Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-302/2023 ~ М-209/2023 от 02.03.2023

                                                                                     УИД       27RS0014-01-2023-000303-19

                                                                                                                      Дело №2-302/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2023 года                                                                                     г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Недведской В.А.,

при секретаре Свешниковой К.А.,

с участием представителя истца – помощника Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края Бельды В.А.,

законного представителя несовершеннолетнего ФИО1ФИО2,

представителя ответчика - министерства здравоохранения Хабаровского края на основании доверенности ФИО7, путем использования систем видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Советско-Гаванский городской прокурор в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратились в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 о необеспечении ее сына ФИО1, страдающего , медицинскими изделиями, ФИО1 является ребенком-инвалидом на основании справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ, диагноз – с другими сопутствующими осложнениями, впервые выявленный, декомпенсированный. Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного «Краевая клиническая больница №2» ФИО1 рекомендован самоконтроль гликемии ежедневно натощак, перед приемами пищи, перед сном, ночная гликемия 1 раз в месяц и по показаниям. Вместе с тем, у ФИО1 наблюдается высокая вариабельность гликемии, данные измерений отражаются в дневнике самоконтроля. В целях обеспечения самоконтроля гликемии, своевременного установления вариабельности гликемии, недопущения развития серьезных жизнеугрожающих осложнений, которые могут быть вызваны гипогликемией, законным представителем истца за счет собственных средств приобретаются системы непрерывного мониторинга FreeStyle Libre. В силу возраста ребенок не может самостоятельно отслеживать изменения уровня глюкозы в крови по самочувствию, законный представитель обращалась в КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» по вопросу созыва врачебной комиссии в целях определения потребности ребенка в непрерывном мониторировании глюкозы в крови, ответ из учреждения дан не был. Сахарный диабет ( входит в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715. В перечне групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства № 890 от 30.07.1994, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, в том числе средства диагностики, отпускаются по рецептам врача бесплатно. Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, утвержденный приказом Министерства здравоохранения России от 22.01.2021 № 22н. Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299, предусмотрено, что дети с тяжёлыми неизлечимыми заболевания, к которым относится диабет, имеют право на получение высокотехнологичной медицинской помощи, а также на обеспечение техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду. Система непрерывного мониторинга относится к лечебным и реабилитационным мероприятиям, является профилактикой осложнений, улучшает качество жизни ребёнка, социальную адаптацию. Отсутствие в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, медицинских изделий для непрерывного мониторирования глюкозы, расходных материалов к ним не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного выше постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания. Система FreeStyle Libre является медицинским изделием, зарегистрированным на территории Российской Федерации, в сравнении с аналогами имеет наименьшую цену, доступна к закупке. У истца имеется опыт в эксплуатации данного медицинского изделия. Полномочия по реализации региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению и другим вопросам в области охраны здоровья граждан возложены на министерство здравоохранения Хабаровского края. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 № 149-пр «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края», Министерство здравоохранения Хабаровского края осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои подведомственные организации. КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» является организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Хабаровского края. Бездействие министерства здравоохранения края, необеспечение ФИО1 системой непрерывного мониторирования глюкозы привели к нарушению права ребенка-инвалида на охрану его здоровья, что способствовало нравственным страданиям и переживаниям ребенка. Отказ в предоставлении необходимых медицинских изделий может напрямую повлиять на состояние здоровья ФИО1, поскольку несвоевременное установление вариабельности гликемии, наличия гипокликемии может привести к развитию серьезных жизнеугрожающих осложнений. Кроме того, использование системы непрерывного мониторинга позволяет ребенку вести активный, полноценный образ жизни наравне со здоровыми детьми. Указанные обстоятельства свидетельствуют о причинении ФИО1 морального вреда вследствие бездействия ответчика. Просят суд возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Советско-Гаванская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края обязанность выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепты на бесплатное получение медицинских изделий - средств диагностики гликемии: датчиков средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» для ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возложить на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность организовать бесплатное получение данных медицинских изделий для ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Взыскать с Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей. Решение в части возложения обязанности на ответчиков обратить к немедленному исполнению.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить. Ее ребенку в марте 2022 года был поставлен диагноз , инсулинозависимый. В устном порядке эндокринолог после выписки из больницы порекомендовала ей использовать для ребенка система непрерывного мониторинга «Freestyle Libre». Ею была приобретена система непрерывного мониторинга «Freestyle Libre», за счет собственных денежных средств она приобретает датчики Freestyle Libre, стоимость которых более доступна, составляет около 4 700 рублей, продолжительность использования в течение двух недель. Данная система «Freestyle Libre» подходит ее ребенку и позволяет удаленно отслеживать уровень глюкозы, поскольку ее ребенок нуждается в непрерывном измерении показаний глюкозы, ребенок часто страдает гипергликимией и гипогликемией как в дневное, так и в ночное время, с помощью данной системы на расстоянии она может отслеживать показания ребенка, что позволяет в случае необходимости принять меры. Кроме того, ребенок в силу своего возраста без использования данного прибора должен был испытывать постоянные страдания от проколов пальца несколько раз в день и даже ночью, в сутки они осуществляют измерения уровня глюкозы около 10 раз в сутки. В силу возраста ребенок не способен самостоятельно отслеживать изменение уровня глюкозы.

В судебном заседании представитель истца - помощник Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края Бельды В.А. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания.

При таких обстоятельствах, на основании ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Участвующая в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи представитель ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, в соответствии со статьями 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ФИО1 имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам врача на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р. Данный перечень включает средства диагностики - тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, расходные материалы к инсулиновой помпе (резервуары и инфузионные наборы), иглы-инсулиновые, шприц-ручки. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней ( Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Расходных материалов к системам непрерывного мониторирования глюкозы данный перечень также не предусматривает. Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Хабаровского края утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Указанными выше Программами государственных гарантий и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р бесплатное обеспечение системами НМГ не предусмотрено. Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, используется ответственными лицами при осуществлении процедуры закупки. Доказательства принятия врачебной комиссией решения о нуждаемости ФИО1 в требуемом способе мониторирования гликемии стороной истца в материалы дела не представлено. Полагают, что у ФИО1 отсутствует право на бесплатное обеспечение системой НМГ, ФИО1 обеспечен всеми медицинскими изделиями для проведения инсулиновой терапии и контроля уровня глюкозы в крови Право на обеспечение медицинскими изделиями имеет имущественный характер, что следует из ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, а также Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вида ответственности за нарушение прав инвалида. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение убытков именно действиями министерства здравоохранения Хабаровского края, а также нарушение неимущественных прав и нематериальных благ, в связи с чем, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. В исковом заявлении отсутствуют доводы подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, в материалы дела не представлены документы, подтверждающие наличие особых обстоятельств, вследствие которых, замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для истца. У министерства отсутствуют собственные денежные средства для приобретения медицинских изделий, выделение денежных средств из краевого бюджета на исполнение решения суда, процедуры закупки являются длительными, в связи с чем незамедлительное исполнение судебного акта является нереальным и заведомо приводящим к негативным последствиям для министерства. Просят суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнила, что Стандарт медицинской помощи данным пациентам, в котором предусмотрено использование применения для диагностики данного заболевания рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга глюкозы, которое рекомендовано в 80% случаев. Данный стандарт предусмотрен для лечения, а не для обеспечения пациентов такими системами. Медицинские изделия, которыми возможно обеспечение в рамках льготного обеспечения указаны в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Выслушав объяснения представителя истца, законного представителя несовершеннолетнего, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено и из материалов дела следует, что малолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диагноз: , инсулинозависимый сахарный диабет с другими уточненными осложнениями.

ФИО2 является матерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к Советско-Гаванскому городскому прокурору Хабаровского края с заявлением, в котором просила обратиться в суд с иском, поскольку ее сын ФИО1 не обеспечен бесплатно непрерывным мониторингом глюкозы, в связи с чем вынуждена самостоятельно приобретать медицинское изделие.

Как следует из эпикриза выписного стационара ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» из медицинской карты стационарного больного ФИО1 находился на лечении в ЦДЭЗ Эндокринологическое №1 (<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, диагноз – от ДД.ММ.ГГГГ. Рекомендовано ФИО1, в том числе, инсулинотерапия, самоконтроль гликемии ежедневно натощак, перед приемами пищи, перед сном, ночная гликемия 1 раз в месяц по показаниям.

Согласно выписного эпикриза из истории болезни КГБУЗ «Краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича, ФИО1 находился на стационарном обследовании и лечении в педиатрическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: Основной от ДД.ММ.ГГГГ -12,2%. Рекомендовано ФИО1, в том числе, инсулинотерапия, самоконтроль гликемии не менее 6-10 р/день, по показаниям – чаще.

ФИО1 состоит на диспансерном учете в поликлинике КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» с диагнозом «Сахарный диабет, 1 тип (инсулинозависимый)».

Из материалов дела следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обращалась в КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» с заявлением о созыве врачебной комиссии для принятия решения о приобретении для ее сына системы непрерывного мониторинга глюкозы и предоставлении ее бесплатно, поскольку ребенок страдает гипергликемией и гипогликемией как в дневное, так и в ночное время, в связи с чем нуждается в непрерывном мониторинге глюкозы в крови.

Ответ на указанное обращение на момент рассмотрения дела ФИО2 КГБУЗ «Советско-Гаванская районная больница» дан не был.

При этом, высокая вариабельность гликемии у ФИО1 подтверждается приложенными графиками системы непрерывного мониторинга глюкозы.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ).

Из приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона).

Статьей 29 Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, в который включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года №2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим диабетом предоставляются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Согласно Стандарта медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденного приказом Минздрава РФ №1225н от 17 ноября 2020 года, лечение сахарного диабета относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 года №22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения - 365.

Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Минздравом России также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) в реальном времени.

Согласно указанным рекомендациям преимуществами НМГ в реальном времени является снижение частоты гипогликемии, снижение вариабельности гликемии, снижение времени в гипогликемии, увеличение времени в целевом диапазоне, эффективность НМГ во многом определяется частотой использования сенсора. Расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, из вышеприведенных положений в их совокупности следует, что к числу государственных гарантий относится бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

При этом отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.

Доводы представителя ответчика – Министерства здравоохранения Хабаровского края о том, что система непрерывного мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre» и расходные материалы (датчики) к ней не входят в перечень распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 г. №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», подлежат отклонению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годы, согласно которой с 2021 г. дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе, прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе, не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.

В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях эндокринной системы.

Приложением №1 к приведенной Программе указано заболевание ФИО1 по которому предоставляется государственная гарантия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, содержащая, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.

Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде наборов социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению соответствии со стандартами медицинской помощи необходимы лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Доводы представителя Министерства здравоохранения Хабаровского края об отсутствии правовых оснований для обеспечения ФИО1 необходимыми ему медицинскими изделиями, поскольку непрерывный мониторинг не может расцениваться как необходимый ему по жизненным показаниям и обеспечиваться бесплатно, медицинские изделия – датчики для системы непрерывного мониторинга не входят в перечень медицинских изделий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р, нельзя признать соответствующим нормам Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации, а предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не может снижать указанные гарантии, приоритетом которых является жизнь и здоровье граждан.

Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не связывает обеспечение медицинскими изделиями с наличием (отсутствием) в стандарте медицинской помощи медицинских услуг.

Вопреки доводам представителя ответчика отсутствие медицинского заключения о назначении ФИО1 системы непрерывного мониторинга глюкозы, не является основанием для вывода об отсутствии необходимости применения ребенком-инвалидом такой системы, поскольку представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость несовершеннолетнего в исследовании уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего обращалась в медицинское учреждение – Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Советско-Гаванская районная больница» о созыве такой врачебной комиссии, однако ответ на обращение ей предоставлен не был.

Таким образом, несовершеннолетний ФИО1, страдающий , который использует систему непрерывного мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre», имеет право на обеспечение бесплатно медицинскими изделиями – средствами диагностики гликемии – датчиками системы непрерывного мониторинга для улучшения качества жизни ребенка, возможности гармонично развиваться наряду со своими сверстниками.

В связи с нуждаемостью ребенка-инвалида в системе непрерывного мониторинга глюкозы, законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 приобрела для несовершеннолетнего систему непрерывного мониторинга «Freestyle Libre», каждые 14 дней она приобретает за счет собственных денежных средств датчики к указанной системе.

В нормативных документах не указана конкретная модель системы суточного мониторирования глюкозы, которой надлежит обеспечивать детей-инвалидов.

При этом, система FreeStyle Libre официально зарегистрирована в Российской Федерации, имеет наименьшую цену в сравнении с аналогичными системами, поэтому рационально использовать именно ее. Кроме того, Freestyle Libre проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания. Данная система Freestyle Libre подходит несовершеннолетнему ФИО1 и позволяет законному представителю несовершеннолетнего удаленно отслеживать уровень глюкозы, поскольку в силу возраста ребенок не может осуществлять данный контроль самостоятельно. Непрерывный мониторинг глюкозы Freestyle Libre зарегистрирован в Российской Федерации 24 января 2018 года, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 №149-пр утверждено Положение о министерстве здравоохранения Хабаровского края (далее – Положение).

Согласно пункта 3 Положения, Министерство входит в структуру исполнительных органов края и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои подведомственные организации, во взаимодействии с другими исполнительными органами края, органами управления здравоохранением муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения, Министерство осуществляет следующие полномочия в сфере здравоохранения: обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, представляет на утверждение и обеспечивает реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; обеспечивает нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения; участвует в разработке, представляет на утверждение Правительства края и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования; устанавливает порядок организации и деятельности Министерства; планирует развитие и материально-техническое обеспечение подведомственных организаций здравоохранения края; участвует в формировании расходов краевого бюджета на здравоохранение.

Таким образом, ответчик Министерство здравоохранения Хабаровского края не выполнило свою обязанность по обеспечению ребенка-инвалида медицинскими изделиями - датчиками средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre».

Указание представителя Министерства здравоохранения Хабаровского края на том, что система непрерывного мониторирования глюкозы является дополнительным методом исследования при наличии основных методов диагностики, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку жизнь и здоровье несовершеннолетнего не могут быть поставлены в зависимость от применения медицинским учреждением основного или дополнительного метода исследования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО1 о возложении на медицинское учреждение обязанности выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепты на бесплатное получение медицинских изделий – средств диагностики гликемии: датчиков средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» ФИО1 до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям, обязанности на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность организовать бесплатное получение данных медицинских изделий для ребенка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», установив факт необеспечения ФИО1 бесплатно указанными медицинскими изделиями, что причинило ему физические и нравственные страдания, суд приходит к выводу о том, что ответчиком Министерством здравоохранения Хабаровского края нарушено право истца на получение мер социальной поддержки (обеспечение изделиям медицинского назначения, расходными материалами к ним и лекарственными препаратами), в связи с чем возложении на ответчика обязанности по возмещению причиненного несовершеннолетнему морального вреда в заявленном размере 10 000 рублей.

В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

При этом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных истцом требований и обращении решения суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного,

руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к КГБУЗ «ФИО3-Гаванская районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Советско-Гаванская районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края обязанность выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепты на бесплатное получение медицинских изделий – средств диагностики гликемии: датчиков средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» для ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.

Возложить на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность организовать бесплатное получение медицинских изделий – средств диагностики гликемии: датчиков средств непрерывного мониторинга «Freestyle Libre» для ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Взыскать с Министерства здравоохранения Хабаровского края, расположенного по адресу: <адрес>, в пользу несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт , выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения , компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований в части обращения решения суда в части возложения обязанности к немедленному исполнению отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                                     В.А. Недведская

Мотивированный текст решения составлен 05.04.2023.

2-302/2023 ~ М-209/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Советско-Гаванский городской прокурор
Ответчики
Министерство здравоохранения Хабаровского края
КГБУЗ "Советско-Гаванская районная больница"
Другие
Гириенко Анастасия Сергеевна
Суд
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Судья
Недведская Валерия Анатольевна
Дело на странице суда
s-gavansky--hbr.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2023Подготовка дела (собеседование)
28.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Дело оформлено
19.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее