Председательствующий по делу 2-2/2021
мировой судья судебного участка № 39
Забайкальского судебного района Забайкальского края
Дамдинова С.Д.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пгт. Забайкальск 27 января 2022 года
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Васендина С.Ф., при секретаре судебного заседания Дондоковой А.Б., с участием ответчика Алексеенко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некоммерческой организации "Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Алексеенко Юлии Аркадьевны о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт,
по апелляционной жалобе Алексеенко Ю.А. на решение мирового судьи судебного участка № 39 Забайкальского судебного района Забайкальского края от 16.09.2021 г., которым постановлено
исковые требования Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов удовлетворить частично.
Взыскать с Алексеенко Юлии Аркадьевны в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 15.10.2016 по 31.08.20-19 в сумме 8649 руб. 00 коп.
Взыскать с Алексеенко Юлии Аркадьевны государственную пошлину в сумме 400,00 рублей.
установил:
Некоммерческая организация "Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обратилась в суд с иском к Алексеенко Ю.А. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, с учетом уточнений, в сумме 9010 рублей 43 копейки. Требования мотивированы тем, что Алексеенко Ю.А. является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного <адрес>. Постановлением Правительства Забайкальского края №590 от 30.12.2013 года была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края. Утвержденная Региональная программа официально опубликована в газете "Азия-Экспресс" №52/2 от 31.12.2013 г. Многоквартирный дом <адрес> был включен в региональную программу капитального ремонта постановлением Правительства Забайкальского края №590 от 30.12.2013 года. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у ответчика Алексеенко Ю.А. возникла с 1 июля 2014 года. Постановлением Правительства Забайкальского края №577 от 24.12.2013 г. установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, который был увеличен постановлением Правительства Забайкальского края №502 от13.12.2018 г. Ответчик исполняет свои обязательства ненадлежащим образом, в связи с чем образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 года по 31.08.2019 года. Сумма задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт составляет 9010,43 рублей. До настоящего времени задолженность не погашена.
Представитель истца в письменных пояснениях указал, что постановлением Администрации городского поселения "Забайкальское" внесены изменения в региональную программу и изменен плановый период проведения видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования. Ссылаясь на положения ч.3 ст.170 ЖК РФ, указал, что собственниками многоквартирного дома <адрес> решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта согласно требований жилищного законодательства принято на собрании собственников помещений многоквартирного дома и оформлено протоколом от 19.04.2014 года. В связи с неисполнением собственниками многоквартирного дома обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, постановлением Администрации городского поселения "Забайкальское" №175 от 25.09.2018 года на основании ч.ч. 8, 10 ст.173 ЖК РФ принято решение формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, которым является НО "Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
В судебном заседании у мирового судьи представитель истца ФИО4 дала аналогичные пояснения, указав, что для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>, по решению собственников был открыт специальный счет №. В связи с неисполнением собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт Администрацией городского поселения "Забайкальское" принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора. В связи с этим открытый ранее специальный счет был закрыт 16.04.2019 года. Алексеенко Ю.А. как собственник жилого помещения свои обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт исполняет ненадлежащим образом, имеет задолженность которую истец просит взыскать с ответчика.
Ответчик Алексеенко Ю.А. в судебном заседание суда первой инстанции иск не признала и пояснила, что взносы на капительный ремонт данного дома она уплачивала много лет, оспаривала обоснованность начисления ей задолженности, просила применить срок исковой давности. Ссылалась на фальсификацию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 19.04.2014 года и итоги его голосования. Указывала, что собственники МКД договора с Фондом не заключали, поэтому не обязаны производить плату взносов. Просила учесть, что многоквартирный дом <адрес> признан ветхим и подлежащим сносу, поэтому требование истцом задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт противоречит положениям гражданского законодательства.
Представитель третьего лица ООО УК "Феникс" в суд первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица Администрации городского поселения "Забайкальское" просил рассмотреть дело без его участия.
Мировым судьёй постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик Алексеенко Ю.А. Представителем истца, третьими лицами решение мирового судьи не обжаловано.
В апелляционной жалобе Алексеенко Ю.А. считает решение необоснованным и незаконным. Указывает, что первоначально истец называл не её адрес и не её имя, подлинника протокола собрания собственников от 14.04.2014 года в материалах дела не имеется. В поданных возражениях, среди прочего, ссылается на признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В постановлении Администрации городского поселения №44 от 09.02.2021 года из пункта 2.1 следует, что дом признан таковым после 01.01.2017 года.
От представителя истца в суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить жалобу без удовлетворения, решение мирового судьи без изменения. Считает, что доводы ответчика не опровергают установленную действующим законодательством обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца, третьи лица не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании ответчик Алексеенко Ю.А. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям, указывая, что проживает в доме более 30 лет и платит взносы, однако с момента постройки дома никакого ремонта в доме не проводилось, в связи с чем ремонтные работы они вынуждены проводить своими силами. Считает, что задолженности по взносам на капитальный ремонт дома она не имеет, дом признан ветхим и подлежащим сносу, в настоящее время взносы на капитальный ремонт собственникам не начисляют.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав ответчика Алексеенко Ю.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывы на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно положениям ст.210 и ст.249 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Забайкальского края от 29.10.2013 N 875-ЗЗК (редакция действующая на момент возникновения правоотношений) "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с ч.3 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Из содержания ч.7 ст.170, ч.8 и ч.10 ст.173 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, либо собственники не погашают задолженность по взносам на капитальный ремонт, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу ч.1 ст.171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Мировым судьёй установлено, что Алексеенко Ю.А. является собственником квартиры №, расположенной <адрес>, год постройки 1953.
Постановлением Правительства Забайкальского края №590 от 30.12.2013 года утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, в первоначальные редакции которой был включен многоквартирный дом: <адрес>. Региональная программа опубликована в газете "Азия-Экспресс" №52/2 от 31.12.2013 года. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у ответчика Алексеенко Ю.А. возникла с 1 апреля 2014 года.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах установлен Постановлением Правительства Забайкальского края N 577 от 24 декабря 2013 г. Постановлением Правительства Забайкальского края N 502 от 13 декабря 2018 г. внесены изменения в постановление Правительства Забайкальского края N 577 от 24 декабря 2013 г. Для расчета задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества применяется тариф для многоквартирных домов за 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, который составляет:
- с 01.07.2014 по 31.12.2018 г. – 5.10 рублей;
- с 01.01.2019 по 31.12.2019 г. – 5,19 рублей;
- с 01.07.2019 по 31.12.2019 г. – 5.35 рублей.
В соответствии с отчетом о начисленных взносах на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, по состоянию на 01.06.2016 год, оплата собственниками жилых помещений взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома составила 17,7106 % от начисленного (т.1 л.д.18-19).
Согласно уведомления, направленного НО "Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" собственникам многоквартирного дома, <адрес>, по состоянию на 01.04.2018 года размер фактически поступивших взносов на капитальный ремонт составляет менее 50%. Собственникам предложено оплатить сумму просроченной задолженности до 01.07.2018 года (т.1 л.д.17).
Постановлением Администрации городского поселения "Забайкальское" №175 от 25.09.2018 года в связи с наличием у собственников указанного многоквартирного дома задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт принято решение формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (т.1 л.д.78).
Согласно уведомлению ОАО "Сбербанк России" Читинское ОСБ 8600 Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов открыт Счет № для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>.
15.10.2019 года по заявлению истца был выдан судебный приказ о взыскании с ответчика Алексеенко Ю.А. задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома, который был отменен по её заявлению 15.11.2019 года.
08.05.2020 года истец обратился к мировому судьи с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленный иск, мировой судья руководствовался положениями ст.154, ст.158, ст.168, ст.169, ст.170, ст.182 ЖК РФ, указал, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений, основанием для начисления взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома является наличие в собственности Алексеенко Ю.А. жилого помещения в многоквартирном доме и включение такого дома в региональную программу капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края. Признав обоснованным представленный истцом расчет задолженности по взносам на капитальный ремонт в пределах сроков исковой давности, мировой судья взыскал с ответчика Алексеенко Ю.А. задолженность за период с 15.10.2016 года по 31.08.2019 года в сумме 8649,00 рублей, а также судебные расходы в сумме 400 рублей.
С такими выводами мирового судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном <адрес>, не проводился (т.1 л.д.29, 31).
Согласно муниципальной краткосрочной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края в городском поселении "Забайкальское" на 2020-2022 годы многоквартирный дом <адрес>, в программу капитального ремонта не включен (т.1 л.д.55-54).
В период с 2014 по 2021 годы в Перечнях запланированных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Забайкальского края, опубликованных на официальном сайте НО "Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" многоквартирный дом <адрес>, отсутствует.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 N 590 (ред. от 18.08.2021) "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края" многоквартирный дом <адрес>, не включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014 - 2043 годы.
Согласно постановлению Администрации городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" №44 от 09.20.2021 года "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц" многоквартирный дом <адрес> на основании Заключения межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащем сносу (т.2 л.д.33-36).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст.67 ГПК РФ, учитывая фактические обстоятельства дела, что капитальный ремонт спорного дома не проводился, на момент рассмотрения спора указанный дом в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не включен, заключением межведомственной комиссии дом признан аварийным и не пригодным для проживания, а постановлением Администрации городского поселения "Забайкальское" принято решение о сносе спорного дома и отселения из него жильцов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, установленных частью 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, для освобождения ответчика Алексеенко Ю.А. от уплаты взносов на капительный ремонт.
В соответствии с п.3 и п.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Принимая во внимание, что выводы мирового судьи о включении спорного дома в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Забайкальского края, не соответствуют действительности, и при принятии решения мировой судья не применил правила установленные частью 2 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отменяет решение мирового судьи, по указанным выше основаниям и принимает новое решение об отказе в удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ,
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 39 Забайкальского судебного района Забайкальского края от 16.09.2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований НО "Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Алексеенко Юлии Аркадьевны о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт отказать.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Восьмого кассационного суда через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное определение изготовлено 01.02.2022 года.
Председательствующий: С.Ф. Васендин