Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-155/2023 от 05.12.2023

                                        дело № 12-155/2023

РЕШЕНИЕ

город Кумертау                                                25 декабря 2023 года

Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан Терер С.А.,

с участием прокурора Ульянкиной И.С.,

защитника лица, в отношении которого ведется административное производство, главы Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С., действующей на основании доверенности от 04 декабря 2023 года,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, по жалобе защитника должностного лица – главы Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года,

                            УСТАНОВИЛА:

    Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года должностное лицо – глава Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролов О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за то, что Фроловым О.Ю., как главой Администрации городского округа г.Кумертау РБ, находящимся по адресу: <...>, в нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» надлежащим образом не рассмотрено коллективное обращение жителей <...> Республики Башкортостан, поступившее 27 декабря 2022 года вх. № 2837-з, с дачей в ответе по существу всех поставленных в обращении вопросов; обращение О поступившее 31 января 2023 года вх. № 145-з, рассмотрено с нарушением установленного Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-тидневного срока рассмотрения обращений граждан.

В своей жалобе защитник должностного лица – главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. – Валеева Э.С. просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения по тем основаниям, что 27 декабря 2022 года и 31 января 2023 года Фролов О.Ю., исполняя свои должностные обязанности в качестве главы администрации городского округа Кумертау РБ, передал обращения вх. № 283-з и вх. № 145-з в СЭД «Дело-Web» и.о. заместителя по строительству, ЖКХ и инфраструктуре Маннанову Э.Х. путем электронной передачи через СЭД со своей резолюцией «для принятия мер и подготовки ответа». Указанные входящие обращения в СЭД «Дело-Web» стояли на контроле со сроком дачи ответа 25 января 2023 года и 01 марта 2023 года соответственно. Таким образом, Фроловым О.Ю. своевременно дано письменное поручение должностному лицу для своевременной и полной дачи ответа в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок. Ответ на вх. №2837-з от 27 декабря 2022 года дан 23 января 2023 года за исх. № 14/395, на вх. № 145-з от 31 января 2023 года – 02 марта 2023 года за исх. № 14/1536. Таким образом, 30-тидневный срок для дачи ответа не нарушен. Согласно должностной инструкции, утвержденной распоряжением Администрации городского округа г.Кумертау РБ от 18 июня 2021 года № 59-р, в должностные обязанности заместителя главы администрации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и инфраструктуре входят: организация работы по своевременному и в полном объеме рассмотрению обращений граждан, поступивших в подведомственные структурные подразделения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п.3.2.24); своевременное выполнение поручений вышестоящих органов, постановлений и распоряжений, поручений и указаний главы администрации (п.3.2.25); соблюдение правил делопроизводства, в том числе своевременное рассмотрение обращений юридических и физических лиц (п. 3.7). В соответствии с регламентом Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, утвержденным распоряжением № 143-р от 07 ноября 2022 года, поступившие документы передаются главе администрации (его заместителям), управляющему делами администрации согласно поручениям, указаниям и по результатам их рассмотрения передаются работникам администрации на исполнение. Поручение, указание включает фамилию исполнителя (исполнителей), текст поручения, подпись, дату. Документы с поручениями, требующими ответа, должностному лицу, рассмотревшему документ, ставятся на контроль. В карточку учета заносятся все отметки о прохождении документа независимо от сроков его регистрации (п. 7.12). В силу п. 7.14 указанного регламента, ответственность за исполнение документа несет должностное лицо, указанное в резолюции первым или уполномоченное должностное лицо с отметкой «отв.». В карточках учета писем вх. № 2837-з от 27 декабря 2022 года и вх. № 145-з от 31 января 2023 года таковым должностным лицом является и.о. заместителя по строительству, ЖКХ и инфраструктуре М Таким образом, исходя из указанного документа, заместитель главы администрации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и инфраструктуре наделен полномочиями по соблюдению требований порядка рассмотрения обращений граждан. Именно им допущены нарушения при рассмотрении обращений от 27 декабря 2022 года вх. № 2837-з и 31 января 2023 года вх. № 145-з. Однако, суд не исследовал в полной мере предоставленные документы. Кроме того, в адрес Администрации городского округа г.Кумертау РБ было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 14 марта 2023 года № 2-2023Прдп123-41-23-20800001. Согласно письменному ответу от 12 апреля 2023 года за исх. № 21/2762, за нарушение законодательства при рассмотрении обращений граждан к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания привлечена ведущий специалист отдела городского хозяйства администрации С Течение тридцатидневного срока, установленного ст.12 Закона № 59-ФЗ для направления мотивированного ответа заявителю, начинает исчисляться со следующего дня после регистрации письменного обращения гражданина. Учитывая изложенное, началом течения срока, установленного для направления ответа О на его обращение, следует исчислять с 01 февраля 2023 года, последним днем такого срока является 02 марта 2023 года. Ответ О дан 02 марта 2023 года, т.е. в срок, установленный ст. 12 Закона № 59-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии в действиях Фролова О.Ю. состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ. Кроме того, Фролов О.Ю. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и не выполнял субъективную сторону административного правонарушения.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется административное производство, Фролов О.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав мнение участников процесса, судья, с учетом требований ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется административное производство.

Защитник Валеева Э.С. в судебном заседании жалобу поддержала, привела изложенные в ней доводы, просила отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Ульянкина И.С. полагала, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, а жалоба защитника удовлетворению не подлежит.

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, и, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п.п. 1,4 ст. 4 Закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Закона № 59-ФЗ).

В ст. 10 Закона № 59-ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Указанные выше положения закона предусматривают, что гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

В силу ст. 14 Закона № 59-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Лица, виновные в нарушении Закона № 59-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 15 названного Закона).

Из материалов дела следует, что <...> жители <...> РБ обратились с письменным обращением к главе Администрации городского округа г.Кумертау РБ о принятии мер по очистке дорог от снега. Обращение зарегистрировано в Администрации городского округа <...> РБ <...> за вх. <...>-з.

<...> Администрацией городского округа г.Кумертау РБ дан ответ на обращение от <...> за исх. <...>, не содержащий ответов по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ подписан главой Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фроловым О.Ю.

<...> О обратился с письменным обращением к главе Администрации городского округа г.Кумертау РБ о принятии мер по организации движения общественного транспорта по <...> Республики Башкортостан. Обращение зарегистрировано в Администрации городского округа <...> РБ <...> за вх. <...>-з.

<...> Администрацией городского округа г.Кумертау РБ дан ответ на обращение от 31 января 2023 года за исх. № 14/1536. Ответ подписан главой Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фроловым О.Ю.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.

Факт совершения административного правонарушения и вина Фролова О.Ю. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением заместителя прокурора г.Кумертау Валитова Э.Р. от 14 марта 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-5), справкой помощника прокурора г. Кумертау Ульянкиной И.С. от 14 марта 2023 года о проведенной проверки исполнения федерального законодательства (л.д. 7-9), обращением жителей дома <...> от 27 декабря 2022 года (л.д.10, 35, 36), ответом на обращение от 23 января 2023 года за исх. № 14/395 (л.д.11, 39), обращением Осипов В.П. от 31 января 2023 года (л.д.13, 14, 37, 38), ответом на обращение от 02 марта 2023 года за исх. № 14/1536 (л.д.15, 40), регламентом Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, утвержденным распоряжением № 4-р от 31 января 2023 года, согласно п.п.9.3.8, 9.3.9 которого общий срок рассмотрения письменных обращений граждан – 30 дней со дня регистрации письменного обращения, если не установлен более короткий контрольный срок функций; в исключительных случаях срок исполнения функции по рассмотрению обращений граждан может быть продлен главой администрации, но не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением о продлении срока рассмотрения обращения гражданина (л.д.16-24), регламентом Администрации городского округа г.Кумертау РБ, утвержденным распоряжением № 143-р от 07 ноября 2022 года, согласно п. 8.3 которого письменные ответы на обращения граждан подписываются главой администрации, заместителем главы по подведомственности вопроса, или уполномоченными ими лицами (л.д. 49-81), решением Совета городского округа г.Кумертау РБ № 17-3 от 03 сентября 2021 года о назначении Фролова О.Ю. главой Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (л.д. 25).

Представленные доказательства обоснованно признаны мировым судьей допустимыми и достоверными, т.к. они получены в соответствии с требованиями закона и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены мировым судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление заместителя прокурора <...> Валитова Э.Р. о возбуждении дела об административном правонарушении от <...> вынесено уполномоченным должностным лицом и соответствует предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требованиям.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Действия главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. правильно квалифицированы по ст. 5.59 КоАП РФ.

Выводы должностного лица о наличии в действиях главы администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. состава вменяемого административного правонарушения, о доказанности его вины, являются правильными, должным образом мотивированы, сделаны с учетом имеющихся материалов дела, оценки собранных по делу доказательств.

Субъектом административного правонарушения в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ является должностное лицо.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует, в частности, понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Глава Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролов О.Ю. допустил нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.

Вопреки доводам жалобы ответы на письменные обращения жителей <...> Республики Башкортостан и О были даны и подписаны именно главой Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан Фроловым О.Ю., а не иным лицом.

Доводы жалобы о не нарушении установленного Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке мрассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока дачи ответа на обращение О, судьей отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании положений вышеуказанного Федерального закона.

Так, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Таким образом, 30-тидневный срок рассмотрения обращений граждан исчисляется со дня регистрации письменных обращений, а не со следующего дня, как утверждается защитником в жалобе и в суде.

Письменное обращение О зарегистрировано в Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан <...> (л.д.13 14, 37, 38), последним днем рассмотрения данного обращения являлось 01 марта 2023 года (30 дней с 31 января 2023 года), ответ на обращение О дан главой Администрации городского округа <...> РБ Фроловым О.Ю. 02 марта 2023 года (л.д. 15,40), т.е. с нарушением установленного ч.1 ст.12 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока рассмотрения письменного обращения.

Утверждение защитника об отсутствии в действиях Фролова О.Ю. состава административного правонарушения подлежит отклонению. Рассмотрение обращений, поступивших в Администрацию городского округа г.Кумертау РБ за пределами сроков, установленных Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также дача ответа на обращение, не содержащее ответов по существу поставленных в обращении вопросов, свидетельствует о виновных действиях должностного лица.

Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по своему правовому смыслу обязывают должностное лицо, рассматривающее обращение, осуществлять самостоятельный контроль за соблюдением срока рассмотрения таких обращений и дачу ответов по существу поставленных в обращениях вопросов.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении должностного лица главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу – главе Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролову О.Ю. по правилам, установленным ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 5.59 названного Кодекса.

При указанных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 3 по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника должностного лица – главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С. – без удовлетворения.

           На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

Постановление мирового судьи судебного участка <...> по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. оставить без изменения, жалобу защитника должностного лица – главы администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С. – без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его вынесения, оно может быть пересмотрено председателем Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместителями либо по поручению председателя или его заместителей судьями указанного суда.

Судья <...>

<...>

<...>

<...>

12-155/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
помощник прокурора Ульянкина И.С.
Ответчики
Фролов Олег Юрьевич
Другие
Начальник Юридического отдела Администрации ГО г. Кумертау РБ Валеева Э.С.
Суд
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Терер Светлана Александровна
Статьи

ст.5.59 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kumertauskiy--bkr.sudrf.ru
05.12.2023Материалы переданы в производство судье
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Вступило в законную силу
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее