Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 15-30/2023 от 18.08.2023

Дело № 5-403/2022 (Материалы № 15-29/2023; 15-30/2023)            копия

59RS0027-01-2022-001951-69

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Кунгур Пермского края                    21 августа 2023 года

Судья Кунгурского городского суда Пермского края Зыкова Е.И.,

при секретаре Макаровой Е.А.,

с участием ФИО1,

рассмотрев заявления: ФИО1 о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в ЦВСИГ УМВД РФ по г.Перми, прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения по постановлению Кунгурского городского суда от 14.05.2022 года;

заявление судебного пристава – исполнителя ОСП по Кировскому району г.Перми С.Ю. Модиной об отмене постановления Кунгурского городского суда Пермского края от 14.05.2022 о принудительном выдворении за пределы РФ в отношении ФИО1, и прекращении исполнительного производства,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания иностранного гражданина в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми, освобождении из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми, а также прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании постановления Кунгурского городского суда Пермского края № 5-403/2022 от 14.05.2022 года, в части принудительного выдворения за пределы РФ, в связи с утратой возможности исполнения.

Заявленные требования обосновывает тем, что в соответствии с постановлением судьи Кунгурского городского суда Пермского края № 5-403/2022 от 14.05.2022 года, в целях исполнения назначенного наказания в части административного выдворения за пределы РФ, он был помещен в ЦВСИГ УМВД России по г.Перми, где находится по настоящее время, а именно 1 год 1 месяц и 6 дней, тем самым принудительно пребывает в ограниченном пространстве, в изоляции от общества, не имеет возможности свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц, близкими и родственниками, т.е. находится в условиях, нарушающих его личную неприкосновенность.

Заявитель указывает, что за все время его пребывания в ЦВСИГ его не могут

выдворить из РФ. Исполнительное производство -ИП от 31.05.2022 года, возбужденное ОСП по Кировскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю по административному выдворению не осуществляется, вынесенное постановление суда от 14.05.2022 года не исполняется и исполнено быть не может по причине того, что гражданская принадлежность заявителя к государству, куда его можно выдворить Управлением по вопросам миграции не установлена. ФИО1 не имеет документов, подтверждающих гражданство какого-либо государства. Принадлежность заявителя к гражданству другого государства определить не удалось на протяжении более 13 месяцев. Заявитель указывает, что не может быть возвращен в Республику Казахстан в порядке реадмиссии, т.к. согласно ответа Генерального консульства Республики Казахстан от 16.05.2023 года власти Республики Казахстан считают невозможным его реадмиссию и не подтверждают его принадлежность к гражданству Республики Казахстан.

Заявитель считает, что в отношении него приняты все возможные меры по исполнению Постановления Кунгурского городского суда Пермского края от 14.05.2022 года о выдворении, однако возможность его исполнения утрачена, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии фактической возможности его выдворения из РФ и его содержание в ЦВСИГ становится бессрочным.

ФИО1 указывает, что находится в ЦВСИГ 1 год 1 месяц и 6 дней, т.е. более 3 месяцев, что дает ему право на обращение в суд в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года с заявлением о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении. Считает, что фактическая возможность его выдворения, т.е. исполнения Постановления суда о выдворении утрачена по причине отсутствия его принадлежности к гражданству Республики Казахстан и невозможностью его возвращения в Республику Казахстан в порядке реадмиссии.

Судебный пристав – исполнитель ОСП по Кировскому району г.Перми обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Кунгурского городского суда Пермского края от 14.05.2022 № 5-403/2022 о принудительном выдворении ФИО1 за пределы РФ с прекращением исполнительного производства. В обоснование требований указывает, что 08.09.2022 в ОСП находится исполнительное производство -ИП по Кировскому району г.Перми о принудительном выдворении за пределы РФ в отношении ФИО1 В рамках исполнительного производства установлено, что согласно ответа Главного управления по вопросам миграции МВД РФ от МВД Республики Казахстан Комитета миграционной службы в базе данных документированного населения Республика Казахстан гражданин ФИО1 прописанным не значится, с заявлением о выходе из гражданства Республики Казахстан, о выезде на постоянное место жительства в ОВД Республики Казахстан не обращался, удостоверением личности и паспортом не документирован, в связи с чем не является гражданином Республики Казахстан, реадмиссия невозможна.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании на требованиях настаивал.

Судебный пристав – исполнитель, о времени и месте рассмотрения заявления извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".

Согласно ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Как следует из п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.

В силу ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Судьей установлено:

Вступившим в законную силу постановлением судьи Кунгурского городского суда Пермского края № 5-403/2022 от 14.05.2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным принудительным выдворением за пределы РФ (л.д.19-23).

На основании вынесенного постановления Кунгурского городского суда Пермского края № 5-403/2022 от 14.05.2022 года ФИО1 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пермскому краю, что не противоречит положениям ст.27.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю от 31.05.2022 года возбуждено соответствующее исполнительное производство N 86362/22/59003-ИП, предметом исполнения которого является принудительное выдворение ФИО1 за пределы РФ (л.д.40-41).

Согласно определению Кунгурского городского суда Пермского края от 23.06.2022 года данное исполнительное производство было приостановлено по заявлению ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю (л.д.55-56,138-об.).

Сведений о возобновлении исполнительного производства на момент рассмотрения настоящего заявления, не имеется.

Из письма Комитета Миграционной службы Республики Казахстан от 16.05.2023 года следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно базы данных документированного населения Республики Казахстан, прописанным/выписанным не значится, с заявлением о выходе из гражданства Республики Казахстан, о выезде на постоянное проживание в ОВД Республики Казахстан не обращался, удостоверением личности и паспортом Республики Казахстан не документирован. Близких родственников на территории страны установить не представилось возможным, гражданином Республики Казахстан не является, в связи с чем, реадмиссию ФИО1 считают невозможной (л.д.180).

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 N 14-П, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Законом о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, будучи мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти. В то же время отмечено, что прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, - основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные названным законом, либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно частям 1, 2, 4, 5 статьи 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

В силу ст.31.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Установленный статьей 31.7 КоАП Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении не включает в себя отсутствие фактической возможности исполнения наложенного административного наказания, и отметил, что в соответствии со статьей 31.9 данного Кодекса постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня вступления в законную силу.

Судья, рассматривая заявление ФИО1 о проведении проверки законности и обоснованности содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми, освобождении от наказания, назначенного постановлением Кунгурского городского суда от 14.05.2022, прекращении исполнительного производства в части административного выдворения, в связи с утратой возможности исполнения, находит его подлежащим удовлетворению в части.

В части 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение определяется как принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 3.10, части 1 статьи 27.1 и части 2 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, которое они не могут покинуть.

Выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства, с помещением соответствующего лица в специальное учреждение в целях административного выдворения за пределы Российской Федерации подпадает под действие подпункта "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и потому должно соответствовать не только нормам национального законодательства, но и требованиям Конвенции; содержание лица под стражей в таком учреждении, чтобы его нельзя было считать произвольным лишением свободы, должно быть тесно связано с этими целями; место и условия содержания под стражей должны быть приемлемыми, а его продолжительность - хотя она зависит от конкретных обстоятельств, подверженных изменениям, и может быть значительной - не должна превышать срока, обоснованно необходимого для достижения преследуемой цели.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 февраля 1998 года N 6-П, от 23 мая 2017 года N 14-П, задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.

Срок содержания лица в специальном учреждении в постановлении Кунгурского городского суда Пермского края от 14.05.2022, не установлен. С 14.05.2022 и по настоящее время ФИО1 содержится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми, то есть на данный момент более трех месяцев. Оснований полагать, что имеется реальная возможность выдворения ФИО1 в кратчайшие сроки за пределы Российской Федерации, не имеется. Учитывая период содержания ФИО1 в Центре временного содержания, значительно превышающий максимально возможный срок содержания нарушителя в условиях изоляции от общества - 30 суток, как наказание виде ареста, предусмотренного статьей 3.9 КоАП РФ, - а также то обстоятельство, что содержание в условиях изоляции от общества в целях высылки не должно иметь карательный характер и должно сопровождаться адекватными гарантиями, в целях соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, прихожу к выводам о необходимости освобождения ФИО1 из специального учреждения, в котором он содержится.

Вместе с тем, при рассмотрении заявления ФИО1 о прекращении исполнения наказаний назначенных постановлением Кунгурского городского суда Пермского края от 14.05.2022, а также заявление судебного пристава о прекращении исполнительного производства о принудительном выдворении за пределы РФ в отношении ФИО1 не нахожу оснований для их удовлетворения.

Постановление о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным принудительным выдворением за пределы РФ, вступило в законную силу 25.05.2022.

На основании вынесенного постановления ведущим судебным приставом – исполнителем ОСП по Кировскому району г.Перми 31.05.2022 возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом исполнения которого является принудительное выдворение ФИО1 за пределы РФ.

Статьей 31.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Постановление по делу об административном правонарушении от 14.05.2022 в отношении ФИО1 в части принудительного административного выдворения за пределы РФ до настоящего времени не исполнено.

Срок давности исполнения постановления, установленный ст.31.9 КоАП РФ, не истек.

Согласно справке, выданной Комитетом Миграционной службы Республики Казахстан от 16.05.2023 ФИО1 по базам данных документированного населения Республики Казахстан, прописанным/выписанным не значится, с заявлением о выходе из гражданства Республики Казахстан, о выезде на постоянное проживание в ОВД Республики Казахстан не обращался, удостоверением личности и паспортом Республики Казахстан не документирован. Близких родственников на территории страны установить не представилось возможным, гражданином Республики Казахстан не является, в связи с чем, реадмиссия ФИО1 является невозможной.

Вместе с тем, данная информация не свидетельствует об отсутствии фактической реальной возможности исполнения постановления о принудительном административном выдворении указанного лица за пределы Российской Федерации.

Установление в рамках исполнительного производства факта отсутствия у ФИО1 гражданства Республики Казахстан само по себе не является основанием для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.

Материалы дела не содержат доказательств того, что судебным приставом выполнены действия по исполнению постановления об административном выдворении ФИО1 за пределы Российской Федерации, предусмотренные статьями 32.9-32.10 КоАП РФ об административных правонарушениях, приняты достаточные меры по определению государства выезда ФИО1 как лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для его выезда из РФ.

Сведений об отсутствии фактической возможности исполнения постановления судьи об административном выдворении ФИО1 за пределы РФ в разумные сроки в материалах дела не содержится.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.31.7, 31.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в ЦВСИГ ГУ МВД РФ по Пермскому краю; освобождении его из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми; прекращении исполнительного производства N 86362/22/59003-ИП, возбужденного 31.05.2022 года в ОСП по Кировскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю в части выдворения, удовлетворить частично.

Освободить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения от содержания в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми.

В остальной части заявления ФИО1 – отказать.

В удовлетворении заявления судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю С.Ю. Модиной об отмене постановления Кунгурского городского суда Пермского края от 14.05.2022 о принудительном выдворении за пределы РФ в отношении ФИО1, и прекращении исполнительного производства, - отказать.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:                     подпись                Е.И.Зыкова

Копия верна. Судья

    Подлинное постановление подшито в материалах дела № 5-403/2022, дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края

15-30/2023

Категория:
Другие
Статус:
Отказано
Ответчики
Садартынов Ринат Раисович
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Зыкова Елена Игоревна
Статьи

ст. 31.8 КоАП РФ

Дело на странице суда
kungur--perm.sudrf.ru
18.08.2023Материалы переданы в производство судье
25.08.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее