УИД № 70RS0017-01-2023-000327-71
Дело № 2-245/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 18 декабря 2023 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя процессуального истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Петриковой С.Г.,
представителя ответчика – ООО «Водовод-М», Б.В.А.,
действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кривошеинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственности «Водовод - М» о возложении обязанности провести техническое обследование объектов водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственности «Водовод-М» (далее - ООО «Водовод-М») о возложении обязанности провести техническое обследование объектов водоснабжения, переданных во временное владение и пользование в соответствии с договорами аренды, заключенных с муниципальным образованием Петровское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, с муниципальным образованием Володинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № и муниципальным образованием Иштанское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, в ходе которой выявлены нарушения со стороны ООО «Водовод-М». Ответчик является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Иштанского сельского поселения в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории Володинского сельского поселения в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории Петровского сельского поселения в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №. Объекты коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства (объекты водоснабжения) указанных поселений переданы во временное владение и пользование вышеуказанными муниципальными образованиями на основании договоров аренды, в отношении которых ООО «Водовод-М» обязано проводить техническое обследование объектов централизованных систем холодного водоснабжения каждые 5 лет. Однако техническое обследование объектов централизованных систем холодного водоснабжения в течение 5 лет не производилось, в связи с чем в настоящее время невозможно определить техническое состояние объектов централизованных систем холодного водоснабжения, произвести их оценку, установить условия (режимы) и сроки дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения. Прокуратурой района 24.08.2023 с целью устранения выявленных нарушений руководителю ООО «Водовод-М» вносилось представление, однако по результатам его рассмотрения к настоящему времени мер по устранению допущенных нарушений законодательства не принято. Непроведение технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что просит обязать ООО «Водовод-М» устранить указанные нарушения законодательства не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ООО «Водовод-М» Б.В.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что в зимний период невозможно повести обследование. Необходимо вскрытие грунта, а он промерз. Организации, которые проводят такие обследования, делают эти работы только в летний период. За проведение технического обследования сторонней организацией необходимо оплатить около миллиона рублей и выше, поэтому директор рассматривает вопрос о проведении технического обследования своими силами. К весне планируется приобрести для этого необходимое оборудование. Все слабые места водоснабжения известны, контролируются. Совместно с сельскими поселениями проводится капитальный ремонт. Графики ремонта не составляются, но работы проводятся. Конкретные суммы на ремонтные работы не планируются, все работы оплачиваются по факту.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В силу положений ст. 15 Конституции Российской Федерации она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Как следует из п. п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ), одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по организации водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Часть 1 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ предусматривает, что техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения: технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
Согласно ч.3 ст.37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
В соответствии ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
На основании приведенных выше норм Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/ПР утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее по тексту - Требования), определяющие цели, задачи и порядок проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1).
Согласно п.3 Требований, цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - техническое обследование) определяются в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Задачами проведения технического обследования являются: а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) получение (подготовка) исходных данных для разработки схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
Обязательное техническое обследование проводится: а) один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет; б) при разработке организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями; в) при принятии организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4 Требований).
Как следует из п. п. 6 и 7 Требований, техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций; в случае, если на момент проведения технического обследования в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения органом местного самоуправления поселения или городского округа принято решение об определении гарантирующей организации, техническое обследование такой системы проводится гарантирующей организацией самостоятельно или с привлечением специализированной организации.
Объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (п. 9).
Пунктом 15 Требований предусмотрено, что техническая инвентаризация централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании плана технического обследования с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основании камерального обследования.
Как следует из п. п. 24, 25, 26 Требований, в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления) о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. В информации, направляемой организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в органы местного самоуправления, содержатся сведения о лицах, в том числе специализированных организациях (в случае их привлечения), которые будут осуществлять техническое обследование, а также план проведения технического обследования, разрабатываемый в соответствии с п. 27 Требований. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» по решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
План проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения содержит: а) перечень объектов, подлежащих техническому обследованию; б) сроки (этапы) проведения технического обследования; в) перечень параметров, технических характеристик или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых будет проведено техническое обследование (п. 27 Требований).
В силу п. 30 Требований, по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления поселения. После подписания акта организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, направляет его в двух экземплярах в орган местного самоуправления.
В судебном заседании установлено и не отрицается ответчиком, что ООО «Водовод-М» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Володинского, Иштанского и Петровского сельских поселений Кривошеинского района Томской области на основании договоров аренды, заключенными с муниципальным образованием Петровское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, с муниципальным образованием Володинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № и с муниципальным образованием Иштанское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22-81).
ООО «Водовод-М» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязано производить техническое обследование централизованных систем водоснабжения на основании разработанных планов не реже, чем один раз в пять лет. Непроведение технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения может привести к нарушению подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению.
Отсутствие актов технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, расположенных на территории Володинского, Иштанскогого, Петровского сельских поселений Кривошеинского района подтверждается ответами директора ООО «Водовод-М» (л.д. 9, 14-15).
Ответчик признал заявленные прокурором требования в полном объеме. Доказательств, опровергающих требования прокурора, ответчиком не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. ООО «Водовод-М» является надлежащим ответчиком, который обязан проводить техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения, расположенных на территории Володинского, Иштанского, Петровского сельских поселений Кривошеинского района Томской области, однако в установленный Законом срок данные требования в добровольном порядке не исполнил.
В соответствии со ст. 206 ГПК Российской Федерации суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин, суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель, применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает, что для исполнения решения суда необходимым, разумным и достаточным будет срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом объема требуемых работ и погодных условий, при которых могут быть выполнены данные работы.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор при подаче заявления в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождается от уплаты госпошлины.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов в доход бюджета муниципального образования. Поскольку прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ООО «Водовод-М» подлежит взысканию госпошлина в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водовод-М» (ИНН:7010003003, ОГРН: 11770310717888) провести техническое обследование объектов водоснабжения, переданных ответчику во временное владение и пользование в соответствии с договорами аренды, заключенными с муниципальным образованием Петровское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, с муниципальным образованием Володинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № и с муниципальным образованием Иштанское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водовод-М» (ИНН:7010003003, ОГРН: 11770310717888) государственную пошлину в доход бюджета Кривошеинского муниципального района в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, а также в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: О.А. Дутов
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий: О.А. Дутов