Дело № 5-5/2024
13RS0019-01-2024-000035-51
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Рузаевка 29 января 2024 г.
Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия Абаева Динара Рафаэльевна, с участием помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Русяевой Оксаны Ивановны,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Малышева Владимира Александровича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, привлекавшийся к административной ответственности за однородное правонарушение, постановлением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2023 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей,
установил:
из материала проверки в отношении Малышева В.А., по факту совершения им административного правонарушения предусмотренного ч. 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, установлено, что на основании рапорта должностного лица ЦПЭ МВД по республике Мордовия от 11.12.2023 года в ходе мониторинга интернет-ресурсов установлено, что Малышев В.А. пользователь социальной сети «Вконтакте» под именем «Владимир Малышев», находясь по месту жительства по адресу: по адресу: <адрес> в период времени 20 октября 2022 года разместил в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в публичных открытых комментариях к новостной записи в интернет сообществе «Смотри, что я узнал» в социальной сети «Вконтакте» под названием «Это хорошо» и приложений к нему в виде трех фотографий, комментарий дискредитирующий Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, тем самым Малышев В.А. осуществил действия, выразившиеся в публичной дискредитации исполнения государственными органами Российской Федерацией своих полномочий в части проведения мероприятий, направленных на осуществление действий за пределами Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Малышев В.А. о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился.
Помощник Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Русяева О.И. в судебном заседании считала, что вина Малышева В.А. в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы, судья приходит к следующим выводам.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
Пунктом «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
В силу пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (далее по тексту - Закон об обороне) Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.
В силу пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 10.1 Закона «Об обороне» Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Закона об обороне формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2.1 статьи 10 закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В защиту интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
На основании Указов Президента Российской Федерации от 21.02.2022 N 71 и N 72 Луганская и Донецкая Народные Республики признаны суверенными и независимыми государствами и Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечение на территории названных государств функций по поддержанию мира.
Постановлением от 22.02.2022 N 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
24.02.2022 на основании постановления Совета Федерации от 22.02.2022 N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ Донецкая Народная Республика принята в Российскую Федерацию и образован новый субъект - Донецкая Народная Республика.
Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ Луганская Народная Республика принята в Российскую Федерацию и образован новый субъект - Луганская Народная Республика.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина.
В силу части 6 статьи 10 вышеприведенного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 27 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 4 марта 2022 г. №31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела об административном правонарушении, Рузаевским межрайонным прокурором Республики Мордовия проведена проверка материалов, поступивших из МВД по Республике Мордовия в отношении Малышева В.А., в ходе которой выявлено, что последний, 20 октября 2022 года находясь по месту жительства по адресу: <адрес> размещал в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в публичных открытых комментариях к новостной записи в интернет сообществе «Смотри, что я узнал» в социальной сети «Вконтакте» под названием «Это хорошо» и приложений к нему в виде 3 фотографий, комментарии дискредитирующие Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, то есть исполнение государственными органами своих полномочий.
29.12.2023 г. по данному факту заместителем Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия вынесено постановление о возбуждении в отношении Малышева В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлении на рассмотрение в Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Факт совершения Малышевым В.А. административного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью доказательств, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.12.2023 года (л.д.1-4), рапортом сотрудника полиции от 11.12.2023 г. о выявлении факта того, что Малышев В.А. публикует в социальной сети «Вконтакте» комментарии дискредитирующие действия Правительства и Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 9), объяснениями Малышева В.А. (л.д.10-12), актом осмотра сайта сети интернет от 11.12.2023 г. согласно которого начальником отделения ЦПЭ МВД России по Республике Мордовия осмотрена страница сообщества под названием «Смотри, что я узнал» и комментарии пользователя сети интернет «В контакте» под именем «Владимир Малышев», дискредитирующие Правительство и Министерство обороны Российской Федерации, со скриншотами со страницы пользователя (л.д. 13-18), заключением исследования специалиста Г. (л.д.20-21).
Достоверность и допустимость перечисленных выше доказательств сомнений у судьи не вызывает. Оснований для признания составленных по делу процессуальных документов недопустимыми доказательствами не имеется.
Оценивая представленные по делу доказательства, судья приходит к выводу о том, что в действиях Малышева В.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Признаков уголовно наказуемого деяния в действиях Малышева В.А. не усматривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 3 месяца.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Факт совершения Малышевым В.А. административного правонарушения выявлен сотрудниками МВД России по Республике Мордовия 11.12.2023 года соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения настоящего дела не истек.
В постановлении от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации, указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является общественный порядок и общественная безопасность; данные о личности нарушителя, который трудоустроен, а также тот факт, что ранее Малышев В.А. привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения, что следует из постановления Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2023 года, данное обстоятельство суд признает обстоятельством, отягчающим его административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); кроме того, Малышев В.А. в письменных объяснениях от 11 декабря 2023 года вину в совершении административного правонарушения признал.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд считает возможным назначить Малышеву В.А. административное наказание в виде административного штрафа, в размере 35 000 руб., поскольку такая мера ответственности за совершение административного правонарушения соразмерна целям административного наказания - целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Такое наказание является, по мнению суда, справедливым.
Предусмотренных частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключительных обстоятельств, которые могли бы являться основаниями для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального, не установлено.
Оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения Малышева В.А. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Малышева Владимира Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УИН ФССП России 32213000230000094113; УФК по Республике Мордовия (УФССП России по Республике Мордовия л/с 05091785070), КПП 132601001, ИНН 1326192290, код ОКТМО 89701000, номер счета получателя платежа 03100643000000010900 в Отделение – НБ Республики Мордовия Банка России//УФК по Республике Мордовия г. Саранск, БИК 018952501, кор./сч. 40102810345370000076, код бюджетной классификации 32211601201019000140.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья