Именем Российской Федерации
с. Сафакулево 25 февраля 2022 года
Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Манаковой С.М.,
при секретаре Султановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ситдиковой И.Ф. к Администрации МО «Камышинский сельсовет» Сафакулевского района Курганской области, Администрации МО «Сафакулевский район» Курганской области о признании права собственности на квартиру,
установил:
Ситдикова И.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Камышинский сельсовет» Сафакулевского района Курганской области, Администрации МО «Сафакулевский район» Курганской области о признании права собственности на квартиру. В обоснование иска указано, что 31.10.2012 между Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Сафакулевский» (далее по тексту СПК «Сафакулевский») и Ситдиковой И.Ф. заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>. Ситдикова И.Ф. проживает в указанной квартире с 24.03.1989. Земельный участок по адресу: : <адрес> принадлежит Ситдиковой И.Ф. на праве собственности. Просит суд признать за ней право собственности на квартиру, с кадастровым номером № общей площадью 45,3 кв.м., расположенную по адресу:<адрес>.
В судебное заседание Ситдикова И.Ф. не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика – Администрации МО «Камышинский сельсовет» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия, исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации МО «Сафакулевский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо Ситдиков Р.Г. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования Ситдиковой И.Ф. признал в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По пункту 1 статьи 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Статьей 223 ГК РФ установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1). В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2).
Согласно п. 2 ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Из материалов дела следует, что 31.10.2012 между СПК «Сафакулевский» и Ситдиковой И.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 45 кв.м., в том числе жилой 37 кв.м. Общая цена квартиры установлена 5000 рублей.
Квитанция к приходному кассовому ордеру № 102 от 31.10.2012 указывает на передачу 5000 рублей СПК «Сафакулевский» за 1/2 дома, квартиру, по <адрес>.
Между тем, договор купли-продажи не соответствует требованиям ч. 1 ст. 209 ГК РФ, согласно которой права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику, вследствие чего сделка является ничтожной.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 45-АА 596872 земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный по <адрес>, принадлежит на праве собственности Ситдиковой И.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно сведениям, представленным Администрацией Камышинского сельсовета, квартира, расположенная по адресу: <адрес> на балансе сельсовета не состоит, Ситдикова И.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по указанному адресу с 24.03.1989.
Согласно сведениям Администрации Камышинского сельсовета квартира № 2, расположенная по адресу <адрес> на балансе Администрации Камышинского сельсовета не состоит.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу статьи 234 данного Кодекса лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (пункт 2).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь.
Причины, по которым сложилась такая ситуация, когда лицо длительно как своим владеет имуществом, на которое у него отсутствуют права, сами по себе значения не имеют при условии добросовестности давностного владельца, открытости и непрерывности такого владения.
Целью института приобретательной давности является возвращение имущества в гражданский оборот.
При таких обстоятельствах, суд, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, признает исковые требования Ситдиковой И.Ф. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № 2, ░░░░░ ░░░░░░░░ 45,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░