Дело №2-2350/2024
УИД: 51RS0002-01-2024-002927-56
Мотивированное решение составлено 10 июля 2024 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2024 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Романюк С.О.,
при секретаре Кабатовой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парной А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Решение» о защите прав потребителя,
установил:
Парная А.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Решение» (далее – ООО «Решение») о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указано, что Парная А.А. является собственником жилого помещения №*** в многоквартирном адрес***. В связи с ее обращением в МКУ «Новые формы управления» (далее – МКУ «НФУ») по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного адрес***, сотрудником МКУ «НФУ» в присутствии истца *** проведено обследование общего имущества указанного дома на предмет технического состояния оконных блоков в подъезде №***, в ходе которого установлено, что лестничная клетка подъезда №***: оконные блоки: наблюдается нарушение окрасочного слоя подоконных досок, кирпичных откосов, деревянных внутренних и наружных оконных рам со 2 по 5 этажи, нарушен притвор рам со 2 по 5 этажи, отсутствуют шпингалеты на форточках наружных рам на 2 и 5 этажах, наличие щелей в соединениях отдельных элементов между собой и неплотностей по периметру оконных коробок со 2 по 5 этажи.
Таким образом, факт ненадлежащего содержания общего имущества в указанном многоквартирном доме нашел свое подтверждение.
По результатам обследования составлен акт №*** от ***, согласно которому ООО «Решение» (ИНН №***) необходимо организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту подъезда №*** адрес***.
Управление многоквартирным домом №*** по адрес*** осуществляет ООО «Решение» (ИНН №***), что подтверждается квитанцией об оплате услуги за содержание и ремонт жилого помещения.
Невыполнение ремонта общедомового имущества может привести к дальнейшему разрушению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что нарушает права всех собственников и нанимателей, которые являются потребителями услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Истец просит суд обязать ответчика ООО «Решение» (ИНН №***) в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту оконных блоков подъезда №*** адрес***, а именно выполнить:
- улучшенную масляную окраску подоконных досок, кирпичных откосов, внутренних и наружных рам со 2 по 5 этажи с предварительной очисткой старого окрасочного слоя;
- установку шпингалетов на форточках наружных рам на 2 и 5 этажах;
- восстановление плотного притвора рам со 2 по 5 этажи;
- заделку щелей в соединениях элементов оконных блоков со 2 по 5 этажи;
- заделку по периметру примыкания оконных коробок к оконным проёмам со 2 по 5 этажи.
Истец Парная А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «Решение» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по юридическому адресу, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений по иску не представил.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание, что ответчик о причинах неявки своего представителя суд не уведомил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил, с учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица МКУ «Новые формы управления» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменный отзыв на иск, в котором просил исковые требования удовлетворить.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством истец свободен в выборе способа защиты своих прав.
Статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в частности, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя среди прочего плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу пункта 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (пункт 10 Правил).
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при … оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, … а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со статьей 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, управление многоквартирным домом адрес*** по адрес*** на основании решения общего собрания, оформленного протоколом осуществляет ООО «Решение» (ИНН №***).
Учитывая, что между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам жилых помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, данный договор не расторгнут, недействительным не признан, заявлений о прекращении его действия не представлено, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Парная А.А. является собственником жилого помещения – адрес***, расположенной в многоквартирном адрес***, следовательно, является потребителем коммунальных услуг.
Парная А.А. обратилась в МКУ «Новые формы управления» по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного адрес***. МКУ «Новые формы управления» организовало комиссионное обследование общего имущества многоквартирного адрес***.
Согласно акту от *** №***, составленному комиссией в составе инспектора отдела технадзора МКУ «Новые формы управления», в присутствии истца, представитель ООО «Решение» не явился, по результатам обследования общего имущества многоквартирного адрес*** установлено, что лестничная клетка подъезда №***, а именно: оконные блоки: наблюдается нарушение окрасочного слоя подоконных досок, кирпичных откосов, деревянных внутренних и наружных оконных рам со 2 по 5 этажи, нарушен притвор рам со 2 по 5 этажи, отсутствуют шпингалеты на форточках наружных рам на 2 и 5 этажах, наличие щелей в соединениях отдельных элементов между собой и неплотностей по периметру оконных коробок со 2 по 5 этажи.
В соответствии с выводами комиссии управляющей организации ООО «Решение» (ИНН №***) в соответствии с подпунктами 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от *** №***, необходимо организовать и обеспечить выполнение следующих работ по текущему ремонту подъезда №*** адрес***, а именно:
- улучшенную масляную окраску подоконных досок, кирпичных откосов, внутренних и наружных рам со 2 по 5 этажи с предварительной очисткой старого окрасочного слоя;
- установку шпингалетов на форточках наружных рам на 2 и 5 этажах;
- восстановление плотного притвора рам со 2 по 5 этажи;
- заделку щелей в соединениях элементов оконных блоков со 2 по 5 этажи;
- заделку по периметру примыкания оконных коробок к оконным проёмам со 2 по 5 этажи.
С целью определения состояния общего имущества многоквартирного адрес***, определением суда от *** было назначено проведение комиссионного обследования общего имущества указанного многоквартирного дома, по результатам которого *** был составлен акт №***, согласно которому на момент обследования установлено, что работы по установке шпингалетов на форточках наружных рам на 2 и 5 этажах, восстановлению плотного притвора рам со 2 по 5 этажи, заделке щелей в соединениях элементов оконных блоков со 2 по 5 этажи, заделке по периметру примыкания оконных коробок к оконным проёмам со 2 по 5 этажи управляющей организацией ООО «Решение» выполнены. Наблюдается нарушение окрасочного слоя подоконных досок, кирпичных откосов, деревянных внутренних и наружных оконных рам со 2 по 5 этажи.
По результатам обследования общего имущества указанного многоквартирного дома комиссия пришла к выводу о необходимости управляющей организации ООО «Решение» (ИНН №***) необходимо организовать и обеспечить выполнение следующих работ по текущему ремонту оконных блоков подъезде №*** адрес***, а именно улучшенную масляную окраску подоконных досок, кирпичных откосов, внутренних и наружных рам со 2 по 5 этажи с предварительной очисткой старого окрасочного слоя.
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения обслуживающей организацией ООО «Решение» обязанностей по содержанию общего имущества адрес*** нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
До настоящего времени требования истца о приведении общего имущества в надлежащее состояние в полном объеме ответчиком не исполнены, выявленные нарушения в содержании общего имущества указанного многоквартирного дома в полном объеме не устранены.
Доказательств обратного, в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика не представлено.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) включаются в состав общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170.
В указанных Правилах перечислено то, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления с управляющей компанией.
С учетом изложенного, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома, как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах невключение в перечень обязательных работ, выполняемых управляющей компанией за установленную плату, размер которой установлен собственниками жилых помещений, работ по текущему ремонту, не является основанием для освобождения управляющей организации от выполнения этих работ.
Согласно пункту 4.7.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей, нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей, периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствии с пунктом 4.7.2 Правил № 170 к неисправностям заполнений оконных и дверных проемов относится неплотности по периметру оконных и дверных коробок, зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей, разрушение замазки в фальцах, отслоение штапиков, отсутствие или износ уплотняющих прокладок, загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен, недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов, отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен, засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей, проникание атмосферной влаги через заполнение проемов, щели в соединениях отдельных элементов между собой, обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Пунктом 4.7.4 Правил № 170 установлено, что окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада). Весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком. Все детали входных дверей из цветных или нержавеющих металлов (петли, ручки, нашивные листы, рейки у стекол) должны периодически по мере загрязнения очищаться до блеска, а повреждения - устраняться.
Неудовлетворительное состояние оконных блоков подъезда №*** адрес***, подтверждено материалами дела, доказательств того, что со стороны управляющей организации были предприняты все необходимые и своевременные меры по выполнению возложенных на нее обязанностей, материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку ответчик, как управляющая организация, в период действия договора управления обязана поддерживать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии, проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия, следить за техническим состоянием дома, общедомового имущества, своевременно осуществлять ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поддерживать его исправное состояние, то именно на ответчика ООО «Решение» надлежит возложить обязанность по организации выполнения работ по текущему ремонту общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома.
Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ООО «Решение» обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном адрес***, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
При определении перечня и объема работ, необходимых для приведения общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние, суд руководствуется актом от *** №***, составленным МКУ «Новые формы управления», поскольку он не оспорен, недействительным не признан.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит обязать ответчика ООО «Решение» произвести указанные в иске работы, а именно организовать и обеспечить выполнение работ по приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние общего имущества многоквартирного адрес*** в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В целях реального исполнения судебного акта, принимая во внимание объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленный истцом срок для выполнения работ достаточным и полагает возможным установить срок выполнения работ по приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние общего имущества многоквартирного адрес*** в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу, полагая, что установленный срок является разумным и достаточным.
При этом суд учитывает, что доказательств невозможности проведения необходимых ремонтных работ с надлежащим качеством в указанный период времени ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования адрес*** подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой освобожден истец.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Парной А.А. (ИНН №***) к обществу с ограниченной ответственностью «Решение» (ИНН №***) о защите прав потребителя – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Решение» (ИНН №***) в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту оконных блоков подъезда №*** адрес***, а именно выполнить улучшенную масляную окраску подоконных досок, кирпичных откосов, внутренних и наружных рам со 2 по 5 этажи с предварительной очисткой старого окрасочного слоя.
В удовлетворении остальной части исковых требований Парной А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Решение» о защите прав потребителя отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Решение» в бюджет муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.О. Романюк