Дело № 13-100/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Кунгур Пермского края 18 января 2024 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Власовой Е.В.,
при секретаре Быковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и <адрес>м ГУФССП России по <адрес> Сыромятниковой Н. В. о прекращении исполнительного производства в отношении Лузиной О. Ю.,
установил:
судебный пристав–исполнитель отдела судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и <адрес>м ГУФССП по <адрес> Сыромятникова Н.В. обратилась с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> № в отношении Лузиной О.Ю. в связи с ее смертью ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленном требовании настаивает.
Представитель взыскателя ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещался.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает требование подлежащим удовлетворению.
Положением части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Судом установлено:
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Лузиной О.Ю. в пользу ПАО Сбербанк в лице филиала-Пермское отделение № взыскана задолженность по счету карты № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 131 830, 53 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 918, 31 рублей (л.д.5).
На основании судебного приказа и заявления взыскателя судебным приставом-исполнителем ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и <адрес>м ГУФССП России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Лузиной О.Ю. (л.д.6).
Лузина О.Ю. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Принимая во внимание, что взыскателем предъявлены требования о взыскании задолженности, образовавшейся после смерти Лузиной О.Ю., суд полагает, что требование судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства полностью соответствует пункту 1 части 1 статьи 43 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации данным в пункте 6 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью. В случае, если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца седьмого статьи 220 ГПК Российской Федерации с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ).
Таким образом, предъявление заявления непосредственно к умершему гражданину не допускается в силу отсутствия у последнего гражданской и гражданской процессуальной правоспособности по причине отсутствия самого субъекта спорного правоотношения.
На момент вынесения судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ должник умер, то есть правоспособность должника на дату вынесения судебного приказа была прекращена в связи со смертью, в связи с чем, обязательства перед взыскателем, возложенные на должника судебным приказом, вынесенным после ее смерти, не могут принудительно исполняться.
Учитывая, что должник не мог являться субъектом установленных судебным приказом правоотношений, права и обязанности должника не могли перейти к другому лицу в порядке универсального правопреемства.
При указанных обстоятельствах, заявление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства подлежит удовлетворению в связи со смертью должника Лузиной О.Ю.
Руководствуясь ст.ст.224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
прекратить исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с Лузиной О. Ю. в пользу ПАО Сбербанк в лице филиала- Пермское отделение №.
На определение может быть подана частная жалоба в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья: подпись Е.В.Власова
Копия верна. Судья Е.В.Власова