Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Оренбург
31 марта 2008 года Дело № А47-1406/2008 АК-32
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2008 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2008 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С.Г. Фёдоровой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.П. Войцеховской, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Оренбург) к индивидуальному предпринимателю Севостьянову Александру Петровичу (г. Орск)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Вдовин Владимир Николаевич – государственный инспектор (доверенность № 05/2-13 от 10.01.2008г.) ;
лицо, привлекаемое к административной ответственности: Севостьянов Александр Петрович (паспорт 5302 № 907468 выдан 30.05.2002г. Кувандыкским ГРОВД Оренбургской области)
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Севостьянова Александра Петровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
Севостьянов А.П. требования заявителя признает, указал на частичное устранение недостатков.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель (далее по тексту – предприниматель) осуществляет деятельность по оказанию транспортных услуг по перевозке пассажиров на основании лицензии серии АСС-56-004854 сроком действия с 21.06.2006 года по 20.06.2011 года на автомобиле ГАЗ -322132 г/н АР 432 56.
Управлением была проведена внеплановая проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий, требований законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте.
В ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства, в связи с чем 28.02.2008г. составлен протокол об административном правонарушении. Действия предпринимателя квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Для разрешения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Данное требование закона обусловлено тем, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом связана с использованием источника повышенной опасности и должна осуществляться с соблюдением требований, направленных на создание безопасных условий для жизни и здоровья граждан. Возможность соблюдения этих требований проверяется в процессе лицензирования.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 (далее – Положение о лицензировании).
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 коАП РФ.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий, допущенные предпринимателем в ходе осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом:
- в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196–ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) предпринимателем не организована работа по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителя с привлечением работников органов здравоохранения.
Как следует из акта проверки, предпринимателем заключен договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с физическим лицом Сундеевым Е.С., однако документы, подтверждающие право данного лица на оказание таких услуг не представлены. Факт ненадлежащего исполнения обязанности по проведению предрейсового медицинского осмотра зафиксирован в рапорте № 012785, согласно которому 11.02.2008г. Севостьянов А.П. выехал на линию без его прохождения.
В соответствии с пунктом 1.3 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение № 2 к Письму Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 года № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров. Пунктом 9.7. Приказа Минтранса РФ от 30.06.2000 года № 68 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 22.09.2003 года № 191) «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» установлено: в строке «Водитель по состоянию здоровья к управлению допущен» проставляется подпись работника органов здравоохранения, привлеченного для проведения предрейсового медицинского осмотра, удостоверяющая состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством.
Данные акты изданы уполномоченными органами во исполнение Федерального закона от 10.12.1995 года № 196–ФЗ «О безопасности дорожного движения» и с целью конкретизации требований законодательства. Они возлагают повышенную ответственность на лиц, осуществляющих деятельность в сфере автотранспорта.
Представленные материалы дела позволяют сделать вывод о том, что предпринимателем как лицензиатом не осуществляется надлежащий контроль за соблюдением данного нормативного положения, которое в силу п/п "в" п. 4 Положения о лицензировании является одним из лицензионных требований;
- в нарушение абз. «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», (далее Положение о лицензировании) не обеспечено наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Севостьянов А.П. в судебном заседании пояснил, что прошел обучение по программе организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ и имеет соответствующее удостоверение.
Однако законодательством предусмотрено, что при осуществлении юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями пассажирских перевозок, необходимо одновременное наличие квалифицированных специалистов как в области обеспечения безопасности дорожного движения, так и в области организации перевозок автомобильным транспортом.
Доказательство наличия удостоверения, подтверждающего прохождение предпринимателем аттестации по безопасности дорожного движения либо трудового договора, заключенного предпринимателем с лицом, прошедшим данную аттестацию, материалы административного дела не содержат и в суд ко дню судебного заседания ответчиком не представлены, в связи с чем событие вменяемого ответчику административного правонарушения в данной части и вину ответчика в его совершении следует признать установленными.
- в нарушение ч. 4 ст.18 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года, у предпринимателя отсутствует соответствующий документ, выдаваемый исполнителем работ, подтверждающий, что автобус прошел техническое обслуживание, ремонт и отвечает требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортного средства, участвующего в дорожном движении.
Документов, подтверждающих выполнение предпринимателем вышеуказанных требований Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года, материалы административного дела не содержат, в связи с чем, событие вменяемого ответчику административного правонарушения в данной части и вину ответчика в его совершении следует признать установленными.
- в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196–ФЗ не проводится анализ и устранение причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, доказательством чего является непредставление предпринимателем акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 28.01.2008 года с участием автомобиля ГАЗ-322132, государственный номер АР 432 56, принадлежащего предпринимателю. На день судебного заседания указанное нарушение устранено, соответствующие документы обозревались в судебном заседании.
- в нарушение Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 года и п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2 не обеспечен контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителя автобуса, поскольку предпринимателем допускается превышение установленных норм рабочего времени. Переработка за период с 01.02.2007г. по 14.02.2007г. составила 42 часа. Данный факт подтверждается журналом регистрации путевых листов, актом проверки.
- в нарушение п. 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2, обществом не разработаны и не утверждены в установленном порядке на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок схемы маршрута с указанием опасных участков.
Суд находит документально подтвержденным данный вывод Управления, поскольку в силу п.5.2.1 Положения, владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием наиболее опасных участков.
Между тем ни в ходе проверки, ни к судебному заседанию схема опасных участков на маршруте не представлена.
- в нарушение п. 4.10 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами маршрут регулярных пассажирских перевозок не согласован с руководителем организации, в ведении которой находятся железнодорожные переезды.
В акте проверки зафиксировано, что движение по маршруту № 44 проходит через железнодорожный переезд, находящийся в г. Оренбурге на ул. Конституции.
В соответствии с п. 4.10 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами открытию маршрутов регулярных автобусных перевозок, проходящих через железнодорожные переезды, предшествует их комплексное обследование и согласование маршрута движения с руководителем организации, в ведении которой находятся железнодорожные переезды.
Обязанность по данному согласованию и утверждению в силу п. 5.2.1 Положения возложена на владельца автобуса.
Документы, подтверждающие надлежащее согласование не представлены.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.
Вина индивидуального предпринимателя Севостьянова А.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заключается в несоблюдении лицензионных требований и условий, содержащихся в вышеприведенных нормативных актах, при осуществлении лицензируемого вида деятельности - оказании услуг по перевозке пассажиров.
При таких обстоятельствах факт наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со ст. 65, ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Процессуальных нарушений при оформлении материалов дела об административном правонарушении не допущено.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона 22 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение») установлена административная ответственность должностных лиц (в силу ст. 2.4 КоАП РФ к ним отнесены и индивидуальные предприниматели) в виде административного штрафа в размере от 3 000 рублей до 4 000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Учитывая, что отягчающих ответственность обстоятельств в судебном заседании не установлено, суд считает, что привлечением индивидуального предпринимателя Севостьянова Александра Петровича к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, установленном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, - 3 000 рублей, будут достигнуты цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Севостьянова Александра Петровича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Севостьянова Александра Петровича (14.03.1972 года рождения, уроженца г. Кувандыка Оренбургской области, проживающего по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 2, кв. 56, ИНН 560500450000) к административной ответственности по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Севостьянова Александра Петровича в доходы бюджетов штраф в размере трех тысяч рублей.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам:
Управление федерального казначейства по Оренбургской области (Управление государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН 5610008899 КПП 561001001 ОКАТО 53401000000
ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области
р/с 40101810200000010010 БИК 045354001 КБК 10611690040040000140
Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела.
В случае добровольного неисполнения решение суда, в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве», направить для принудительного взыскания штрафа в отдел судебных приставов Дзержинского района г. Оренбурга УФССП по Оренбургской области.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).
Судья С.Г. Фёдорова