Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-319/2024 ~ М-17/2024 от 09.01.2024

Дело №2-319/2024

УИД - 13RS0023-01-2024-000029-51

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск, ул. Республиканская, д.94 8 февраля 2024 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,

при секретаре Гориной А.Е.,

с участием в деле:

истца Кондренкова Юрия Валентиновича,

ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, в лице представителя Чибиркиной Ирины Федоровны, действующей на основании доверенности от 1 января 2024 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондренкова Юрия Валентиновича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия об отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности вынести решение о назначении пенсии по старости,

установил:

Кондренков Ю.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Мордовия об отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности вынести решение о назначении пенсии по старости.

В обосновании требований указал, что 28 декабря 2020 г. обратился в УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости с приложением необходимых документов. Решением №281229/21 от 11 января 2021 г. ему отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как отсутствует условие для назначения пенсии - достижение 65 летнего возраста. Кроме того, указано, что Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на него не распространяется, поскольку он является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». В январе 2022 г. повторно обратился с аналогичным заявлением в ОСФР по Республике Мордовия. В разъяснениях от 15 марта 2022 г. № К-398-3603/511-22 уведомлен, что у него отсутствуют условия для назначения страховой пенсии. Решение об отказе в назначении страховой пенсии считает незаконным, поскольку по состоянию на 1 октября 2023 г. у него имелись все необходимые условия для её назначения: ИПК 104.472, трудовой стаж 17 лет 4 месяца 20 дней, достижение возраста 55 лет.

На основании изложенного и положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), Закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»), с учетом заявления от 6 февраля 2024 г., просит отменить решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложить обязанность вынести решение о назначении пенсии по старости.

В судебном заседании истец Кондренков Ю.В. исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Чибиркина И.Ф. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в обжалуемом решении, дополнительно пояснила, что право на страховую пенсию у Кондренкова Ю.В. возникнет при достижении им возраста 65 лет.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Кондренкова Ю.В. не подлежащими удовлетворению.

28 декабря 2020 г. Кондренков Ю.В. в возрасте 54 лет, обратился в УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с приложением необходимых документов.

Решением УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия №281229/21 от 11 января 2021 г. ему отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как отсутствует условие для назначения пенсии - достижение 65 летнего возраста. В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку получатели пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации №4468-1 согласно пункту 6 статьи 3 данного закона имеют право на назначение второй пенсии только страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты по страховой пенсии), устанавливаемой по нормам Федерального закона «О страховых пенсиях».

По выписке из ЕГРЮЛ следует, что с 1 октября 2021 г. прекращена деятельность юридического лица УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в связи с реорганизацией путем присоединения к ГУ – ОПФР по Республике Мордовия.

Согласно положениям Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 236-ФЗ) с 1 января 2023 г. произведена реорганизация Пенсионного фонда Российской Федерации путем реорганизации с одновременным присоединением к нему ФСС и создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).

В соответствии с частями шестнадцатой, семнадцатой статьи 18 Федерального закона № 236-ФЗ за Фондом, территориальными органами Фонда и подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности ПФР, ФСС, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), с 1 января 2023 г. внесена запись о смене наименования ОПФР по Республике Мордовия на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – ОСФР по Республике Мордовия).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57, пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при оспаривании решения УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия надлежащим ответчиком является ОСФР по Республике Мордовия

Согласно положениям статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя социальное обеспечение в случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации такого конституционного права как установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя.

Из раздела 17 военного билета ГЛ №200038 и удостоверения Р 3258730 от 8 августа 2005 г. следует, что Кондренков Ю.В. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 4 января 1988 г. по 3 июня 1988 г.

С 7 января 2004 г. Кондренков Ю.В. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации №4468-1), о чем свидетельствует справка МВД по Республике Мордовия №2611 от 27 апреля 2020 г.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к указанной категории граждан отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В соответствии с абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц.

Лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации №4468-1, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации №4468-1, и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 статьи 7 Закона Российской Федерации №4468-1, согласно которому лица, проходившие военную службу, при наличии условий назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

С учетом данных положений право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации №4468-1, и страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) у Кондренкова Ю.В. возникнет при наличии у него оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Таким образом, истец Кондренков Ю.В. приобретет право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а именно, при наличии необходимой продолжительности страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента и достижения установленного законом возраста, совокупность которых у истца на день обращения к ответчику отсутствовала.

На момент обращения с заявлением 28 декабря 2020 г. Кондренков Ю.В. достиг возраста 54 лет, страховой стаж составил 14 лет 08 месяцев 28 дней а, следовательно, отсутствовали необходимые условия для назначения страховой пенсии по старости по Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Доводы истца Кондренкова Ю.В. о наличии права на вторую пенсию по Федеральному закону «О страховых пенсиях» суд находит несостоятельными, поскольку противоречат нормам материального права.

Часть первая статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливает возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, и при этом сама по себе не регулирует отношения по пенсионному обеспечению граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В силу части первой статьи 7 Федерального закона № 4468-1, пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Законом Российской Федерации № 4468-1 предусмотрена возможность на одновременное получение только страховой пенсии по нормам статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно части пятой статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Таким образом, пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и страховая пенсия, предусмотренная Федеральным законом «О страховых пенсиях», являются различными видами пенсий.

Нормами Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусмотрена страховая пенсия лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и другими условиями труда (статья 30), работникам летно-испытательного состава (статья 31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях статьи 32 данного Федерального закона.

Возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, не установлена.

Исключение из общего правила (возможность получения только одной пенсии по выбору) предусмотрено частью четвертой статьи 7 указанного Закона. При этом основания назначения страховой пенсии по старости определяются только на основании Федерального закона «О страховых пенсиях», в вышеприведенной статье 8 данного Федерального закона, а не Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Из изложенного следует, что право лиц, получающих пенсию за выслугу лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию, приведенными выше нормами права не предусмотрена.

Истец Кондренков Ю.В. реализовал свое право на пенсионное обеспечение по Закону Российской Федерации № 4468-1, а, следовательно, он фактически имеет льготу по государственной пенсии, и законодатель, в пределах своих дискреционных полномочий, предусмотрел получение второй пенсии для данной категории лиц на общих основаниях, а не в льготном порядке с уменьшением установленного возраста.

При таких обстоятельствах, отказ пенсионного органа в назначении Кондренкову Ю.В. страховой пенсии по старости основан на положениях пенсионного законодательства, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения его исковых требований к ОСФР по Республике Мордовия об отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности вынести решение о назначении пенсии по старости.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кондренкова Юрия Валентиновича (паспорт ) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (ИНН ) об отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности вынести решение о назначении пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья С.Г. Скуратович

Мотивированное решение составлено 13 февраля 2024 г.

2-319/2024 ~ М-17/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кондренков Юрий Валентинович
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования по Республике Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Скуратович Светлана Геннадьевна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Подготовка дела (собеседование)
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее