дело № 12-155/2023
РЕШЕНИЕ
город Кумертау 25 декабря 2023 года
Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан Терер С.А.,
с участием прокурора Ульянкиной И.С.,
защитника лица, в отношении которого ведется административное производство, главы Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С., действующей на основании доверенности от 04 декабря 2023 года,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, по жалобе защитника должностного лица – главы Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года должностное лицо – глава Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролов О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за то, что Фроловым О.Ю., как главой Администрации городского округа г.Кумертау РБ, находящимся по адресу: <...>, в нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» надлежащим образом не рассмотрено коллективное обращение жителей <...> Республики Башкортостан, поступившее 27 декабря 2022 года вх. № 2837-з, с дачей в ответе по существу всех поставленных в обращении вопросов; обращение О поступившее 31 января 2023 года вх. № 145-з, рассмотрено с нарушением установленного Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-тидневного срока рассмотрения обращений граждан.
В своей жалобе защитник должностного лица – главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. – Валеева Э.С. просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения по тем основаниям, что 27 декабря 2022 года и 31 января 2023 года Фролов О.Ю., исполняя свои должностные обязанности в качестве главы администрации городского округа Кумертау РБ, передал обращения вх. № 283-з и вх. № 145-з в СЭД «Дело-Web» и.о. заместителя по строительству, ЖКХ и инфраструктуре Маннанову Э.Х. путем электронной передачи через СЭД со своей резолюцией «для принятия мер и подготовки ответа». Указанные входящие обращения в СЭД «Дело-Web» стояли на контроле со сроком дачи ответа 25 января 2023 года и 01 марта 2023 года соответственно. Таким образом, Фроловым О.Ю. своевременно дано письменное поручение должностному лицу для своевременной и полной дачи ответа в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок. Ответ на вх. №2837-з от 27 декабря 2022 года дан 23 января 2023 года за исх. № 14/395, на вх. № 145-з от 31 января 2023 года – 02 марта 2023 года за исх. № 14/1536. Таким образом, 30-тидневный срок для дачи ответа не нарушен. Согласно должностной инструкции, утвержденной распоряжением Администрации городского округа г.Кумертау РБ от 18 июня 2021 года № 59-р, в должностные обязанности заместителя главы администрации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и инфраструктуре входят: организация работы по своевременному и в полном объеме рассмотрению обращений граждан, поступивших в подведомственные структурные подразделения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п.3.2.24); своевременное выполнение поручений вышестоящих органов, постановлений и распоряжений, поручений и указаний главы администрации (п.3.2.25); соблюдение правил делопроизводства, в том числе своевременное рассмотрение обращений юридических и физических лиц (п. 3.7). В соответствии с регламентом Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, утвержденным распоряжением № 143-р от 07 ноября 2022 года, поступившие документы передаются главе администрации (его заместителям), управляющему делами администрации согласно поручениям, указаниям и по результатам их рассмотрения передаются работникам администрации на исполнение. Поручение, указание включает фамилию исполнителя (исполнителей), текст поручения, подпись, дату. Документы с поручениями, требующими ответа, должностному лицу, рассмотревшему документ, ставятся на контроль. В карточку учета заносятся все отметки о прохождении документа независимо от сроков его регистрации (п. 7.12). В силу п. 7.14 указанного регламента, ответственность за исполнение документа несет должностное лицо, указанное в резолюции первым или уполномоченное должностное лицо с отметкой «отв.». В карточках учета писем вх. № 2837-з от 27 декабря 2022 года и вх. № 145-з от 31 января 2023 года таковым должностным лицом является и.о. заместителя по строительству, ЖКХ и инфраструктуре М Таким образом, исходя из указанного документа, заместитель главы администрации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и инфраструктуре наделен полномочиями по соблюдению требований порядка рассмотрения обращений граждан. Именно им допущены нарушения при рассмотрении обращений от 27 декабря 2022 года вх. № 2837-з и 31 января 2023 года вх. № 145-з. Однако, суд не исследовал в полной мере предоставленные документы. Кроме того, в адрес Администрации городского округа г.Кумертау РБ было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 14 марта 2023 года № 2-2023Прдп123-41-23-20800001. Согласно письменному ответу от 12 апреля 2023 года за исх. № 21/2762, за нарушение законодательства при рассмотрении обращений граждан к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания привлечена ведущий специалист отдела городского хозяйства администрации С Течение тридцатидневного срока, установленного ст.12 Закона № 59-ФЗ для направления мотивированного ответа заявителю, начинает исчисляться со следующего дня после регистрации письменного обращения гражданина. Учитывая изложенное, началом течения срока, установленного для направления ответа О на его обращение, следует исчислять с 01 февраля 2023 года, последним днем такого срока является 02 марта 2023 года. Ответ О дан 02 марта 2023 года, т.е. в срок, установленный ст. 12 Закона № 59-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии в действиях Фролова О.Ю. состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ. Кроме того, Фролов О.Ю. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и не выполнял субъективную сторону административного правонарушения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется административное производство, Фролов О.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав мнение участников процесса, судья, с учетом требований ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется административное производство.
Защитник Валеева Э.С. в судебном заседании жалобу поддержала, привела изложенные в ней доводы, просила отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор Ульянкина И.С. полагала, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, а жалоба защитника удовлетворению не подлежит.
Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, и, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно п.п. 1,4 ст. 4 Закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Закона № 59-ФЗ).
В ст. 10 Закона № 59-ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Указанные выше положения закона предусматривают, что гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
В силу ст. 14 Закона № 59-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Лица, виновные в нарушении Закона № 59-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 15 названного Закона).
Из материалов дела следует, что <...> жители <...> РБ обратились с письменным обращением к главе Администрации городского округа г.Кумертау РБ о принятии мер по очистке дорог от снега. Обращение зарегистрировано в Администрации городского округа <...> РБ <...> за вх. <...>-з.
<...> Администрацией городского округа г.Кумертау РБ дан ответ на обращение от <...> за исх. <...>, не содержащий ответов по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ подписан главой Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фроловым О.Ю.
<...> О обратился с письменным обращением к главе Администрации городского округа г.Кумертау РБ о принятии мер по организации движения общественного транспорта по <...> Республики Башкортостан. Обращение зарегистрировано в Администрации городского округа <...> РБ <...> за вх. <...>-з.
<...> Администрацией городского округа г.Кумертау РБ дан ответ на обращение от 31 января 2023 года за исх. № 14/1536. Ответ подписан главой Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фроловым О.Ю.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения и вина Фролова О.Ю. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением заместителя прокурора г.Кумертау Валитова Э.Р. от 14 марта 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-5), справкой помощника прокурора г. Кумертау Ульянкиной И.С. от 14 марта 2023 года о проведенной проверки исполнения федерального законодательства (л.д. 7-9), обращением жителей дома <...> от 27 декабря 2022 года (л.д.10, 35, 36), ответом на обращение от 23 января 2023 года за исх. № 14/395 (л.д.11, 39), обращением Осипов В.П. от 31 января 2023 года (л.д.13, 14, 37, 38), ответом на обращение от 02 марта 2023 года за исх. № 14/1536 (л.д.15, 40), регламентом Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, утвержденным распоряжением № 4-р от 31 января 2023 года, согласно п.п.9.3.8, 9.3.9 которого общий срок рассмотрения письменных обращений граждан – 30 дней со дня регистрации письменного обращения, если не установлен более короткий контрольный срок функций; в исключительных случаях срок исполнения функции по рассмотрению обращений граждан может быть продлен главой администрации, но не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением о продлении срока рассмотрения обращения гражданина (л.д.16-24), регламентом Администрации городского округа г.Кумертау РБ, утвержденным распоряжением № 143-р от 07 ноября 2022 года, согласно п. 8.3 которого письменные ответы на обращения граждан подписываются главой администрации, заместителем главы по подведомственности вопроса, или уполномоченными ими лицами (л.д. 49-81), решением Совета городского округа г.Кумертау РБ № 17-3 от 03 сентября 2021 года о назначении Фролова О.Ю. главой Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (л.д. 25).
Представленные доказательства обоснованно признаны мировым судьей допустимыми и достоверными, т.к. они получены в соответствии с требованиями закона и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены мировым судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление заместителя прокурора <...> Валитова Э.Р. о возбуждении дела об административном правонарушении от <...> вынесено уполномоченным должностным лицом и соответствует предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требованиям.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. правильно квалифицированы по ст. 5.59 КоАП РФ.
Выводы должностного лица о наличии в действиях главы администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. состава вменяемого административного правонарушения, о доказанности его вины, являются правильными, должным образом мотивированы, сделаны с учетом имеющихся материалов дела, оценки собранных по делу доказательств.
Субъектом административного правонарушения в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ является должностное лицо.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует, в частности, понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Глава Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролов О.Ю. допустил нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
Вопреки доводам жалобы ответы на письменные обращения жителей <...> Республики Башкортостан и О были даны и подписаны именно главой Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан Фроловым О.Ю., а не иным лицом.
Доводы жалобы о не нарушении установленного Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке мрассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока дачи ответа на обращение О, судьей отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании положений вышеуказанного Федерального закона.
Так, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Таким образом, 30-тидневный срок рассмотрения обращений граждан исчисляется со дня регистрации письменных обращений, а не со следующего дня, как утверждается защитником в жалобе и в суде.
Письменное обращение О зарегистрировано в Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан <...> (л.д.13 14, 37, 38), последним днем рассмотрения данного обращения являлось 01 марта 2023 года (30 дней с 31 января 2023 года), ответ на обращение О дан главой Администрации городского округа <...> РБ Фроловым О.Ю. 02 марта 2023 года (л.д. 15,40), т.е. с нарушением установленного ч.1 ст.12 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока рассмотрения письменного обращения.
Утверждение защитника об отсутствии в действиях Фролова О.Ю. состава административного правонарушения подлежит отклонению. Рассмотрение обращений, поступивших в Администрацию городского округа г.Кумертау РБ за пределами сроков, установленных Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также дача ответа на обращение, не содержащее ответов по существу поставленных в обращении вопросов, свидетельствует о виновных действиях должностного лица.
Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по своему правовому смыслу обязывают должностное лицо, рассматривающее обращение, осуществлять самостоятельный контроль за соблюдением срока рассмотрения таких обращений и дачу ответов по существу поставленных в обращениях вопросов.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении должностного лица главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено должностному лицу – главе Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролову О.Ю. по правилам, установленным ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 5.59 названного Кодекса.
При указанных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 3 по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника должностного лица – главы Администрации городского округа г.Кумертау РБ Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С. – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Постановление мирового судьи судебного участка <...> по г. Кумертау РБ от 25 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. оставить без изменения, жалобу защитника должностного лица – главы администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Фролова О.Ю. – Валеевой Э.С. – без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его вынесения, оно может быть пересмотрено председателем Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместителями либо по поручению председателя или его заместителей судьями указанного суда.
Судья <...>
<...>
<...>
<...>