Дело № 2-158/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2019 г. с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председа- тельством судьи Семенова В.П., при секретаре Антиповой Н.А., с участи- ем прокурора - заместителя прокурора Красноармейского района Чувашской Республики советника юстиции Яковлевой В.Н., истца Григорьева Я.М. и его представителя -адвоката Максимова С.Н., предоставившего удостоверение от 28 марта 2019 г. № 746 и ордер от 26 июня 2019 г. № 10, выданный Адвокатским кабинетом Максимова С.Н., представителя ответчика Артемьева Л.И., действующего на основании доверенности от 18 февраля 2019 г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Григорьева Якова Михайловича к администрации Красноармейского района Чувашской Республики о восстановлении на работе и другим требованиям,
у с т а н о в и л :
Григорьев Я.М. обратился в суд с иском к администрации Красноармейского района Чувашской Республики и, с учетом уточнений сделанных на судебном заседании 28 июня 2019 г., просил : 1) признать незаконным распоряжение главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 6 мая 2019 г. №-к о расторжении трудового договора от 6 февраля 2019 г. № и увольнении его на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ с работы с должности <данные изъяты> в связи с сокращением штата и восстановить его на работе в прежней должности ; 2) взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула; 3) взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Исковые требования были мотивированы тем, что названным распоряжением он был незаконно уволен с работы по мотиву сокращения штата. Считает, что изменение структуры администрации Красноармейского района было произведено с нарушением требований п.7 ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При сокращении штата не были учтены положения ст.179 ТК РФ о его преимущественном праве на оставление на работе, а также то, что он имеет предпенсионный возраст. Кроме этого, ему после предупреждения 4 марта 2019 г. о предстоящем увольнении с работы по сокращению штата, не была предложена вновь введенная 26 апреля 2019 г. в штат администрации Красноармейского района вакантная должность <данные изъяты> ( л.д. 2-3, 207-208).
На судебном заседании истец Григорьев Я.М. и его представитель Максимов С.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Заявили также, что ответчиком Григорьеву Я.М. не было предложено перевестись и на другие имевшиеся на день увольнения вакантные нижестоящие должности, на которых последний с учетом своей квалификации и состояния здоровья мог работать. Кроме того, Григорьев Я.М. является членом профсоюза. Однако, ответчик не обращался в выборный орган первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения по вопросу его увольнения с работы по сокращению штата.
Представитель ответчика Артемьев Л.И. иск не признал. Заявил, что увольнение Григорьева Я.М. с работы по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ было произведено при наличии предусмотренных для этого оснований и с соблюдением установленного законом порядка увольнения. Организационно-штатные мероприятия были проведены в пределах полномочий администрации Красноармейского района. Статья 179 ТК РФ при его увольнении с работы не могла быть применена. Григорьеву Я.М. было предложено перевестись на должность <данные изъяты>, от которого он отказался. В связи с тем, что Григорьев Я.М. отказался перевестись на более высокую вакантную должность, чем имевшиеся на день увольнения вакантные нижестоящие должности, ему занять нижеоплачиваемые нижестоящие вакантные должности не предлагалось.
Выслушав объяснения истца Григорьева Я.М., его представителя Максимова С.Н., представителя ответчика Артемьева Л.И., исследовав письменные доказательства, а также заслушав заключение прокурора Яковлевой В.Н., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - эта профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В части 2 ст.3 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом.
Из ч.1 ст. 19 названного ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что расторжение трудового договора с муниципальным служащим допускается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также перечисленным в этой статье дополнительным четырем основаниям.
Как видно из распоряжения главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 6 февраля 2019 г. №-к и трудового договора от 6 февраля 2019 г. № Григорьев Я.М. с 6 февраля 2019 г. был назначен на должность муниципальной службы - <данные изъяты> на неопределенный срок и ему установлена 40 - часовая рабочая неделя с двумя выходными днями ( суббота, воскресенье) (л.д.110,111-113).
Из объяснений сторон и распоряжения главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 6 мая 2019 г. №-к явствует, что названным распоряжением указанный выше трудовой договор от 6 февраля 2019 г. № с Григорьевым Я.М. по инициативе администрации Красноармейского района расторгнут и он с работы с должности <данные изъяты> уволен на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата ( л.д.4,128).
В силу п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч.3 ст.81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Как следует из ст.ст.179, 180 ТК РФ расторжение трудового договора с работником по данному основанию возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении.
Статьей 179 ТК РФ установлено, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться и другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
В силу ст.82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. При этом увольнение работников, являющихся членами профсоюза, на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ должно производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ.
Кроме этого п.2 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации » на работодателя-организацию при принятии решения о ликвидации организации либо сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров возложена обязанность не позднее чем за два месяца, а на работодателя - индивидуального предпринимателя не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий, сообщить в письменной форме об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Предоставленными ответчиком в суд решениями Собрания депутатов Красноармейского района от 28.02.2019 № С-37/18 «Об утверждении структуры администрации Красноармейского района Чувашской Республики в новой редакции», Собрания депутатов Красноармейского района от 26.04.2019 № С-39/10 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Красноармейского района от 28.02.2019 № С-37/15», распоряжением и.о.главы администрации Красноармейского района от 01.03.2019 №-к, штатными расписаниями администрации Красноармейского района с 6 февраля 2019 г. по 7 мая 2019 г. ( л.д.135-136,177-193), подтверждается что, действительно, в соответствии с названными решениями Собрания депутатов Красноармейского района в администрации Красноармейского района произведены организационно- штатные мероприятия. Существовавшие по состоянию на 6 февраля 2019 г. два отдела : отдел строительства и жилищно- коммунального хозяйства и отдел по взаимодействию с организациями АПК и экологии, с 7 мая 2019 г. были созданы соответствующие секторы, которые объединены в один отдел сельского хозяйства и экологии, строительства и жилищно- коммунального хозяйства. Существовавшие ранее должности начальников отделов, объединенных с 7 мая 2019 г. в один отдел, упразднены, введены новые должности заместителя главы администрации района -начальника отдела сельского хозяйства и экологии, строительства и жилищно- коммунального хозяйства, заведующего сектором строительства и жилищно- коммунального хозяйства и заведующего сектором по взаимодействию с организациями АПК и экологии, должностные оклады которых ниже, по сравнению с должностными окладами, которые были у начальников прежних отделов.
Как видно из распоряжения и.о.главы администрации Красноармейского района от 01.03.2019 №-к и уведомлений администрации Красноармейского района от 04.03.2019, 05.03.2019, 09.04.2019, 06.03.2019 Григорьев Я.М. в порядке ч.2 ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении с работы в связи с сокращением штата письменно был уведомлен 4 марта 2019 г.( л.д.9-12,122-127).
Из названных же уведомлений видно, что вопреки требованиям ч.3 ст.81 ТК РФ в течение с 4 марта 2019 г. по 6 мая 2019 г. ответчиком ему было предложено перевестись с 7 мая 2019 г. лишь на вакантную должность <данные изъяты>, от перевода на которую он отказался. В то же время, в нарушение ч.3 ст.81 ТК РФ ему до увольнения с работы по сокращению штата не было предложено перевестись и на другие имевшиеся вакантные нижестоящие должности, на которых последний с учетом своей квалификации и состояния здоровья мог работать. В частности, из справки администрации Красноармейского района от 27.06.2019 № ( л.д.174), по состоянию на 6 мая 2019 г. в администрации Красноармейского района имелись вакантные должности ведущего специалиста -эксперта сектора по взаимодействию с организациями АПК и экологии, ведущего специалиста -эксперта отдела организационно-контрольной и кадровой работы, ведущего специалиста -эксперта сектора имущественных и земельных отношений, ведущего специалиста-эксперта сектора строительства и ЖКХ, на которых последний с учетом своей квалификации и состояния здоровья мог работать.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что хотя у ответчика и имелись предусмотренные п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ основания для увольнения Григорьева Я.М. с работы с должности <данные изъяты> по сокращению штата, однако, предусмотренный ч.3 ст.81 ТК РФ порядок увольнения с работы им не был соблюден.
В силу изложенного, суд признает незаконным распоряжение главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 6 мая 2019 г. №-к о расторжении трудового договора от 6 февраля 2019 г. № и увольнении Григорьева Я.М. на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ с работы с должности начальника <данные изъяты> в связи с сокращением штата и восстанавливает его на работе в прежней должности.
Доводы истца Григорьева Я.М. и его представителя Максимова С.Н. о не соблюдении ответчиком также и положений ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе, а также требований ст.82 ТК РФ о получении мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросу увольнения Григорьева Я.М. с работы по сокращению штата, суд признает несостоятельными.
Вопреки их утверждениям, из представленных ответчиком суду обращений в профсоюзный комитет администрации Красноармейского района от 01.03.2019 № и от 10.04.2019 №, а также протокола заседания профкома администрации Красноармейского района от 11 апреля 2019 г. №, видно, что администрацией Красноармейского района требования ст.82 ТК РФ были выполнены.
Штат <данные изъяты>, который занимал Григорьев Я.М., в администрации Красноармейского района являлся единственным, других работников, занимающих такую же должность в этом учреждении не имелось. При таких обстоятельствах, рассмотрение ответчиком вопроса о его преимущественном праве на оставление на работе не должно и не могло быть осуществлено, поскольку по смыслу ст.179 ТК РФ такие обстоятельства подлежат исследованию работодателем в том случае, если сокращается одна из нескольких одинаковых должностей определенного структурного подразделения, т.е. между работниками, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению, поскольку степень производительности труда и квалификации работников возможно сравнить лишь оценив выполнение ими одинаковых трудовых функций.
Из объяснений представителя ответчика Артемьева Л.И. видно, что в связи с проведенными организационно- штатными мероприятиями, главой администрации района, в пределах своих полномочий по осуществлению кадровой политики, на должность <данные изъяты> был переведен работник, ранее занимавший упраздненную с 7 мая 2019 г. должность <данные изъяты>.
Принятие указанного решения являлось исключительной прерогативой главы администрации Красноармейского района и положения ст.179 ТК РФ на принятие им этого решения не распространялись.
В соответствии со ст.394 ТК РФ, в связи с признанием увольнения Григорьева Я.М. с работы незаконным и восстановлением на работе, в его пользу с ответчика следует взыскать средний заработок за все время вынужденного прогула.
Согласно ст.139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом РФ, устанавливается единый порядок ее начисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного названной статьей ТК РФ, определены в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 (с последующими изменениями) ( далее Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 ).
Как следует из п. 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, при определении среднего заработка за время вынужденного прогула используется средний дневной заработок. При этом средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Согласно справки администрации Красноармейского района от 4 июня № ( л.д. 86) среднедневный заработок Григорьева Я.М. за 12 месяцев, предшествующих увольнению, составлял 2 494,79 рубля.
Истец Григорьев Я.М. в вынужденном прогуле находился с 7 мая 2019 г. по 28 июня 2019 г., т.е. в течение 34 рабочего дня при пятидневной рабочей неделе.
Таким образом, с ответчика в пользу истца Григорьева Я.М. подлежит взысканию средняя заработная плата за время вынужденного прогула в размере 84 822, 86 рубля (34 рабочих дней х 2 494,79 рубля =84 822, 86 рубля).
Из объяснений сторон, а также справки администрации Красноармейского района от 6 июня 2019 г. ( л.д.87) явствует, что при увольнении с работы по сокращению штата ответчик в соответствии со ст.178 ТК РФ выплатил Григорьеву Я.М. выходное пособие в размере 73 967, 32 рублей. Указанное выходное пособие подлежит зачету в счет суммы среднего заработка подлежащего выплате в пользу Григорьева Я.М. за время вынужденного прогула.
В соответствии с ч. 9 ст.394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Исследованными выше доказательствами подтвердилось, что ответчиком Григорьев Я.М. был уволен незаконно, вследствие чего находился в вынужденном прогуле, в связи с чем, факт причинения ответчиком ему морального вреда суд находит доказанным.
Из искового заявления и объяснений истца Григорьева Я.М. видно, что в результате незаконного увольнения с работы он перенес нравственные и физические страдания.
С учетом объема и характера причиненных Григорьеву Я.М. нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в этом, а также требований разумности и справедливости, суд размер компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным увольнением с работы, определяет в размере 5 000 рублей.
Определенный истцом размер компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, суд находит не соответствующим степени вины ответчика в этом, а также требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, районный суд
р е ш и л :
Признать незаконным распоряжение главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 6 мая 2019 г. №-к о расторжении трудового договора от 6 февраля 2019 г. № и увольнении Григорьева Якова Михайловича на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ с работы с должности <данные изъяты> в связи с сокращением штата и восстановить его на работе в должности муниципальной службы - <данные изъяты>.
Взыскать с администрации Красноармейского района Чувашской Республики в пользу Григорьева Якова Михайловича среднюю заработную плату за время вынужденного прогула за период с 7 мая 2019 г. по 28 июня 2019 г. в размере 84 822 ( восемьдесят четыре тысячи восемьсот двадцать два) рубля 86 ( восемьдесят шесть) копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, а всего 89 822 ( восемьдесят девять тысяч восемьсот двадцать два) рубля 86 ( восемьдесят шесть копеек). Зачесть в счет взыскания в пользу Григорьева Я.М. указанной выше средней заработной платы за время вынужденного прогула выплаченное ему администрацией Красноармейского района Чувашской Республики выходное пособие в размере 73 967 ( семьдесят три тысячи девятьсот шестьдесят семь) рублей 32 ( тридцать две) копейки.
Решение в части признания незаконным распоряжения главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 6 мая 2019 г. №-к о расторжении трудового договора от 6 февраля 2019 г. № с Григорьевым Я.М. и восстановлении его на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 3 июля 2019 г.
Председательствующий