Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2845/2023 (2-10286/2022;) ~ М-8486/2022 от 06.12.2022

78RS0005-01-2022-014235-89

Дело № 2-2845/2023 06 июня 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Макаровой С.А.,

при секретаре Максимчук А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кульковой К.С. к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кулькова К.С. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения отказа администрации Калининского района от 13.09.2022 года по включении Кульковой К.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, об обязании Администрации Калининского района Санкт-Петербурга включить Кулькову К.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 20.07.2021 года признан факт невозможности проживания несовершеннолетней Кульковой К.С. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> В связи с изменением места жительства и оформлением регистрации в Санкт-Петербурге Кульковой К.С., в установленном законом порядке ФИО3 обратилась к ответчика с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по новому месту жительства. Кулькова К.С. живет и учится в общеобразовательном учреждении СОШ № Калининского района Санкт-Петербурга. Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 года №397, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случаях, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет. Так как законные представители истца не обращались с подобным заявлением до ее совершеннолетия, истец имеет полное право подать соответствующее заявление самостоятельно. Распоряжением ответчика от 21.07.2022 года истцу было отказано во включении в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Истец считает указанное распоряжение незаконным и необоснованным. (л.д.5-9).

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в судебное заседание против удовлетворения исковых требований возражал. Ранее представителем ответчика в материалы дела были представлены письменные возражения на исковое заявление, которые были приобщены к материалам дела (л.д.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец Кулькова К.С., согласно свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес>, родилась ДД.ММ.ГГГГ, мать- ФИО1, отец- ФИО2. (л.д.14).

Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2-1347/2016, родители Кульковой К.С. –мать ФИО1., отец ФИО2 лишены родительских прав в отношении дочери Кульковой К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.23-31).

Мать Кульковой К.С.ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ года

14.07.2021 года постановлением Администрации МО Кингисеппский МО Ленинградской области , с ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство над несовершеннолетней Кульковой К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, попечителем назначена ФИО3 (л.д.32-33).

С 02.02.2007 года Кулькова К.С. была зарегистрирована по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу <адрес> (л.д.10-13), обучается в ГБОУ СОШ № Калининского района Санкт-Петербурга (л.д.16),

Постановлением Администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 20.07.2021 года , установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней Кульковой К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес> на основании пп.1 п.4 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.21-22).

Согласно распоряжения администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 07.09.2022 года -р, истцу Кульковой К.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (л.д.18-20).

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, несмотря на возникновение у него соответствующего права.

В соответствии со статьёй 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена места жительства не может являться основанием для лишения права на предоставление жилого помещения лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2020 года №4-КГ20-25-К1.

Пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, устанавливающий право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, с сохранением за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, также дает возможность для включения в список лица, достигшего указанного возраста по месту его жительства.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 55, 56, 67, 98, 167, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кульковой К.С. к Администрации Калининского района Санкт – Петербурга о признании незаконным распоряжения, об обязании совершить определенные действия, – удовлетворить.

Признать не соответствующим действующему законодательству отказ администрации Калининского района от 13.09.2022 года по включению Кульковой К.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Обязать Администрацию Калининского района Санкт – Петербурга включить Кулькову К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 10.07.2023 года

2-2845/2023 (2-10286/2022;) ~ М-8486/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Администрация Калининского района г. Санкт-Петербурга
Другие
Мельникова Светлана Александровна
Суд
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Макарова С.А.
Дело на сайте суда
kln--spb.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее