РЕШЕНИЕименем Российской Федерации | |
город Мурманск | 16 ноября 2023 года |
Ленинский районный суд города Мурманска в составе судьи Завражнова М. Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой Л. Ф. в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело № 2-2489/2023 по иску мурманского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителей истца Бурова И. Ю. и ответчика Загребиной О. В., а также исследовав письменные доказательства, суд
установил:
истец, неоднократно уточнившись письменно и устно на судебном заседании через своего представителя, требует возложить на ответчика обязанности: 1) разместить перед входом в здание железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области и перед входами во внутренние помещения этого здания, в которых оказываются услуги, рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 метра до 1,6 метра от уровня пола и на расстоянии 0,1 метра от края таблички до края дверного проема для идентификации помещений информирующие тактильные таблички с указанием назначения помещения и использованием рельефно-линейного, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; 2) высоту поверхности низа окна кассы железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области снизить до определенного уровня; 3) оборудовать железнодорожный вокзал города Оленегорска в Мурманской области системой радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения.
В обоснование своих требований истец ссылается на недоступность железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области, его здания, помещений и территорий в отдельных местах, для маломобильных групп населения.
На судебном заседании представитель истца Буров И. Ю. поддерживал уточненные исковые требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении и уточнениях к нему, при этом допускал возможность определения иных сроков исполнения решения суда в отношении отдельных обязанностей.
Ответчик через своих представителей Загребину О. В. и Кутыреву Т. В. возражал относительно предъявленных исковых требований, ссылаясь на их необоснованность и утверждая следующее.
Свод правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, на который ссылается истец в обоснование своих требований, во-первых, утвержден и введен в действие после строительства и начала эксплуатации здания железнодорожного вокзала города Оленегорска Мурманской области, а, во-вторых, предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий и распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию данным объектам и средствам, а здание железнодорожного вокзала города Оленегорска Мурманской области не является вновь введенным эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Кроме того, требования свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Однако указанный вокзал введен в эксплуатацию в 1957 году и не реконструировался.
На основании ведомости инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта от 16 февраля 2017 года № 1/13 комиссией в составе заместителя начальника октябрьской дирекции пассажирских обустройств центральной дирекции пассажирских обустройства – филиала ОАО «Российские железные дороги», начальника железнодорожного вокзала города Оленегорска Мурманской области и председателя оленегорской городской организацией мурманской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» составлен и начальником октябрьской дирекции пассажирских обустройств центральной дирекции пассажирских обустройства – филиала ОАО «Российские железные дороги» утвержден паспорт от 16 февраля 2017 года № 1/13 о доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры в отношении железнодорожного вокзала города Оленегорска Мурманской области, которым предусмотрены требуемые мероприятия по адаптации и рекомендованный период их проведения, при этом сроки исполнения мероприятий по паспорту доступности в настоящее время не наступили.
Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 26 августа 2020 года № 1827/р утвержден корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 25 октября 2021 года № 2289р утвержден порядок взаимодействия центра содействия мобильности ОАО «Российские железные дороги» с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 22 ноября 2022 года № 2977р утверждены стандарты ОАО «Российские железные дороги» 03.001-2022 об услугах на железнодорожном транспорте и требованиях к обеспечению условий доступности для маломобильных пассажиров, а распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 22 ноября 2022 года № 3027/р утверждена методика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг.
ОАО «Российские железные дороги» создало функционирующий центр содействия мобильности, операторы которого в круглосуточном режиме без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг заявок на сопровождение маломобильных пассажиров, а также оказание им помощи, а 1 апреля 2022 года заключен договор № 1059/окэ-цдпо/21/1/1 между ОАО «Российские железные дороги» и ООО «С-Груп» на оказание услуг ситуационной помощи и предоставления социальной услуги маломобильным пассажирам на объектах пассажирской инфраструктуры октябрьской дирекции пассажирских обустройств, в том числе и на спорном объекте железнодорожной инфраструктуры.
Таким образом, ответчик полагает, что ОАО «Российские железные дороги» на постоянной основе принимает системные меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения на спорном объекте железнодорожной инфраструктуры, реализуя согласованный с представителями общественных организаций инвалидов комплекс мер по созданию условий для инвалидов и обеспечению их доступа к объектам транспортной железнодорожной инфраструктуры, что является объективно достаточным для исполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В настоящее время не имеется никаких претензий к железнодорожному вокзалу города Оленегорска Мурманской области, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо жалоб по вопросам его доступности для маломобильных групп населения, что подтверждается представителем оленегорской городской организацией мурманской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Председатель оленегорской городской организацией мурманской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО на судебном заседании подтверждала отсутствие у инвалидов города Оленегорска Мурманской области каких-либо претензий к железнодорожному вокзалу города Оленегорска Мурманской области и жалоб инвалидов по вопросам его доступности для маломобильных групп населения.
Другие участвующие в деле лица извещены о судебном процессе, времени и месте судебного разбирательства в установленном порядке и надлежащим образом, на судебное заседание не явились и явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщали и о перемене адреса не уведомляли; их неявка не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам. Настоящим решением суда не разрешается вопрос о правах и об обязанностях иных лиц, не привлеченных к участию в деле, а также не затрагиваются права и обязанности иных лиц, не привлеченных к участию в деле, поэтому суд не имеет предусматриваемых законом оснований для привлечения к участию в деле иных лиц, так как решение суда не может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Какие-либо ходатайства не заявлены, неразрешенных ходатайств нет. Предусматриваемых законом оснований для отложения судебного разбирательства не имеется.
Разрешив вопрос о последствиях неявки, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Как видно из настоящего дела, по результатам проверки мурманской транспортной прокуратурой железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области выявлено, что данный вокзал, его здание, помещения и территории, не отвечает отдельным требованиям доступности для маломобильных групп населения, в связи с чем истец полагает необходимым возложить на ответчика спорные обязанности в судебном порядке.
Для получения консультации судом в качестве специалиста привлекался ФИО, соответствующий требованиям системы добровольной сертификации, предъявляемым к техническим экспертам в области формирования безбарьерной среды для лиц с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, имеющий в качестве требования к работе технического эксперта такой вид обязательной работы технического эксперта как консультация по вопросам в сфере обеспечения безбарьерной среды.
ФИО подготавливалось экспертное заключения от 20 декабря 2022 года № 830/пр/жво/мк/пва по результатам обследования железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области, проведенного в рамках названной проверки мурманской транспортной прокуратуры.
Согласно пояснениям специалиста железнодорожный вокзал города Оленегорска в Мурманской области, его здание, помещения и территории, не отвечает отдельным требованиям доступности для маломобильных групп населения, при этом специалист обращал внимание, что при разрешении вопросов обеспечения условий беспрепятственного доступа к объектам следует иметь в виду не только инвалидов, а всех людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе людей с временным нарушением здоровья и людей старших возрастов. Также специалист полагал необходимым во всяком случае учитывать, что функционирование железнодорожного транспорта основывается на принципе доступности и безопасности, и группы населения с ограниченными возможностями передвижения должны быть вовлечены в общество и иметь равные возможности, среда и условия их жизнедеятельности для них должны быть обеспечены также равные, поэтому организация центра содействия мобильности для оказания ситуационной помощи не является достаточной мерой для достижения названных целей.
При разрешении спора по настоящему делу суд исходит из следующих нормативных правовых положений, а также нормативно-технический установлений, стандартов и правил.
Под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая, среди прочего, в виде строительства, капитального ремонта, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений, а также в виде благоустройства территорий. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека относится к устойчивому развитию территорий.
Одними из принципов законодательства о градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, а также осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий (пункты 2 и 3 статьи 1, пункты 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Транспортно-пересадочный узел – это комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой (пункт 25 статьи 1 этого же кодекса).
Согласно части 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, их имущества принят Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объектом технического регулирования в котором являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы эксплуатации. Данный федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения и устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, а также доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (пункт 1 статьи 1, части 1, 2 и пункты 4-6 части 6 статьи 3 этого федерального закона).
В соответствии с частью 2 статьи 12 названного федерального закона объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования устанавливает Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 1 и абзацу седьмому пункта 1 статьи 4 которого функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 20 этого федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, а также безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования, и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулирует и их права, обязанности и ответственность устанавливает, а также основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определяет Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Согласно частям первой и второй статьи 80, а также части первой статьи 80.1 этого устава перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. Перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.
В соответствии с пунктами 1-3, 5 и 6 части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 904/пр утвержден свод правил 59.13330.2020 «Строительные нормы и правила 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который разработан на принципах полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, равенства возможностей и доступности, применение которых формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других групп населения – маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации, а также обеспечивает для них равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.
Маломобильные группы населения данный свод правил определяет как людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения указанный свод правил относит инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, людей с нарушением интеллекта, людей старших возрастов, беременных женщин, людей с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и так далее (термин 3.13).
Раздел 5 названного свода правил предусматривает требования к земельным участкам и территориям общего пользования, а подраздел 5.1 – к входам и путям движения.
Согласно пункту 5.1.3 этого же свода правил в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований свода правил 42.13330.2016 «Строительные нормы и правила 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования. Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы организации (учреждения или предприятия). В сложившейся застройке при сложном рельефе (в местах с пересеченной или горной местностью и прочее), когда невозможно передвижение маломобильных групп населения по проектируемым путям пешеходного движения, следует предусматривать альтернативные пути движения маломобильных групп населения протяженностью между объектами притяжения не более 300 метров и с доступными для этих лиц условиями движения.
Раздел 6 названного свода правил предусматривает требования к помещениям и их элементам, а подраздел 6.5 – к техническим средствам связи, информации и сигнализации, доступным для маломобильных групп населения.
Согласно пункту 6.5.3 данного свода правил технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и тому подобное. При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.
Согласно пункту 6.5.9 этого же свода правил перед входом в здание железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области и перед входами во внутренние помещения этого здания, в которых оказываются услуги, рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 метра до 1,6 метра от уровня пола и на расстоянии 0,1 метра от края таблички до края дверного проема для идентификации помещений должны размещаться информирующие тактильные таблички с указанием назначения помещения и использованием рельефно-линейного, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Раздел 8 названного свода правил предусматривает специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях и сооружениях, а подраздел 8.1 – общие положениях данных специальных требований.
Согласно пункту 8.1.7 этого же свода правил при проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в установленных пределах (при расположении сбоку от посетителя – не выше 1,4 метра и не ниже 0,3 метра от уровня пола, при фронтальном подходе – не выше 1,2 метра и не ниже 0,4 метра от уровня пола). Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями-инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80-0,85 метра над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должны быть не менее 0,75 метра, глубина – не менее 0,5 метра. часть стойки-барьера обслуживания, прилавка следует предусматривать высотой 0,85 метра от уровня пола. Ширина рабочего фронта прилавка, стола, стойки, барьера и тому подобного у места получения услуги должна быть не менее 1,0 метра. Не менее одной стойки обслуживания посетителей следует оборудовать системой обеспечения разборчивости звуковой информации.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 апреля 2021 года № 226-ст утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 59431-2021 «Система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Технические требования. Методы испытаний», который распространяется на систему радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения, входящее в ее состав оборудование, устанавливаемое на стационарных и временных объектах городской, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, на маршрутных пассажирских транспортных средствах, в том числе на городском наземном автомобильном и электрическом транспорте, на железнодорожном, внеуличном, речном транспорте, на регулируемых пешеходных переходах, на специализированное эксплуатационное оборудование и программное обеспечение, используемые в процессе эксплуатации системы, носимые устройства пользователей системы, обеспечивающие ее применение инвалидами по зрению и представителями других маломобильных групп населения, в том числе устройства с программными приложениями.
В соответствии с названным национальным стандартом система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения представляет собой комплекс приемо-передающих радиоустройств и звуковых устройств, обеспечивающих гражданам - пользователям системы – инвалидам по зрению и представителям других маломобильных групп населения возможность самостоятельно, не вступая в контакт с посторонними гражданами для оказания помощи, обнаружить и идентифицировать находящийся вблизи стационарный или временный объект или маршрутное транспортное средство, определить необходимое направление движения к нему, а также получить информацию для пересечения проезжей части через регулируемый пешеходный переход. Система включает в себя в качестве одного из основных составляющих устройство пользователя системы индивидуальное, относящиеся к индивидуальным техническим средствам реабилитации, в качестве которых могут использоваться специализированное абонентское устройство, а также устройство мобильной связи с сенсорным экраном, работающее под управлением стандартных операционных систем с установленными на них программами экранного доступа для незрячих и специальными программными приложениями, свободно распространяемыми через информационную сеть Интернет. Также система включает в себя в качестве одного из основных составляющих инфраструктурное оборудование, относящееся к вспомогательным средствам ориентации, а именно: инфраструктурное оборудование системы, устанавливаемое на стационарных и временных объектах, – оборудование коллективного пользования, устанавливаемое на стационарных объектах городской, транспортной и дорожной инфраструктуры и доступное для инвалидов и иных маломобильных групп населения, имеющих устройство пользователя системы индивидуальное; инфраструктурное оборудование системы, устанавливаемое на транспортных средствах, – оборудование коллективного пользования, устанавливаемое на маршрутном транспортном средстве и доступное для инвалидов и иных маломобильных групп населения, имеющих устройство пользователя системы индивидуальное; инфраструктурное оборудование системы, устанавливаемое совместно с пешеходными светофорами, – оборудование коллективного пользования, устанавливаемое совместно с пешеходными светофорами на объектах транспортной инфраструктуры и доступное для инвалидов и иных маломобильных групп населения, имеющих устройство пользователя системы индивидуальное. К составляющим системы относятся также сервер и специализированное эксплуатационное оборудование (раздел 4 этого национального стандарта).
При разрешении настоящего дела судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что: перед входом в здание железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области и перед входами во внутренние помещения этого здания, в которых оказываются услуги, для идентификации помещений не размещены информирующие тактильные таблички с указанием назначения помещения и использованием рельефно-линейного, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; высота поверхности низа окна кассы железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области выше до 0,80-0,85 метра над уровнем пола; железнодорожный вокзал города Оленегорска в Мурманской области не оборудован системой радиоинформирования и звукового ориентирования для маломобильных групп населения.
Руководствуясь приведенными выше законоположениями, а также нормативно-техническими установлениями, стандартами и правилами, суд считает такое состояние железнодорожного вокзала города Оленегорска Мурманской области как сооружения, предназначенного для пользователей услугами железнодорожного транспорта, в том числе из маломобильной группы населения, не соответствующим приведенным выше требованиям, так как высоким расположением окна кассы и отсутствием названных информирующих тактильных табличек, а также системы радиоинформирования и звукового ориентирования для маломобильных групп населения на данном вокзале перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не обеспечиваются безопасность жизни и здоровья, благоприятные условия пребывания и комфортное обслуживание маломобильной группы населения.
Таким образом, создаются препятствия для доступа маломобильной группы населения к объекту социального назначения, так как ограничиваются возможности их самостоятельного передвижения и пользования услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры, а также не соблюдаются принципы, на которых основывается функционирование железнодорожного транспорта, в связи с чем группы населения с ограниченными возможностями передвижения оказываются не вовлечены в общество, поскольку среда и условия жизнедеятельности для них равные не созданы.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о признании иска обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что свод правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения утвержден и введен в действие после строительства и начала эксплуатации здания железнодорожного вокзала, предназначается для разработки проектных решений и распространяется на проектирование, его требования подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также о том, что технический регламент о безопасности зданий и сооружений не применяется к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу этого регламента, а положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам суд полагает подлежащими отклонению.
Отклоняя приведенные доводы, суд исходит из того, что безопасность жизни и здоровья, благоприятные условия пребывания и комфортное обслуживание маломобильной группы населения должны быть обеспечены на всем этапе жизненного цикла здания или сооружения, в том числе в процессе их эксплуатации, при этом должны быть соблюдены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам их эксплуатации, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья, благоприятные условия пребывания и комфортное обслуживание маломобильной группы населения. Такое истолкование приведенных ответчиком законоположений суд полагает прямо следующим из пункта 1 статьи 1, а также частей 1, 2 и пунктов 4-6 части 6 статьи 3 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Вопреки доводам ответчика составление паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры в отношении железнодорожного вокзала города Оленегорска Мурманской области, которым предусмотрены требуемые мероприятия по адаптации и рекомендованный период их проведения, а также организация центра содействия мобильности для оказания ситуационной помощи и издание названных выше распоряжений ОАО «Российские железные дороги» может свидетельствовать только о выполнении перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования отдельных условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта, предусматриваемых статьей 80.1 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», что в случае по настоящему делу не исключило выявление прокурором несоблюдения других требований к безопасности жизни и здоровья, благоприятным условиям пребывания и комфортному обслуживанию маломобильной группы населения.
Кроме этого, суд исходит из того, что наличием ситуационной помощи, организованной ОАО «Российские железные дороги» через центр содействия мобильности как условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспортного, не обеспечивается возможность маломобильной группы населения самостоятельного передвижения и пользования услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры, то есть без вступления в контакт с посторонними гражданами.
Ссылки ответчика на отсутствие каких-либо претензий к железнодорожному вокзалу города Оленегорска Мурманской области и жалоб по вопросам его доступности для маломобильных групп населения значения для настоящего дела не имеют, так как безопасность жизни и здоровья, благоприятные условия пребывания и комфортное обслуживание всех пользователей услугами железнодорожного транспорта должны быть обеспечены вне зависимости от наличия жалоб и претензий.
С доводами истца о том, что что сроки проведения мероприятий по адаптации, предусмотренные паспортом доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, носят рекомендательный характер и являются, в этой связи, неопределенными и чрезмерно длительными, суд соглашается. Вместе с тем позицию истца о возложении на ответчика исполнить все требуемые обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу суд не считает обоснованной. В этой связи, определяя срок исполнения настоящего решения суда, суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что ремонт и дооборудование вокзала требуют соблюдения и проведения процедуры, предусматривающей выделение денежных средств.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.
Исходя из изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 194, частью 2 статьи 195, частью 3 статьи 196, частью 5 статьи 198, частями 1 и 2 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск мурманского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанностей удовлетворить полностью.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность в течение одного года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу разместить перед входом в здание железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области и перед входами во внутренние помещения этого здания, в которых оказываются услуги, рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 метра до 1,6 метра от уровня пола и на расстоянии 0,1 метра от края таблички до края дверного проема для идентификации помещений информирующие тактильные таблички с указанием назначения помещения и использованием рельефно-линейного, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность в течение полутора лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу снизить высоту поверхности низа окна кассы железнодорожного вокзала города Оленегорска в Мурманской области до 0,80-0,85 метра над уровнем пола.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность в течение полутора лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный вокзал города Оленегорска в Мурманской области системой радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) сумму государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. в счет возмещения судебных расходов, понесенных судом первой инстанции в связи с рассмотрением дела, с зачислением взысканной денежной суммы в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | М. Ю. Завражнов | |