Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2867/2022 от 15.02.2022

Судья: Разумов А.В. Гр. дело № 33-2867/2022

Номер дела в суде 1 инстанции № 2-8641/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Черкуновой Л.В.,

судей Пинчук С.В., Дудовой Е.И.,

при помощнике судьи Чуркиной С.Ю.,

с участием прокурора Никитиной Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3», Министерства здравоохранения Самарской области на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 октября 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах Тихоновой Ю.С. к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Самарской области об обязании обеспечить сенсорами к инсулиновой помпе - удовлетворить.

Обязать ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» обеспечить Тихонову Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ.р. сенсорами к системе непрерывного монитринга глюкозы Medtronic Enlite ММТ-7008 к помпе Medtronic-722 в количестве 5 штук в месяц, до окончания срока эксплуатации помпы.

Взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу Тихоновой Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, действующий в интересах Тихоновой Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с иском к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» (далее ГБУЗ СО «ТГКП № 3») обеспечить истца сенсорами к инсулиновой помпе.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Тихонова Ю.С. является инвалидом второй группы и льготополучателем федерального уровня финансирования, в связи с чем с октября 2015 года состоит на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>», прикреплена к ГБУЗ СО «ТГКП № 3» для получения первичной медицинской помощи.

С начала заболевания Тихонова Ю.С. находится на интенсивной инсулинотерапии в базис - болюсном режиме, на помповой инсулинотерапии, в связи с нестабильным течением <данные изъяты>, в связи с чем неоднократно проходила стационарное лечение в лечебных учреждениях.

Последнее стационарное лечение Тихонова Ю.С. проходила в АО «Медицина» в период с 04 марта 2021 г. по 09 марта 2021 г., по результатам которого Тихоновой Ю.С. установлена инсулиновая помпа «Medtronic MiniMed Paradigm REAL-time ММТ-722», в связи с наличием бессимптомных гипогликемий, после чего выписана в удовлетворительном состоянии под наблюдение врача-эндокринолога. При выписке Тихоновой Ю.С. даны рекомендации продолжить непрерывные подкожные инфузии инсулина «Новорапид» посредством установленной инсулиновой помпы и дополнительные рекомендации по замерам глюкозы крови глюкометром с использованием системы непрерывного мониторирования гликемии - сенсоров «Энлайт Medtronic ММТ 7008» или «Фристайл Либре».

08 июня 2021 г. Тихонова Ю.С. обратилась в ГБУЗ СО «ТГКП № 3» с письменным заявлением о проведении врачебной комиссии для решения вопроса индивидуального льготного обеспечения по жизненным показаниям расходными материалами к инсулиновой помпе согласно выписке из стационара.

Решением врачебной комиссии от 25 июня 2021 г. № 15/5/217-218 в выписке льготных рецептов на данный вид медицинских изделий Тихоновой Ю.С. отказано, в связи с тем, что сенсоры «Enlite Medtronik ММТ 7008» и «Фристайл Либре» не входят в Перечень медицинских изделий, утвержденных распоряжением Правительства РФ № 3053-р от 31 декабря 2018 г. «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при доставлении набора социальных услуг».

Тихонова Ю.С. обратилась в прокуратуру с просьбой защитить её права в судебном порядке путем обращения в суд с исковым заявлением об обеспечении ее за счет соответствующих бюджетных средств сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы, а также компенсации морального вреда.

В ходе рассмотрения дела прокурор требования уточнил, указал в качестве ответчика Министерство здравоохранения Самарской области, с которого просил взыскать компенсацию морального вреда 5 000 руб.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с требованиями об обязании ГБУЗ СО «ТГКП № 3» обеспечить Тихонову Ю.С., 18 января 1989 года рождения, сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы Medtronic Enlite ММТ-7008 к помпе Medtronic-722, просил взыскать с ГБУЗ СО «ТГКП № 3» в пользу Тихоновой Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГБУЗ СО «ТГКП № 3» Юдина Г.Е. просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения на ГБУЗ СО «ТГКП № 3» обязанности по обеспечению Тихоновой Ю.С. сенсорами к системе непрерывного мониторирования глюкозы Medtronic Enlite ММТ-7008 к помпе Medtronic-722 в количестве 5 штук в месяц до окончания срока эксплуатации помпы и принять по делу новое решение. Полагает, что решение противоречит требования законодательства, поскольку в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 декабря 2018 г. № 3053-р, сенсоры для непрерывного мониторирования глюкозы крови не входят, в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 01 октября 2020 г. № 1053н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа» данные сенсоры также не поименованы. Соответственно, лечебное учреждение не вправе оформлять рецепты на выдачу сенсоров для непрерывного мониторирования глюкозы крови, поскольку данное обстоятельство противоречит п. 26 Приказа Минздрава РФ № 4н от 14 января 2019 года «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Кроме того, в силу положений ч. 4 ст. 73, ст.ст. 79 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядком назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденным Приказом Минздрава России от 14 января 2019 г. № 4н, Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 02 июня 2021 г. № 713 "Об утверждении порядка формирования основной и дополнительной заявок для обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Самарской области, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов" на медицинские организации при обеспечении отдельных категорий граждан РФ, проживающих в Самарской области, возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями – в части назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и формирования заявок на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий, на Министерство здравоохранения Самарской области - в части финансирования и осуществления закупа необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Самарской области Бенян А.С. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что нарушает права и законные интересы Министерства. Указывает также, что сенсоры не являются расходными материалами инсулиновой помпы, поскольку использование помпы возможно без функции непрерывного мониторирования глюкозы, а соответственно, без сенсоров, в этой связи вывод суда о том, что инсулиновая помпа не может функционировать без сенсора является ошибочным. Кроме того, сенсоры отсутствуют в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 13 декабря 2018 г. № 3053-р, а также в перечне лекарственных препаратов, являющемся Приложением 1 к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 гг., в рамках которой осуществляется обеспечение лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами. Факт того, что Тихонова Ю.С. имеет социально-значимое заболевание «сахарный диабет» не является безусловным основанием полагать, что у нее имеется право на обеспечение любым медицинским изделием вне зависимости от установленных и гарантированных государством перечней. Возложение обязанности по компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей на Министерство является неправомерным, поскольку согласно выводам суда лицом, причинившим моральный вред, является поликлиника, соответственно, в силу ст.ст. 1064, 1100, п. 1 ст. 1101 ГК РФ, основания для возмещения морального вреда Министерством отсутствуют.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГБУЗ СО «ТГКП № 3» Юдина Г.Е. доводы апелляционной своей жалобы поддержала, просила решение суда отменить в части возложения на ГБУЗ СО «ТГКП № 3» обязанности по обеспечению Тихоновой Ю.С. сенсорами к системе непрерывного мониторирования глюкозы, против возложения на ГБУЗ СО «ТГКП № 3» обязанности по выписке рецептов не возражала.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области Искакова А.А. доводы своей апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Помощник прокурора Никитина Е.С. указала, что решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области является законным и обоснованным. Вместе с тем, считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда, возложить на ГБУЗ СО «ТГКП № 3» обязанность обеспечить истца рецептами на получение медицинских расходных изделий в соответствии с рекомендациями, на Минздрав Самарской области обязанность по обеспечению истца необходимыми медицинскими изделиями, а именно: помпой, сенсорами. Кроме того, полагал необходимым увеличить сумму компенсации морального вреда с 5 000 руб. до 20 000 руб. и возложить данную обязанность на медицинское учреждение.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Тихонова Ю.С. возражала против доводов апелляционных жалоб ГБУЗ СО «ТГКП № 3» и Министерства здравоохранения Самарской области, считает решение суда законным и обоснованным.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Тихонова Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом второй группы и льготополучателем федерального уровня финансирования.

Тихонова Ю.С. прикреплена для получения первичной медицинской помощи к ГБУЗ СО «ТГКП № 3» и состоит на диспансерном учете с октября 2015 года с диагнозом: «<данные изъяты>». С начала заболевания находится на интенсивной инсулинотерапии в базис-болюсном режиме, на помповой исулинотерапии в связи с нестабильным течением сахарного диабета (наличие бессимптомных гипогликемий).

С учетом имеющегося диагноза Тихонова Ю.С. в период с 10 февраля 2020 г. по 14 февраля 2020 г. госпитализирована в АО «Медицина» для подбора персональных параметров инсулинотерапии, так же Тихоновой Ю.С. проведено непрерывное мониторирование глюкозы. При выписке Тихоновой Ю.С. даны рекомендации продолжить подкожную инфузию инсулина посредством инсулиновой помпы Медтроник Парадигм 722 в заданном режиме, контроль глюкозы 3-4 раза в сутки.

В период с 17 декабря 2020 г. по 21 декабря 2020 г. Тихонова Ю.С. госпитализирована в отделение реконструктивной и пластической хирургии ФГБОУ ВО «ПИМУ», где Тихоновой Ю.С. проведено мониторирование уровня глюкозы крови с помощью «FreeStyle Libre», установлена инсулиновая помпа «АккуЧек», при выписке ФГБОУ ВО «ПИМУ» повторно даны рекомендации продолжить помповую инсулинотерапию и контроль гликемии 4 раза в день.

Последнее стационарное лечение Тихонова Ю.С. проходила в АО «Медицина» в период с 04 марта 2021 г. по 09 марта 2021 г. с диагнозом: «Сахарный диабет 1 типа, декомпенсация. Целевой уровень HbAlC менее 6,5%. Пролиферативная диабетическая ретинопатия 0U, оперированная. Диабетическая нефропатия. ХБП ЗБ стадия. СКФ по формуле Кокрофт-Голта 49 мл/мин. Диабетическая дистальная полинейропатия, симметричная сенсомоторная форма. Частые гипогликемии».

В связи с наличием бессимптомных гипогликемий, в АО «Медицина» Тихоновой Ю.С. установлена инсулиновая помпа «Medtronic MiniMed Paradigm REAL-time ММТ-722», после чего Тихонова Ю.С. выписана в удовлетворительном состоянии под наблюдение врача-эндокринолога.

При выписке Тихоновой Ю.С. даны рекомендации продолжить непрерывные подкожные инфузии инсулина Новорапид посредством инсулиновой помпы в суточной дозе 70 Ед в сутки (2 пачки в месяц) и дополнительные рекомендации по замерам глюкозы крови глюкометром из расчета на 8 измерений в сутки, рекомендовано использовать системы непрерывного мониторирования гликемии (сенсоры «Энлайт Medtronic ММТ 7008» (из расчета 5 сенсоров на месяц) или «Фристайл Либре» (из расчета 2 сенсора на месяц).

Решением врачебной комиссии № 15/5/217-218 от 25 июня 2021 г. в выписке льготных рецептов на данный вид медицинских изделий Тихоновой Ю.С. отказано в связи с тем, что сенсоры «Enlite Medtronik ММТ 7008» и «Фристайл Либре» не входят в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 3053-р от 31 декабря 2018 г. «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при доставлении набора социальных услуг».

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Тихонова Ю.С. по жизненным показаниям обеспечивается инсулином Аспарт, медицинскими изделиями: тест полосками для проведения самоконтроля, расходными материалами к инсулиновой помпе.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Тихонова Ю.С. пояснила, что сенсоры необходимы ей для системы непрерывного мониторинга уровня сахара, в месяц - пять сенсоров, исходя из расчета один на шесть дней. Тихонова Ю.С. неоднократно обращалась в поликлинику с вопросом о выдачи данных сенсоров, однако получала отказы, после чего истец обратилась в Министерство здравоохранения Самарской области, где также получила отказ. Финансовой возможности приобрести сенсоры Тихонова Ю.С. не имеет, несколько раз впадала в состояние комы - в течение полугода около 20 раз.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель ответчика ГБУЗСО «ТГКП № 3» Юдина Г.Е. пояснила, что пациент является льготополучателем, в связи с чем положенные медицинские лекарства для медицинского применения, медицинские изделия получает. Со своей стороны ответчик выполнил все возложенные на него обязанности, выдать рецепт на данный сенсор ответчик не может, потому что он отсутствует в правительственных перечнях.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области Искакова А.А. пояснила, что в соответствии с нормативными документами Тихонова Ю.С. обеспечивается инсулином, медицинскими изделиями, расходными материалами и инсулиновой помпой. ОАО «Медицина» при выписке Тихоновой Ю.С. даны дополнительные рекомендации по обеспечению сенсорами, однако только лечащий врач поликлиники определяет методику лечения. В перечень медицинских изделий, который утверждён распоряжением правительства, сенсоры не прописаны. Инсулиновая помпа функционирует по прямому медицинскому назначению без сенсоров, нет жизненных показаний в обеспечении истца сенсорами.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора об обеспечении Тихоновой Ю.С. сенсорами к инсулиновой помпе, суд первой инстанции исходил из положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Переченя социально значимых заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. № 715, Переченя медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации № 3053-р от 31 декабря 2018 г., Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890, Постановления Правительства РФ от 08 декабря 2017 г. № 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Переченя медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, Положения о Министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденное постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 г. № 290, из которых следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней, являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для обеспечения Тихоновой Ю.С. необходимыми медицинскими изделиями, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Тихоновой Ю.С. и обязании ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» обеспечить Тихонову Ю.С. сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы EnLite MMT-7008 к помпе Medtronic-722 в количестве 5 штук в месяц, до окончания срока эксплуатации помпы.

Судебная коллегия частично соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Базовым нормативным правовым актом в сфере охраны здоровья является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в сфере охраны здоровья граждан является приоритет профилактики, которая обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья осуществляется, в частности, путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях, указанных в части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", могут устанавливаться отдельными федеральными законами (часть 3 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Таким образом, в силу указанных положений Тихонова Ю.С., находясь на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>», являющимся социально значимым заболеванием, имеет право бесплатно или на льготных условиях получать медицинскую помощь в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-Р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в котором под N 207640 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и под N 207650 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная со встроенным глюкометром.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-Р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в которой включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы, резервуары к инсулиновой помпе и тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

Таким образом, поскольку расходные материалы к инсулиновой помпе в виде сенсоров в данном Перечне не поименованы, решением врачебной комиссии Тихоновой Ю.С. в выписке льготных рецептов на данный вид медицинских изделий Тихоновой Ю.С. отказано. Указанные обстоятельства явились основанием обращения Тихоновой Ю.С. в суд.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), согласно которому препараты для лечения сахарного диабета относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.

Сенсоры к инсулиновой помпе в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не поименованы.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Таким образом, учитывая, что сенсоры к инсулиновой помпе не входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в силу прямого указания пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи назначение и применение данного медицинского изделия возможно по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Согласно части 4 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 г. № 1610 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 56 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 674 утверждена государственная программа Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014-2032 годы» (далее – Государственная программа Самарской области) (применяется редакция, действующая на дату возникновения спорных правоотношений и до даты вступления в силу Постановления Правительства Самарской области от 04 апреля 2022 г. № 204).

В Приложении 1 к Подпрограмме "Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области" на 2014 - 2024 годы Государственной программы Самарской области содержится Перечень отдельных категорий заболеваний и групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания для детей, медицинские изделия отпускаются по рецептам врача бесплатно.

В пункте 6 данного перечня предусмотрено бесплатное предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом всех лекарственных препаратов на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирта этилового (100 граммов в месяц), шприцов инсулиновых, автоинъекторов, игл к ним, средств диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1053н утвержден Стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (далее - Стандарт), согласно которому в перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, поименована помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром, в перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, поименован инсулин аспарт.

Сенсоры к инсулиновой помпе в Стандарте не поименованы.

Пунктом 3 части 5 статьи 80 названного Федерального закона предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (Приложение № 1).

В указанном перечне (раздел "категории заболеваний") поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, игла к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Сенсоры к инсулиновой помпе в указанном перечне не поименованы.

Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, проведения лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и контроля за осуществлением этих мероприятий.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Из материалов дела следует, что в период стационарного лечения с 04 марта 2021 г. по 09 марта 2021 г. в АО «Медицина» Тихоновой Ю.С. инсулиновая помпа «Medtronic MiniMed Paradigm REAL-time ММТ-722» с системой постоянного мониторирования глюкозы.

Согласно имеющемуся в материалах дела регистрационному удостоверению на медицинское изделие № РЗН 2013/785 от 04 июля 2013 года сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями производства «Седтроник МиниМед Инк» является медицинским изделием.

В Стандарте медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1053н, исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования указано в качестве одного из видов диагностики данного заболевания, состояния.

С учетом изложенного, сенсоры к инсулиновой помпе являются медицинскими изделиями, предназначенными для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, в связи с чем относятся к средствам диагностики такого заболевания, состояния как сахарный диабет.

Таким образом, в силу пункта 6 Приложения 1 к Подпрограмме "Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области" на 2014 - 2024 годы Государственной программы Самарской области бесплатное предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом, сенсоров к инсулиновой помпе, являющихся средствами диагностики заболевания, состояния, возможно по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее – Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации).

Врачебная комиссия медицинской организации создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам (пункт 2).

К функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе:

принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения (п. 4.1.);

принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи (п. 4.7.);

принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 4.13)

Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации (пункт 5).

Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссией осуществляет руководитель медицинской организации (пункт 21).

Из материалов дела следует, что Тихонова Ю.С. является инвалидом второй группы и состоит на учете с октября 2015 года с диагнозом: «Сахарный диабет 1 тип», в связи с чем относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

08 июня 2021 г. Тихонова Ю.С. обратилась в ГБУЗ СО «ТГКП № 3» с письменным заявлением о проведении врачебной комиссии для решения вопроса индивидуального льготного обеспечения по жизненным показаниям расходными материалами к инсулиновой помпе.

Однако решением врачебной комиссии № 15/5/217-218 от 25 июня 2021 г. в выписке льготных рецептов на данный вид медицинских изделий Тихоновой Ю.С. отказано в связи с тем, что сенсоры «Enlite Medtronik ММТ 7008» и «Фристайл Либре» не входят в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 3053-р от 31 декабря 2018 г. «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при доставлении набора социальных услуг».

Между тем, как установлено указанным решением врачебной комиссии и не оспорено сторонами в ходе рассмотрения дела судом, Тихонова Ю.С. нуждается в непрерывном суточном мониторинге уровня глюкозы крови, в связи с наличием бессимптомных гипогликемий, по причине которых Тихонова Ю.С. неоднократно впадала в состояние комы.

Таким образом, нуждаемость Тихоновой Ю.С. в медицинском изделии - сенсоре к инсулиновой помпе обусловлена наличием жизненных показаний.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания, должны использоваться при оказании медицинской помощи гражданам, страдающим сахарным диабетом. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской

Учитывая, что в силу вышеприведенных обстоятельств, по индивидуальным показаниям Тихонова Ю.С. нуждается в непрерывном суточном мониторинге уровня глюкозы крови, отказ врачебной комиссии в решении № 15/5/217-218 от 25 июня 2021 г. в выписке льготных рецептов на данный вид медицинских изделий фактически лишает Тихонову Ю.С. права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости бесплатного обеспечения Тихоновой Ю.С. сенсорами к инсулиновой помпе в рамках государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении данной обязанности на ГБУЗ СО «ТГКП № 3» по следующим основаниям.

Реализация мероприятий государственной программы Самарской области осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1.1. Положения о министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 г. № 290, Министерство здравоохранения Самарской области (далее – Министерство здравоохранения) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.

Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством (1.4.)

На Министерство здравоохранения возложено решение, в том числе задач по обеспечению государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению (п.1.7)

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство здравоохранения наделяется, в том числе полномочиями:

организует исполнение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период;

организует оказание медицинской помощи лицам, в том числе обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (2.2.).

Соответственно, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Самарской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 02 июня 2021 года № 713 утверждены Порядки формирования основной и дополнительной заявок для обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Самарской области, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов (далее – Порядки).

Согласно пункту 2 данного приказа на руководителей учреждений здравоохранения Самарской области возложена обязанность, в том числе по определению потребности и формированию заявок на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с утвержденными порядками, а также по контролю за исполнением заявок в части назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с нормативными правовыми актами.

Из положений Порядков следует, что заявки медицинских организаций на лекарственные препараты составляется с учетом, в том числе численности граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и областного бюджетов; стандартов оказания медицинской помощи; данных о количестве пациентов по группам заболеваний, регистров пациентов по нозологиям (сахарный диабет, бронхиальная астма, онкология и т.д.) и т.д.

Порядок назначения лекарственных препаратов установлен Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. № 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" (далее - Порядок).

Назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом или лицом, на которого в установленном законом порядке возложены обязанности лечащего врача (п. 1 Порядка).

Запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний, а также в иных случаях, например, когда применение препарата допускается только в медицинских организациях (п. 7 Порядка).

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи (п. п. 5, 29 Порядка).

Соответственно, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Самарской области в части определения потребностей медицинского учреждения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, а также назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий возложена на учреждения здравоохранения Самарской области, подведомственные Министерству здравоохранения Самарской области.

Таким образом, обеспечение необходимыми к использованию инсулиновой помпы медицинскими изделиями со стороны ГБУЗ СО «ТГКП № 3» заключается в выписке рецептов, а со стороны Министерства здравоохранения Самарской области – в непосредственном осуществлении предоставления требуемых медицинских изделий.

Руководствуясь данными обстоятельствами, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Министерством здравоохранения Самарской области обязанность обеспечить Тихонову Ю.С. расходными материалами – сенсорами «Medtronic Enlite ММТ-7008» к помпе Medtronic-722 в количестве 5 штук в месяц до окончания срока эксплуатации помпы или отмены лечения, возложить на медицинскую организацию ГБУЗ СО «ТГКП № 3» обязанность по обеспечению Тихоновой Ю.С. рецептами на бесплатное получение медицинских расходных материалов для инсулиновой помпы Medtronic-722 в виде сенсора Enlite ММТ-7008 в количестве 5 штук в месяц до окончания срока эксплуатации помпы или отмены лечения.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Разрешая требования в части компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан, в том числе инвалидам, получать социальную поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина. Соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Руководствуясь данными обстоятельствами, учитывая, что Тихонова Ю.С. неоднократно обращалась в медицинское учреждение с требованием предоставить сенсоры, поскольку право истца на получение дополнительного оборудования (сенсоров), необходимого для обеспечения жизнедеятельности последней, не было соблюдено, при этом какое-либо бездействие со стороны учреждения здравоохранения допущено не было, суд посчитал возможным взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу Тихоновой Ю.С. в счет компенсации морального вреда сумму 5 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для компенсации Тихоновой Ю.С. морального вреда, при этом полагает, что такая компенсация должна быть взыскана и с ответчика ГБУЗ СО «ТГКП № 3», поскольку данным ответчиком право истца на своевременное обеспечение рецептами на бесплатное получение медицинских расходных материалов для инсулиновой помпы Medtronic-722 в виде сенсора Enlite ММТ-7008 нарушено.

Судебная коллегия соглашается с суммой компенсации морального вреда, полагая, что судом она определена в рамках заявленных прокурором требований, в строгом соответствии с требованиями статьи 1101 ГК РФ; размер компенсации судом мотивирован с учетом всех обстоятельств происшествия, нравственных и физических страданий истца, требований разумности и справедливости и сделан по результатам надлежащей оценки совокупности имеющихся в деле доказательств по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Самарской области о том, что сенсор является самостоятельным медицинским изделием, фактически не влияют на работу помпы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку опровергаются информационным письмом производителя ООО «Медтроник», согласно которому при использовании мониторинга с инсулиновыми помпами модели Medtronic-722 расходным материалом является сенсор Enlite ММТ-7008.

Действительно, инсулиновая помпа, установленная Тихоновой Ю.С., может быть использована без сенсора, исключительно для впрыскивания инсулина. Но в данном случае истцу по медицинским показаниям в диагностических целях назначен постоянный мониторинг крови, что требует использования сенсора, в отсутствие которых такая диагностика будет невозможной.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Самарской области о том, что оснований для взыскания с него компенсации морального вреда не имеется, также не могут быть учтены, поскольку из представленной в дело истцом переписки следует, что Тихонова Ю.С. обращалась к ответчику по вопросу обеспечения ее расходными материалами, однако данный вопрос разрешен не был, Министерство перенаправило обращение в ГБУЗ СО «ТГКП № 3».

Доводы представителя ГБУЗ СО «ТГКП № 3» о том, что сенсор не включен в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку, как обосновано выше, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи. Соответственно, Тихонова Ю.С. имеет право по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям на бесплатное обеспечение медицинским изделием - сенсором к инсулиновой помпе за счет соответствующих бюджетных средств.

Доводы представителя ГБУЗ СО «ТГКП № 3» о том, что рецепт на изделие не может быть выписан в отсутствие финансирования из соответствующего бюджета, являются несостоятельными, поскольку взаимоотношения между органами, на которых законом возложена обязанность по обеспечению льготной категории граждан медицинскими изделиями и лекарствами, не могут являться препятствием для реализации такими гражданами предусмотренных законом государственных гарантий в сфере охраны здоровья.

Судебная коллегия не может признать убедительными и заслуживающими внимания другие доводы апелляционной жалобы, поскольку все они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене в части, как постановленное при неправильном применении норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 октября 2021 года отменить в части, в которой постановить новое решение, изложив резолютивную часть следующим образом:

Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах Тихоновой Ю.С., к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3», Министерству здравоохранению Самарской области об обязании организовать обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе и компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» обеспечить Тихонову Ю.С. рецептами на бесплатное получение расходных материалов – сенсоров Medtronic Enlite ММТ-7008 к инсулиновой помпы Medtronic-722 в количестве 5 штук в месяц до окончания срока эксплуатации помпы или отмены лечения.

Обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить Тихонову Ю.С. расходными материалами – сенсорами «Medtronic Enlite ММТ-7008» к помпе Medtronic-722 в количестве 5 штук в месяц до окончания срока эксплуатации помпы или отмены лечения.

Взыскать с ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» в пользу Тихоновой Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу Тихоновой Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Взыскать с ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» в доход г.о. Тольятти Самарской области государственную пошлину в размере 600 рублей.

Взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области в доход г.о. Тольятти Самарской области государственную пошлину в размере 600 рублей.

Апелляционные жалобы ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3», Министерства здравоохранения Самарской области оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна. Судья

33-2867/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
прокуратура Автозаводского района г. Тольятти
Тихонова Ю.С.
Ответчики
ГБУЗ СО Тольяттинская городская клиническая поликлиника №3
Другие
Министерство здравоохранения Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
15.02.2022[Гр.] Передача дела судье
15.03.2022[Гр.] Судебное заседание
12.04.2022[Гр.] Судебное заседание
19.05.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее