Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1127/2023 ~ М-465/2023 от 26.01.2023

Дело №2-1127/2023

        27RS0004-01-2023-000544-20

        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г.Хабаровск                                22 марта 2023 года

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе

председательствующего судьи Бондаренко Н.А.,

при секретаре Григорьевой К.Ю.,

с участием представителя истцов Слепченко А.Ю., представителя ответчика Гамаюновой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных Светланы Ивановны, Салихова Ивана Анатольевича к администрации г. Хабаровска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Черных С.И., Салихов И.А. обратились в суд с иском к администрации г. Хабаровска и просили признать за ними право пользования жилым помещением - <адрес> на условиях договора социального найма, признать Черных С.И. нанимателем указанной квартиры.

В обоснование иска указали, что они проживают с регистрацией по месту жительства в названной квартире, которая была предоставлена Черных С.Ю. в конце 2001г. на основании служебного ордера, оформленного в марте 2004г., от МУП № 12. Наниматель Черных С.Ю. умер 01.12.2021. Администрацией г.Хабаровска было отказано в заключении договора социального найма, с чем они не согласны, поскольку занимаемое ими жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком. В сведениях Росреестра не значится статус квартиры как служебная. Кроме того, Черных С.Ю. был уволен из МУП г.Хабаровска «СРЖФ № 12» по сокращении численности или штата 10.01.2006 и за весь период с момента увольнения требований о выселении к ним не предъявлялось.    Поскольку они проживают в указанной квартире на законном основании, добросовестно производят оплату за жилье и коммунальные услуги, требований о выселении к ним не предъявлялось, то полагают, что проживают в квартире на условиях договора социального найма.

В возражениях на иск администрация г. Хабаровска исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истцы были вселены в спорное жилое помещение, имеющее статус служебное после того, как жилой дом, и соответственно жилые помещения в нем были переданы в муниципальную собственность. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Решение об отмене статуса служебного со спорного жилого помещения не принималось.

Истцы Черных С.И. и Салихов И.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, что подтверждается их заявлением, в котором они просили рассмотреть дело без их участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.

В судебном заседании представителя истцов Слепченко А.Ю. исковые требования поддержал. Пояснил, что оснований для отнесения занимаемой истцами квартиры к специализированному жилищному фонду не имеется. В выписке из ЕГРН отсутствует указание на отнесение спорного объекта недвижимости к специализированному жилищному фонду. Ранее данное здание принадлежало государственному учреждению и после передачи его в муниципальную собственность жилые помещения утратили статус служебного. На сегодняшний день выселить истцов из спорной квартиры невозможно, следовательно, его целевое назначение как служебного жилья утрачено.

Представитель ответчика Гамаюнова Ю.С. в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что в период вселения истцов в квартиру она уже являлось муниципальной и была предоставлен как служебная, статус служебного жилья не утрачен.

Выслушав объяснения представителя истцов Слепченко А.Ю., представителя ответчика Гамаюновой Ю.С., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела судом установлено, что <адрес> находится в муниципальной собственности на основании постановления Главы администрации города Хабаровска от 11.10.1993 № 1295, что подтверждается выпиской из реестра (учета) жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Хабаровска.

Распоряжением Мэра города Хабаровска № 517-р от 11.03.2014 г. <адрес> закреплена как служебная за МУП г.Хабаровска по содержанию и ремонту жилищного фонда №12 и предоставлена Черных С.Ю. – слесарю- сантехнику МУП-12 как служебная на основании ордера на служебное жилое помещение от 19.03.2004 № 6, на состав семьи из 4 человек, в том числе Черных С.Ю. – осн.кв., Черных С.И. – жена, ФИО8 – дочь жены, Салихов И.А. – сын жены.

Черных С.Ю. умер 01.12.2021.

Согласно данным поквартирной карточки от 15.02.2023 в <адрес> в настоящее время зарегистрированы по месту жительства и проживают: Черных С.И. и Салихов И.А.

Так же из материалов дела следует, что Черных С.Ю. состоял в трудовых отношениях с МУП-12, впоследствии реорганизованного в МУП ГХ «СРЖФ»-12, в должности слесаря-сантехника с 01.09.2001 по 10.01.2006, уволен по сокращению численности или штата работников организации.

Истцы обращались к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения, однако им было отказано.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что истцы были вселены и проживают по настоящее время в спорном жилом помещении по служебному ордеру.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

Судом установлено, что на момент вселения семьи истцов в жилое помещение оно было отнесено к специализированному жилому фонду («служебное жилье»), спорное жилое помещение Черных С.Ю. было предоставлено на основании распоряжения Мэра города Хабаровска № 517-р от 11.03.2014.

Таким образом, истцы, как члены семьи нанимателя, вселены в спорное жилое помещение в установленном порядке. Порядок вселения в спорное жилое помещение никем не оспаривался, истцы вселены в жилое помещение, имеющее статус – «служебное».

Согласно п. 6.5. решения Исполнительного комитета Хабаровского Краевого Совета народных депутатов от 21.02.1991 № 46, по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов могли принимать решения об исключении из служебного жилого фонда помещений, в которых проживают граждане как прекратившие работу, так и продолжающие работать на данном предприятии учреждении, организации, и которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений по основаниям, изложенным в ст. 108 ЖК РСФСР.

Таким образом, прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией не означает автоматическое снятие статуса «служебное» с жилого помещения, так же как и не предъявление к требований о выселении из жилого помещения в связи с прекращением трудовых отношений.

Включение спорной квартиры в реестр муниципальной собственности на основании постановления Главы администрации города Хабаровска от 11.10.1993 № 1295, не свидетельствует о передаче жилого помещения в иную собственность, а закрепляет его в таком качестве в соответствии с нормами действующего законодательства. Исключение из специализированного жилищного фонда в настоящее время должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.

Согласно 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, статус «служебное» с жилого помещения может быть снят только на основании решения собственника жилого помещения, что установлено постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду». Собственник спорного жилого помещения - администрация г. Хабаровска решения о снятии статуса служебного со спорного жилого помещения не принимала.

Доказательств принятия администрацией г.Хабаровска решения о снятии со спорного жилого помещения статуса служебного не представлено и материалы дела не содержат. Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией города Хабаровска в установленном порядке решение о предоставлении спорного жилого помещения истцам на условиях договора социального найма также не принималось.

При этом изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.

Поскольку жилищным законодательством, предусмотрен определенный порядок предоставления жилья на условиях социального найма, доказательств соблюдения которого, истцами не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возникновения у истцов права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

Длительное проживание истцов в квартире, оплата коммунальных платежей, сохранение права на проживание и пользования жилым помещением, невозможность их выселения из жилого помещения ввиду также не свидетельствуют о возникновении у них права на спорное жилое помещение на условиях социального найма.

Факт отсутствия в государственном реестре информации о том, что спорное жилое помещение является служебным, не может являться основанием для утраты статуса служебного жилого помещения, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования ими на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Вопреки доводам представителя истцов, отсутствие в выписке из ЕГРН указаний на отнесение спорного объекта недвижимости к специализированному жилищному фонду не свидетельствует само по себе о предоставлении указанного жилого помещения на условиях социального найма.

Доводы истцов, что при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, судом отклоняется, поскольку включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). В материалы дела представлено доказательство, что спорная квартира отнесена к муниципальному жилищному фонду администрации г.Хабаровска и приобрела статус служебного жилья до предоставления ее Черных С.Ю..

Кроме того, в соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса РФ.

Согласно положений ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, поскольку материалы дела не содержат доказательств наличия у истцов статуса малоимущих, данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении истцам жилого помещения по договору социального найма.

Установив указанные обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд оснований к удовлетворению требований истцов о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не находит, ввиду отсутствия к тому законных оснований.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования истцов к администрации города Хабаровска о признании пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, не подлежащими удовлетворению.

руководствуясь положениями ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.03.2023.

2-1127/2023 ~ М-465/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черных Светлана Ивановна
Салихов Иван Анатольевич
Ответчики
Администрации г.Хабаровска
Другие
Слепченко Александр Юрьевич
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Судья
Бондаренко Н.А
Дело на сайте суда
industrialny--hbr.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Подготовка дела (собеседование)
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2023Дело оформлено
13.07.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее