№ 4А-217/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 30 октября 2019 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бариев Б.Г., рассмотрев жалобу Благова А.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 19 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 9 июля
2019 года, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике
Марий Эл Благова А.Ю., родившегося <дата> в <...>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 19 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 9 июля
2019 года Благов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики
Марий Эл от 15 августа 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобе
Благов А.Ю. просит отменить указанные постановление мирового судьи и решение судьи городского суда, производство по делу прекратить. По мнению заявителя жалобы, он не является субъектом административного правонарушения, поскольку обязанность по рассмотрению заявления Ш.В.А. была возложена на другое должностное лицо. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указано, в чем конкретно выразилось нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений, что не соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. По своей юридической природе поданное Ш.В.А. в Горномарийский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл заявление является не обращением гражданина, регулируемым Федеральным законом от 2 мая 2006 года
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее - Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан»), а заявлением, порядок рассмотрения которого урегулирован положениями статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
Потерпевший Ш.В.А. подал на жалобу возражение, в котором просит постановление мирового судьи судебного участка № 19 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 9 июля
2019 года, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2019 года оставить без изменения ввиду их законности и обоснованности.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела <№>, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 30 сентября 2019 года, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 указанного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу части 1 статьи 9 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан»).
Пунктом 1 статьи 12 установлены сроки рассмотрения письменного обращения. Так, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан»).
Судьями установлено и следует из материалов дела, что в производстве Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл имеется исполнительное производство от 15 марта 2017 года <№> о взыскании с Ш.В.А. алиментов на содержание детей.
Обращение Ш.В.А. от 12 марта 2019 года о предоставлении информации о сложившейся задолженности по алиментам и о методе ее расчета, предоставлении постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы зарегистрировано 19 марта 2019 года под номером <№>.
В связи с неполучением ответа Ш.В.А., действуя через своего представителя Ш.Н.В., обратился к Горномарийскому межрайонному прокурору Республики Марий Эл.
Постановлением Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года в отношении Благова А.Ю. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено, что исполняющим обязанности старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике
Марий Эл Благовым А.Ю. подготовка информации для дачи ответа на обращение Ш.В.А. поручена судебному приставу-исполнителю Г.К.Д., в ведении которой находилось исполнительное производство о взыскании с Ш.В.А. алиментов.
Однако обращение Ш.В.А. в установленный срок (до 18 апреля 2019 года) не рассмотрено и ответ на него не был направлен заявителю.
Согласно материалам дела Благов А.Ю. является заместителем старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике
Марий Эл. В период поступления и регистрации обращения Ш.В.А. исполнял обязанности старшего судебного пристава отдела. К его обязанностям относится контроль за соблюдением сроков и качеством исполнения поручений руководства Управления, начальника отдела – старшего судебного пристава, обеспечение надлежащего исполнения должностных обязанностей работниками отдела.
Таким образом, обладая властно-распорядительными полномочиями, Благов А.Ю. не проконтролировал своевременное и надлежащее рассмотрение обращения Ш.В.А. судебным приставом-исполнителем, которому поручено выполнение данных действий. Благов А.Ю. своим бездействием допустил нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений.
Довод заявителя о том, что он (Благов А.Ю.) не является субъектом вмененного правонарушения, были предметом рассмотрения судебных инстанций, направлены на несогласие с выводами нижестоящих судов о виновности Благова А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, переоценку установленных по делу доказательств и не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств (постановления заместителя межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 июня
2019 года; обращения (заявления) Ш.В.А. в Горномарийский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл о предоставлении информации о сложившейся задолженности и методе ее расчета, представлении постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 12 марта 2019 года; обращения представителя Ш.В.А. Ш.Н.В. в Горномарийскую межрайонную прокуратуру от 14 мая
2019 года; объяснения Благова А.Ю. от 17 июня 2019 года; акта проверки от 13 июня 2019 года) установлен факт совершения Благовым А.Ю. указанного выше административного правонарушения, сделан обоснованный вывод о доказанности вины Благова А.Ю. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
Исходя из положений пункта 5 статьи 4, статьи 15 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов от 29 мая 2012 года
№ 256, возлагающего на должностных лиц обязанность давать исчерпывающие ответы на обращения граждан, должностного регламента заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, обязывающего заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава контролировать работу подчиненных, мировым судьей сделан правильный вывод о том, что Благов А.Ю. является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного
статьей 5.59 КоАП РФ, с чем обоснованно согласился судья районного суда.
Учитывая изложенное, ссылка заявителя на поручение им подготовить и дать ответ на обращение иному должностному лицу, находящемуся в его подчинении, не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) Благова А.Ю. состава вмененного правонарушения и незаконности судебных постановлений.
Также вопреки доводам жалобы постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 июня 2019 года, вынесенное заместителем межрайонного прокурора, содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе и сведения о том, в чем конкретно выразилось нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений.
Довод жалобы о том, что Ш.В.А. обратился с заявлением как участник исполнительного производства, следовательно, его заявление подлежало разрешению в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об исполнительном производстве», который является специальным по отношению к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан», нахожу несостоятельным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данным нормативным правовым актом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2).
В силу положений статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями. Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 11 апреля 2014 года за № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения.
Пунктом 4.1 приведенных Методических рекомендаций установлено, что при поступлении на рассмотрение обращений, направленных в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
Обращение Ш.В.А. о предоставлении информации по сложившейся задолженности и методе ее расчета, предоставлении постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника не содержало конкретных требований о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения, следовательно, такое обращение подлежало рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Кроме того, необходимо отметить, что статьей 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», на которую ссылается заявитель жалобы, предусмотрены более короткие сроки рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, относительно сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Приведенные в жалобе доводы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым была дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решения, в ходе производства по данному делу допущено не было. Административное наказание, назначенное Благову А.Ю., является минимальным в пределах санкции статьи 5.59
КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13,
статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 19 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 9 июля
2019 года, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике
Марий Эл Благова А.Ю., оставить без изменения, жалобу Благова А.Ю. – без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Марий Эл Б.Г. Бариев