УИД 66RS0029-01-2023-001159-46 Дело № 12-88/2023 |
Решение
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Камышлов 08 сентября 2023 года
Судья Камышловского районного суда Свердловской области Ильиных Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы МО «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В. на постановление Главного государственного инспектора по пожарному надзору Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО – начальника ОНДиПР Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 10 июля 2023 года № 130 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области»,
установил:
обжалуемым постановлением должностного лица Администрация МО «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 155 000 рублей.
В жалобе Глава МО «Зареченское сельское поселение» Михаленко В.В. просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях органа местного самоуправления события и состава административного правонарушения, ссылается на проведение с начала 2023 года работ по подготовке к противопожарному сезону и необходимых мероприятий по выполнению требований первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, в частности, принятыми муниципальными нормативными актами предписывалось правообладателям земельных участков провести очистку своих участков и прилегающих к ним территорий в срок с 15 апреля до 15 мая 2023 года. Считает, что администрация не является субъектом данного правонарушения, что не было учтено должностными лицами. Кроме того, на момент проверки срок уборки территории, земельных участков в соответствии с постановлением органа местного самоуправления не истек. Не учтено, что до начала проверки были проведены собрания граждан, на которые представители надзорного органа по приглашению Администрации не прибыли, в то время как на территории населенных пунктов проводились работы по очистки общественных территорий, прилегающих к памятникам, клубам, зданий администрации. Пункт 70 Правил № 1479 не устанавливает срок выполнения работ, в то время как постановлением от 10 апреля 2023 года № 33 им установлен срок опашки в населенных пунктах до 30 мая 2023 года. Указал на неразрешение его ходатайств при вынесении постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении и о назначении наказания.
Заявитель Михаленко В.В. в судебном заседании доводы жалобы подержал, просил удовлетворить. Пояснил, что провести опашку (обновить/создать противопожарные минерализованные полосы необходимой ширины не менее 10 метров) почвы на момент проведения проверки не представлялось возможным ввиду того, что почва была мерзлой, в подтверждении представил метеосводку за апрель 2023 года. Настаивал на том, что требования пункта 70 Правил подлежат выполнению правообладателями земельных участков, однако не все спорные земли принадлежат администрации. Также отметил, что обязанность по обустройству противопожарных минерализованных полос на территории МО «Зареченское сельское поселение» в населенных пунктах с.Реутинское, п.Новый, д.Заречная, д. Баранникова, д.Коровякова возложена на МКУ КМР «Камышловское районное лесничество», у администрации МО «Зареченское сельское поселение» есть обязанность организовать работу по устройству противопожарных минерализованных полос в местах примыкания лесных массивов к району жилых и хозяйственных построек. Кроме того, считает, что в местах примыкания лесных массивов к району жилых и хозяйственных построек населенных пунктов имеются естественные преграды (дороги, огороды и т.д.). Указал также, что Администрация МО «Зареченское сельское поселение» не занимается предпринимательской иной коммерческой деятельностью.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании пояснил, что предметом проверки соблюдения Правил противопожарного режима в данном случае являлись соблюдения указанных правил относительно населенных пунктов, а не конкретных земельных участков. Препятствий по уборке сухой растительности не имелось, так же как и не было препятствий в создании (обновлении) иных противопожарных барьеров при невозможности проведения опашки почвы. Также отметил, что в данном случае обустройство противопожарных минерализованных полос возможно проводить заблаговременно в осенний период (что также доводилось до сведения администраций муниципальных образований, и чего сделано не было), а с наступлением весны можно было просто обновить уже созданные минерализованные полосы (иные противопожарные барьеры). Требования пункта 70 Правил подлежали выполнению до 15.04.2023, то есть до установления особого противопожарного режима на территории Зареченского сельского поселения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, поддержавшего доводы жалобы, должностного лица, оснований для изменения или отмены постановления не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон № 69-ФЗ) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, он в этой области регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что под нарушением требований пожарной безопасности следует понимать невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пунктам 10, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.
В статье 1 названного закона первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима) утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года N 1479, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие, помимо прочего, порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 70 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения должностным лицом с 18.04.2023 по 26.04.2023 проверки в отношении администрации Зареченского сельского поселения установлено нарушение требований пункта 70 Правил, выразившееся в непроведении очистки территорий населенных пунктов (п. Новый, с. Реутинское, д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова), прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. Необновлении в целях исключения возможного перехода природных пожаров и других ландшафтных пожаров на территорию п. Новый, с. Реутинское, д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова, а также при установлении на территории Камышловского городского округа особого противопожарного режима противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров, что отражено в акте проверки № 2 от 26.04.2023.
По факту выявленных нарушений составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 03.05.2023 № 67, соответствующий требованиям статей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола присутствовал представитель Администрации МО «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области заместитель главы администрации МО «Зареченское сельское поселение» ФИО2, действующий на основании доверенности от 30.12.2022 № 75, указал, что с протоколом не согласен, копию протокола на руки получил.
Фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, административного дела № 67, в частности актом проверки № 2 от 26.04.2023, проведенной 18.04.2023 и 26.04.2023 на основании распоряжения № 2 от 03.04.2022, протоколом по делу об административном правонарушении № 67 от 03.05.2023; постановлением о подготовке к пожароопасному весенне-летнему периоду 2023 года от 25.01.2023 № 10 с реестром; распоряжением о назначении и проведении собраний граждан муниципального образования «Зареченское сельское поселение» в апреле 2023 года от 31.03.2023 № 15 с приложениями; постановлением о проведении мероприятий по благоустройству и санитарному состоянию территорий муниципального образования «Зареченское сельское поселение» от 29.03.2023 № 28 с приложениями; постановлением об обеспечении контроля по запрещению работ с выжиганием сухой травянистой растительности на территории муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области в 2023 году от 27.03.2023 № 26; сведениями из метеостанции, выписками из протокола собрания граждан, фотографиями и кадастровыми картами.
Постановлением главы муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В. от 10.04.2023 № 33 на территории муниципального образования «Зареченское сельское поселение» с 15 апреля 2023 года установлен особый противопожарный режим. Утвержден план мероприятий по предупреждению пожаров при установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования «Зареченское сельское поселение», согласно которому заместителю главы администрации поручено организовать работу по устройству противопожарных минерализованных полос в местах примыкания лесных массивов к району жилых и хозяйственных построек до 30.05.2023, а также провести очистку территории поселения от сгораемого мусора до 15.05.2023.
Как было указано выше статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов, к которым в данном случае относится администрация МО «Зареченское сельское поселение».
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях администрацией МО «Зареченское сельское поселение», при наличии возможности для надлежащей организации требований пожарной безопасности и контроля за ними, этого не исполнено.
Доводы заявителя о том, что Администрация не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку нарушения выявлены на участках, собственником которых Администрация не является, несостоятельны.
Статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в состав территории сельского поселения могут входить, в том числе, и объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области, принятого Решением Думы МО «Зареченское сельское поселение» от 13 декабря 2005 года № 7, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Устава МО «Зареченское сельское поселение» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов (указанных в пункте 2), прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, реакционные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории поселения входят объединённые общей территорией сельские населённые пункты: деревня Баранникова, деревня Булдакова, деревня Галышкина, деревня Заречная, деревня Коровякова, деревня Ожгиха, деревня Фадюшина, деревня Чикунова, пос.Восход, пос.Новый, село Раздольное, село Реутинское, село Скатинское.
Вопреки доводам заявителя соблюдение требований пожарной безопасности в настоящем случае обоснованно возложено на Администрацию муниципального образования «Зареченское сельское поселение», поскольку обследованные в ходе проверки участки местности, прилегающие к лесу со стороны населенных пунктов д.Баранникова, д. Заречная, д.Коровякова, п.Новый и с.Реутинское, располагаются в границах муниципального образования, именно на данных участках выявлены нарушения, указанные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Указание на то, что собственниками земельных участков, которые непосредственно прилегают к лесной части, не произведена очистка территорий от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, не произведено обновление в целях исключения возможного перехода природных пожаров и других ландшафтных пожаров на территорию п. Новый, с. Реутинское, д. Баранникова, д. Заречная, д. Коровякова противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров, не исключает ответственности Администрации муниципального образования «Зареченское сельское поселение» за соблюдение требований пожарной безопасности с учетом расположения этих земельных участков в границах Зареченского сельского поселения. Каких-либо неустранимых сомнений в том, что именно Администрацию муниципального образования «Зареченское сельское поселение» является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.
Указание на то, что обязанность по обустройству противопожарных минерализованных полос на территории МО «Зареченское сельское поселение» в указанных населенных пунктах возложена на МКУ КМР «Камышловское районное лесничество» также не состоятельны, поскольку выполнение указанным учреждением своих функций в соответствии с Лесным законодательством в целях охраны и сохранения лесов, не исключает обязанности органа местного самоуправления соблюдать требования пожарной безопасности. При этом заявитель фактически не отрицал, что у администрации МО «Зареченское сельское поселение» есть обязанность организовать работу по устройству противопожарных минерализованных полос в местах примыкания лесных массивов к району жилых и хозяйственных построек.
Факт принятия администрацией МО «Зареченское сельское поселение» муниципальных нормативных актов в целях подготовки к противопожарному сезону и необходимых мероприятий по выполнению требований первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования и возложение на жителей сельского поселения обязанности по уборке территории не снимает с юридического лица ответственность за выявленные в ходе проверки нарушения. Кроме того, срок уборки территорий, установленный в таких актах определен с 15 апреля до 15 мая 2023 года, в то время как на территории Камышловского городского округа и Зареченского сельского поселения особый противопожарный режим установлен с 15 апреля 2023 года.
Вопреки доводам заявителя при невозможности проведения опашки почвы необходимо создавать (обновлять) иные противопожарные барьеры (минерализованные полосы, противопожарные разрывы, заслоны, канавы, опорные полосы из огнезадерживающих материалов, отжиг и прочее), что в данном случае также не сделано. Довод заявителя о том, что в ряде населенных пунктов по границам земельных участков имеются какие-либо естественные барьеры в виде дорог, огородов, иных построек и т.д., в данном случае правового значения не имеют.
Требования пункта 70 Правил возлагает на органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов обязанность по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Поскольку особый противопожарный режим на территории Зареченского сельского поселения был установлен с 15 апреля 2023 года требования данного пункта Правил подлежали выполнению до упомянутой даты, а не позднее.
При таких обстоятельствах в действиях администрации МО «Зареченское сельское поселение» имеет место состав и событие вменяемого административного правонарушения.
Оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности администрации МО «Зареченское сельское поселение» в нарушении требований противопожарной безопасности, правильно квалифицировав его действия по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неустранимых сомнений в виновности администрации МО «Зареченское сельское поселение» в совершении нарушения материалы дела не содержат, а основания для переоценки доказательств по доводам жалобы и пояснениям в судебном заседании отсутствуют.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия администрации МО «Зареченское сельское поселение» административным органом квалифицированы верно. Само постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное юридическому лицу наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерным содеянному. При этом при назначении наказания должностным лицом обоснованно снижен размер назначенного наказания в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и о наличии оснований к отмене постановления.
При таких обстоятельствах оснований для изменения постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Главного государственного инспектора по пожарному надзору Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО – начальника ОНДиПР Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 10 июля 2023 года № 130 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области» - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения (получения) в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области.
Судья Е.А. Ильиных