2 – 4509/17
46RS0030-01-2023-005666-67
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерацииг. Курск 06 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Локтионовой Л.В.,
при секретаре Картышовой С.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Черемисиновского района Курской области Григорьевой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черемисиновского района Курской области к АО «Курскоблводоканал» об обязании разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды,
установил:
Прокурор Черемисиновского района Курской области обратился в суд с иском к АО «Курскоблводоканал» об обязании разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды.
Свои требования истец мотивировал тем, что ответчиком не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил обязать АО «Курскоблводоканал» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества питьевой воды для следующих водозаборов на территории <адрес>:
водозабор д<адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (2 водонапорные башни 11 куб.метров, водопроводные сети 1752 м.);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес> <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водонапорная башня с водозаборной скважиной № (55м./15 куб.м, трубчатый колодец-скважина 25 м.);
водозабор д<адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес> <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес> <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес> сельсовета, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №);
водозабор <адрес>, <адрес> (водозаборная скважина №).
Представитель АО «Курскоблводоканал» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и ст. 113, 117 ГПК РФ, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках системного надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ, проанализировано исполнение АО «Курскоблводоканал» указанного законодательства, в ходе которого в деятельности АО «Курскоблводоканал» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 ФЗ №).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 ФЗ №).
Исходя из требований ч. 1, 4, 12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 Федерального закона (ч. 1 ст. 23 ФЗ №).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4 ст. 23 ФЗ №).
Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем (ч. 12 ст. 23 ФЗ №).
В соответствии с ч. 1, 2, 5, 6, 7 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (ч. 1 ст. 25 ФЗ №).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (ч. 2 ст. 25 ФЗ №).
Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (ч. 4 ст. 25 ФЗ №).
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5 ст. 25 ФЗ №).
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды. (ч. 6 ст. 25 ФЗ №).
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 7 ст. 25 ФЗ №).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение от № в отношении объектов водоснабжения <адрес>, между АО «Курскоблводоканал» и <адрес> и третьей стороной по договору субъектом Российской Федерации от имени которого действует Администрация Курской области.
Согласно указанному соглашению, АО «Курскоблводоканал» обязался за свой счет реконструировать имущество, и осуществлять холодное водоснабжение с использованием объектов соглашения, а <адрес> предоставляет АО «Курскоблводоканал» права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с условиями концессионного соглашения, АО «Курскоблводоканал» предоставлены права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления холодного водоснабжения на территории населенных пунктов. В силу положений соглашения АО «Курскоблводоканал» обязан поддерживать объекты концессионного соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта концессионного соглашения, осуществляет эксплуатацию объектов холодного водоснабжения муниципальных образований <адрес>, получает плату с абонентов по установленным тарифам.
В нарушение указанных выше требований федерального законодательства о водоснабжении, а также санитарного законодательства, программы производственного контроля качества питьевой воды для эксплуатируемых объектов водоснабжения <адрес>, не разработаны и не утверждены, соответственно договоры на проведение лабораторных исследований и испытания отобранных проб воды в рамках контроля качества питьевой воды, поставляемой населению <адрес> не проводятся.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ. в адрес АО «Курскоблводоканал» прокуратурой района вынесено представление, которое рассмотрено предприятием. Согласно ответу на представление АО «Курскоблводоканал» проводит работы, направленные на составление и утверждение в установленном законом порядке более 1000 программ производственного контроля качества питьевой воды, в том числе, и на территории <адрес>. Однако, учитывая большое количество объектов водоснабжения, находящихся на обслуживании АО «Курскоблводоканал», а также тяжелое финансовое положения, программы в настоящее время не утверждены в установленном законом порядке и находятся в стадии разработки.
Согласно информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ АО «Курскоблводоканал» согласованы программы производственного контроля качества питьевой воды на два водозабора, расположенных на территории <адрес>, на остальные водозаборы программы производственного контроля качества питьевой воды в 2023 году не поступали.
Исходя из изложенного, АО «Курскоблводоканал», в нарушение положений ст.25 Федерального закона №416-ФЗ, ст.11 Федерального закона №52-ФЗ, п.77 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, п.п.5,6,12 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015г. №, АО «Курскоблводоканал» не разработаны программы производственного контроля качества питьевой воды для вышеуказанных водозаборов <адрес>, находящихся в пользовании АО «Курскоблводоканал».
Частью 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
На территории Курской области территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологичекий надзор является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области «Управление Роспотребнадзора по Курской области».
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 7719263354, ░░░░ 1124632009149) ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>:
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 1752 ░.);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № (55░./15 ░░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ 25 ░.);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №);
░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.