РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 28 мая 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Улановой Е.С.,
при секретаре судебного заседания – Перовой Е.В.,
с участием представителя административного истца – Крюкова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-868/2020 по административному исковому заявлению Григорьева С.В. и Митюхина С.В. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Григорьев С.В. и Митюхин С.В. обратились в Самарский областной суд с административным иском, в котором просят установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17.08.2013 года в размере 2 474 263 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что административным истцам на праве собственности принадлежит указанный объект недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер действительной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта. С учетом изложенного, административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административных истцов Крюков Н.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. С учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 17.08.2013 года в размере 2 608 026 рублей.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых оставил разрешение заявленных требований относительно снижения кадастровой стоимости на усмотрение суда.
Правительство Самарской области направило в суд возражения, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений и отзывов по делу не представили.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Григорьева С.В. и Митюхина С.В. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Григорьев С.В. и Митюхин С.В. является сособственниками нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 17.09.2013 года и составила 4 702 816,70 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Григорьев С.В. и Митюхин С.В., будучи сособственниками спорного объекта недвижимости, являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость нежилого помещения.
Таким образом, Григорьев С.В. и Митюхин С.В. имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения внесены в ЕГРН 17.08.2013 года, иск подан в суд 13.02.2020 года. Таким образом, административными истцами пропущен пятилетний срок на обращение в суд с административным иском, о восстановлении которого заявлено ходатайство.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объект недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.
В обоснование требований административным истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий», из которого усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого, определенная сравнительным подходом, по состоянию на 17.08.2013 года составила без учета НДС 2 474 263 рублей.
Административным истцом представлен дополнительный отчет ООО «Бюро оценочных технологий» № от ДД.ММ.ГГГГ. Из данного отчета усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого, определенная сравнительным подходом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 2 608 026 рублей.
Поскольку методики исследования, объём и этапы проведения оценки, подбор аналогов, выполнение расчётов дополнительного отчета соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки, а полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами, суд полагает, что выводы оценщика о рыночной стоимости нежилого помещения являются достоверными.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 13.02.2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Григорьева С.В. и Митюхина С.В. удовлетворить.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17.08.2013 года в размере 2 608 026 рублей.
Датой подачи Григорьева С.В. и Митюхина С.В. заявления в суд считать – 13.02.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Уланова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.05.2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 28 мая 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Улановой Е.С.,
при секретаре судебного заседания – Перовой Е.В.,
с участием представителя административного истца – Крюкова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-868/2020 по административному исковому заявлению Григорьева С.В. и Митюхина С.В. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Григорьева С.В. и Митюхина С.В. удовлетворить.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17.08.2013 года в размере 2 608 026 рублей.
Датой подачи Григорьева С.В. и Митюхина С.В. заявления в суд считать – 13.02.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Уланова