66RS0007-01-2023-001542-63 <данные изъяты>
Дело № 2-3247/2023 Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 г. г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н., при секретаре судебного заседания Санниковой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовой Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Одинцова Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии. В обоснование иска указано, что Одинцова Т.А. достигла возраста 58 лет и является получателем пенсии по старости. 18.11.2019 истец обратилась в пенсионный фонд за назначением пенсии по старости. В общий стаж не включена работа с 01.11.1994 по 07.04.1997 в ИЧП ДОК в качестве заведующей отделом маркетинга и сбыта, так как в трудовой книжке допущена ошибка - нет подписи отдела кадров при увольнении. Запись о периоде работы есть в трудовой книжке. Также период работы подтверждается свидетельскими показаниями.
На основании изложенного истец просит установить факт трудовой деятельности в период с 01.11.1994 по 07.04.1997 в должности начальника отдела маркетинга и сбыта ИЧП ДОК; включить в трудовой стаж период работы с 01.11.1994 по 07.04.1997 в должности начальника отдела маркетинга и сбыта ИЧП ДОК; обязать ответчика произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом спорного периода.
В судебном заседании истец Одинцова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Померанец Н.В. исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении отказать.
Заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что при обращении Одинцова Т.А. (дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования 05.07.1999) с 18.11.2019 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной на основании ст. 7.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно данным о стаже, период работы истца с 01.11.1994 по 31.10.1995 включен пенсионным органом в страховой стаж истца для назначения и расчета страховой пенсии по старости.
Период работы с 01.11.995 по 07.04.1997 в ИЧП ДОК не включен в страховой стаж истца, поскольку в пенсионном органе отсутствует информация, подтверждающая работу истца в указанный период, работодатель истца ИЧП ДОК ликвидирован.
Спорный период не включен в стаж истца, поскольку документы о трудоустройстве истца (трудовой оговор, приказ о приеме на работу, приказ об увольнении, расчетные листки) отсутствуют, в трудовой книжке отсутствует подпись уполномоченного лица после записи об увольнении.
Подтверждение и исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ должно производится по нормам Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (Далее – правила подсчета и подтверждения стразового стажа, Правила), и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
Согласно подп. А п. 4 Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
В силу п. 10 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п. 37 Правил периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
Ответчиком не включен в стаж истца период работы с 16.01.1994 по 07.04.1997 в качестве начальника отдела маркетинга и сбыта в ИЧП ДОК, поскольку запись в трудовой книжке об увольнении не заверена уполномоченным лицом работодателя.
Пенсионным органом запрошены документы из архивных учреждений, однако документы не обнаружены, на хранение не сдавались.
Из трудовой книжки истца следует, что 01.11.1994 Одинцова Т.А. принят на работу в ИЧП ДОК на должность зав.отделом маркетинга и сбыта (приказ № 15/К от 01.11.1994, запись № 16), 07.04.1997 Одинцова Т.А. уволена по собственному желанию (приказ № 23 от 07.04.1997, запись № 17).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Ранее в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 также было указано, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
Анализ положений законодательства свидетельствует о необходимости подтверждения общего страхового стажа лиц в первую очередь записями в трудовой книжке.
Согласно постановлению СНК СССР о введении трудовых книжек и пунктами 2.2, 2.13, 2.26 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу или увольнении вносятся на основании приказа (распоряжения) с указанием его номера и даты и заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
С учетом вышеприведенных положений нормативных актов суд полагает правомерным включения спорных периодов в общий страховой стаж истца, основанным на имеющихся записях в трудовой книжке истца № 16-17, подлинник трудовой книжки представлен истцом суду на обозрение при рассмотрении дела.
Обязанность по надлежащему оформлению и ведению трудовых книжек работников возлагается на работодателей и не может быть вменена самим работникам в вину при отсутствии объективных доказательств недостоверности внесенных в трудовую книжку сведений, при отсутствии противоречия данных с иными документами или неправомерности действий самого работника.
Записи в трудовой книжке истца сделаны последовательно в хронологическом порядке, они ясны и однозначны, не противоречат сведениям, которые были положены в основу их внесения.
Также факт работы истца в оспариваемый период в ИЧП ДОК подтвержден показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, которые в юридически значимый период являлись работниками этой же организации, что подтверждается трудовыми книжками.
Таким образом, истцом доказано, что в период с 01.11.1994 по 07.04.1997 она работала в ИЧП «ДОК» в должности начальника отдела маркетинга и сбыта.
Однако, поскольку период с 01.11.1994 по 31.10.1995 уже включен пенсионным орланом в страховой стаж Одинцовой Т.А., в данном случае в страховой стаж Одинцовой Т.А. подлежит включению период работы с 01.11.1995 по 07.04.1997 в ИЧП «ДОК» в должности начальника отдела маркетинга и сбыта.
При этом требование истца об установлении юридического факта осуществления трудовой деятельности не носит самостоятельный характер, устанавливается и оценивается при рассмотрении требование о включении периода работы в страховой стаж. Более того, юридический факт трудовых отношений устанавливается в ином порядке, при этом к настоящем моменту работодатель ИЧП ДОК прекратил деятельность и такое требование не может быть заявлено. Таким образом, требование истца об установлении факта осуществления трудовой деятельности как самостоятельное требование удовлетворению не подлежит.
Как следует из системного толкования ч. ч. 1, 2 ст. 22, ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, пенсионный орган не вправе произвольно произвести перерасчет пенсии по старости, без соответствующего волеизъявления пенсионера, который для реализации соответствующего права должен одновременно представить необходимый пакет документов, на основании которых возможно исчисление пенсионного обеспечения в ином порядке.
Так как перерасчет пенсии по старости носит заявительный характер, истец в пенсионный орган с соответствующим заявлением о перерасчете пенсии в связи со спорным периодом не обращалась, то у ответчика не возникла обязанность произвести Одинцовой Т.А. перерасчет пенсии.
Указанное не лишает истца права обратиться к ответчику с соответствующим заявлением, а ОСФР по Свердловской произвести перерасчет пенсии в соответствии с требованиями п.п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Одинцовой Т.А. к ОСФР по Свердловской области о включении периодов работы в страховой стаж частично являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, оснований для удовлетворения искового требования о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Одинцовой Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области включить в общий страховой стаж Одинцовой Татьяны Анатольевны период работы с 01.11.1995 по 07.04.1997 в ИЧП «ДОК» в должности начальника отдела маркетинга и сбыта.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Е.Н. Грязных