постановление Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с "Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения", "Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения") (ред. от 22.05.2020) определяет порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (далее - схемы водоснабжения и водоотведения) и единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, а также их актуализации (корректировки).

Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.

Обосновывая свои требования, истица Трофименко Т.В. ссылалась на длительное бездействие органов местного самоуправления по решению вопроса организации системы водоотведения многоквартирного дома, нарушении прав собственников многоквартирного дома на благоприятную окружающую среду.

Суд находит указанные доводы заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Как следует из технического паспорта на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, многоквартирный жилой дом состоит из 2 этажей, 16 квартир, водоотведение – децентрализованное (л.д.94-109).

Отведение сточных вод осуществляется по внутридомовой системе водоотведения в септик, который не имеет технологического присоединения к централизованной системе водоотведения.

Канализационный выгреб (септик) расположен на расстоянии 2,3 м от края цокольной части стены многоквартирного <адрес> в <адрес> и в 1,3 м направо от входа в подъезд указанного дома, что следует из акта местоположения объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.172).

Решением общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ способ управления многоквартирным домом определен – непосредственное управление собственниками многоквартирного дома с заключением договора на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, обслуживающей организацией определено ООО «Карталытрансервис» (л.д. 111-112,43-51).

Канализационный выгреб общедомовым имуществом не является, ООО «Карталытранссервис» не обслуживается, вывоз отходов из канализационного выгреба осуществляется с привлечением лиц, оказывающих такого рода услуги за счет собственников многоквартирного дома.

По результатам проведенной Карталинской городской прокуратурой проверки по поступившему из ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» обращению Трофименко Т.В. в адрес главы Карталинского муниципального района Вдовина А.Г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-32).

По результатам рассмотрения представления, в адрес Карталинской городской прокуратуры главой Карталинского муниципального района Челябинской области направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ о том, что для решения вопроса по подключению к централизованному водоотведению многоквартирного <адрес>, администрацией Карталинского муниципального района проведены мероприятия по изысканию технических решений на подключение вышеуказанного многоквартирного дома к центральным инженерным сетям водоотведения г. Карталы. По итогам мероприятий установлено, что для подключения многоквартирного дома к централизованным сетям водоотведения необходимо строительство сетей водоотведения и канализационно-насосной станции. В 2023 году планируется разработка проектно-сметной документации на выполнение работ. Работы по строительству сетей и канализационно-насосной станции будут выполнены за счет местного бюджета после разработки проектно-сметной документации при наличии финансирования (л.д. 33).

Как следует из ответа Министерства строительства инфраструктуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ оказание финансовой помощи муниципальным образованиям Челябинской области на работы по строительству, реконструкции, модернизации и капитальному ремонту объектов водоснабжения осуществляется в рамках государственной программы Челябинской области «Чистая вода» на территории Челябинской области, а также в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации». Основанием для рассмотрения вопроса оказания финансовой помощи является заявка муниципального образования, предоставляемая в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области в срок до 01 июля предшествующего финансового года. Одним из обязательных условий участия в государственной программе является наличие положительного заключения ОГАУ «Государственная экспертиза Челябинской области» на проектно-сметную документацию (л.д. 24-25).

На необходимость подготовки проектно – сметной документации, отсутствие финансовых средств в бюджете ссылается в судебном заседании и представитель ответчика, третьего лица Макарова Г.Р.

Вместе с тем, из предоставленных суду письменных доказательств следует, что о нарушении прав собственников многоквартирного дома, необходимости разрешения вопроса по организации системы водоотведения многоквартирного дома органу местного самоуправления стало известно в 2007 году.

Из многочисленных ответов на обращения собственников многоквартирного дома следует, что муниципальным образованием запланировано изготовление проектно-сметной документации на строительство канализации ( от ДД.ММ.ГГГГ -л.д. 10, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.12, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 14, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 16, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 17, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 18, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 20, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 37, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 39).

Допрошенные в судебном заседании свидетели Андреева Н.П., Киптенко М.Н. также подтвердили о многочисленных жалобах жильцов дома по вопросу обслуживания канализационного выгреба, заиливания колодца и постоянного подтопления прилегающей к дому территории, что создает антисанитарные условия (грязь, неприятный запах, насекомые – летом, наледь – зимой).

На момент рассмотрения гражданского дела проектно – сметная документация отсутствует.

В соответствии с техническими условиями на присоединение к существующим сетям водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ следует о наличии возможности подключения объекта к инженерным сетям при соблюдении предложенных мероприятий 9л.д. 90-91).

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным довод иска о бездействии органа местного самоуправлению в части надлежащей организации системы водоотведения многоквартирного жилого дома, расположенного на территории Карталинского городского поселения и нарушении прав истицы на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие денежных средств на выполнение указанных мероприятий не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Положение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляющее обязанность органов местного самоуправления по организации в границах городского округа водоотведения, носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения.

Таким образом, указанное положение закона не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, в связи с чем орган местного самоуправления вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый для него способ подключения систем внутренней канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> центральной канализации.

Поскольку закон не предусматривает конкретный способ исполнения обязанности по организации водоотведения со стороны органа местного самоуправления, заявленные исковые требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления в лице Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района Челябинской области осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома центральной канализации подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд полагает разумным срок для исполнения решения – 1 год со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района Челябинской области (ИНН ) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> центральной канализации.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                О.С. Коннова

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2023 года

2-737/2023 ~ М-598/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трофименко Татьяна Владимировна
Ответчики
Управление строительства инфраструктуры и ЖКХ КМР
Другие
администрация КМР
Суд
Карталинский городской суд Челябинской области
Судья
Коннова О.С.
Дело на странице суда
kart--chel.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2023Передача материалов судье
13.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2023Дело оформлено
02.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее