Дело № 2-85/2021
24RS0009-01-2021-000136-52
К 2.209
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Революции улица, д.11
С.Большой Улуй, Красноярский край 1 июня 2021 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
с участием представителя ответчика директора ООО «Ремстрой» Султановича Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремстрой» о возложении обязанности произвести лесовосстановительные работы,
УСТАНОВИЛ:
Истец Краевое государственное казённое учреждение «Лесная охрана» обратился в суд с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Ремстрой» о возложении обязанности произвести лесовосстановительные работы. Требования мотивированы следующим. Между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Ремстрой» заключён договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ года №, согласно которому агентство передаёт, а ООО «Ремстрой» принимает во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности общей площадью 1233 га, расположенные на территории Красноярского края, Большеулуйский район, Большеулуйское лесничество, Большеулуйсйкое участковое лесничество, совхоз «Давыдовский», кварталы №№ 4, 6, 15, 21. Согласно письму министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № скорректирован план лесовосстановительных работ 2018 года по договору аренды лесного участка. За 2018 год лесовосстановительные работы ответчиком не исполнены. При этом обязанность арендатора осуществлять лесовосстановительные работы вытекают из договора аренды лесного участка, из Лесного кодекса Российской Федерации Правила лесовосстановления утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2020 года № 1014. Способы и площади, на которых подлежат выполнению лесовосстановительные работы, определены проектом освоения лесов. Постановлением КГКУ «Лесная охрана» директор Общества Дауташвили А.В. привлечён к административной ответственности за невыполнение лесовосстановительных работ. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения. Право истца обратиться в суд с иском предусмотрено Уставом КГКУ «Лесная охрана». Истец просит обязать ООО «Ремстрой» произвести лесовосстановительные работы, а именно: содействие естественному возобновлению леса на площади 11,6 га на территории государственного лесного фонда, предоставленной ООО «Ремстрой» в пользование по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ № в срок до 31.12.2021 года.
Представитель истца о месте, дате и времени судебного разбирательства был уведомлён надлежащим образом, не явился, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя истца в соответствии с выраженной им просьбой.
Представитель ответчика ООО «Ремстрой» его директор ФИО5 иск признал.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.2.1 ст.96 (ЛК РФ) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.
Согласно Уставу КГКУ «Лесная охрана» предметом деятельности Учреждения является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органми местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности Учреждения, которое создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя в области лесных отношений (п.п.2.1, 2.2). Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обращение в суд с требованием об огрнаичении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (п.2.4). (л.д.10-16).
Таким образом истец обратился в суд с настоящим иском в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Согласно положениям ч.1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно положениям частей 1-4 ст.2 ЛК РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч.8 ст.29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.
Согласно положениям частей 1-3 ст.61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Согласно ч.1 ст.62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Согласно ч.2 ст.62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.64 ЛК РФ уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно ч.3 ст.64 ЛК РФ Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 Правил лесовосстановления, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 года № 375, действовавших в момент возникновения спорных отношений, лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Согласно положениям пунктов 3 и 4 указанных Правил лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов и обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков. Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) осуществляется вследствие как природных процессов, так и мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании (далее - содействие естественному лесовосстановлению).
Аналогичные по своему содержанию предписания в настоящее время отражены в Правилах лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.12.2020 года № 1014.
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утверждённого Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель Агентство лесной отрасли Красноярского края предоставляет, а арендатор ООО «Ремстрой» принимает во временное пользование на срок 49 лет лесной участок из состава земель лесного фонда, отнесённый к защитным и эксплуатационным лесам, площадью 1233 га, предоставляемый в аренду для заготовки древесины, имеет местоположение: Красноярский край, Большеулуйский район, Большеулуйское лесничество, Большеулуйское участковое лесничество, совхоз «Давыдовский», кварталы № № 4, 6, 15, 21 с номером учётной записи в государственном лесном реестре № (п.п.1,2). Арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (выруб погибших и повреждённых лесных насаждений, очистка лесов от захламлени, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 (п.п.»з» п.13). Пунктом 26 договора от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что срок действия договора устанавливается по 16.10.2061 года включительно. При этом согласно приложению № 6 к Договору среднегодовой объём проведения мер по содействию естественному возобновлению леса определён в количестве 17 га и подлежит выполнению в 3,4 кварталах года(л.д.63-74).
В соответствии с лесной декларацией и приложением к ней, представленной ООО «Ремстрой» в КГБУ «Большеулуйское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ, Общество заявило, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использует леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ № в Большеулуйском лесничестве Большеулуйского участкового лесничества, с/з «Давыдовский» Красноярского края в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую агентством лесной отрасли Красноярского края № 441 от 26.02.2013 года (л.д.23-25).
Согласно Проекту освоения лесов, лесных участков, переданных в аренду ООО «Ремстрой» для заготовки древесины на территории Большеулуйского лесничества Большеулуйского муниципального района Красноярского края мероприятия по лесовосстановлению назначены в соответствии с Правилами лесовосстановления, утверждёнными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 года № 183, лесохозяйственым регламентом Большеулуйского лесничества. Арендатор лесного участка обязан обеспечить лесовосстановление на лесосеках предстоящего периода своими силами и средствами. Ежегодные объёмы лесовосстановительных мероприятий на лесосеках ревизионного периода по их видам зависят от конкретного места проведения рубок и окончательно назначаются после составления акта осмотра мест рубок. При этом проектом предусмотрено естественное и искусственное лесововсстановление (п.4.8).(л.д.26-62). Проект получил положительное экспертное заключение министерства лесной отрасли Красноярского края, утверждённое приказом агентства лесной отрасли Красноярского края (л.д.74).
Как следует из письма Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Ремстрой» сообщается, что министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края с учетом имеющейся на территории арендной базы ООО «Ремстрой» (договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ №) фонда лесовосстановления и факта освоения расчётной лесосеки за предшествующий год, с учетом доступности площадей, требующих лесовосстановительных работ, министерство скорректировало план 2018 года по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с чем лесовосстановительные работы подлежат на площади 11,55 га (л.д.22).
Согласно справке выполнения лесовосстановительных работ за 2018 год начальника отдела организации лесовосстановления КГКУ «Лесная охрана», арендатором ООО «Ремстрой» в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ № за 2018 год не выполнены мероприятия по содействию естественному возобновлению леса на площади 11,6 га (л.д.21).
Представитель ответчика ФИО5 относительно данного факта не возражал, признал факт невыполнения Обществом в 2018 году лесовосстановительных мероприятий.
Как следует из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, заместителем руководителя КГКУ «Ленсая охрана» Юрченко Д.А.директор ООО «Ремстрой» Дауташвили А.В. привлечён к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству и лесовосстановлению, выразившееся в невыполнении лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, мероприятий за 2018 год по содействию естественному возобновлению леса на площади 11,6 га в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.18-20).
Представителем ответчика доказательств тому, что указанное постановление было обжаловано, отменено, не представлено. Наличие соответствующего постановления о назначении административного наказания является подтверждением факту невыполнения ООО «Ремстрой» обязательств по лесовосстановлению за 2018 год.
Факт нарушения ООО «Ремстрой» своих обязательств по осуществлению мероприятий по содействию естественному возобновлению леса в объеме 11,55 га, предписанных к реализации в 2018 году, в рамках договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, в объемах, установленных Приложением N 6 и проектом освоения лесов.
Доказательства проведения ответчиком мероприятий по содействию естественного возобновления леса, в согласованном договором объеме, в материалы дела не представлено.
Арендатором добровольно приняты на себя обязательства по лесовосстановлению в соответствии с условиями договора аренды лесного участка и проектом освоения лесов. При этом проект освоения лесов составляется самим арендатором исходя из фактического состояния объекта аренды на основании материалов лесоустройства. При установленных судом обсттоятельствах имеются правовые основания для возложения на ООО «Ремстрой» обязанности по проведению лесовосстановительных мероприятий за 2018 год в виде содействия естественному возобновлению леса в объеме 11,55 га, как это было скорректировано министерством природных ресурсов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом сезонности, климатических условий и реальности исполнения судебного акта. Иск подлежит удовлетворению.
Истец от уплаты государственной пошлины освобождён в соответствии с положениями ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. С ответчика в доход муниципального образования следует взыскать государственную пошлину с учетом заявления иска в интересах неопределённого круга лиц в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
иск Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» удовлетворить.
Обществу с ограниченной ответственностью «Ремстрой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № выполнить обязательства за 2018 год в части лесовосстановительных мероприятий по содействию естественному возобновлению леса на площади 11,55 га.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» госпошлину в доход муниципального образования Большеулуйский район Красноярского края в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 5 июня 2021 года.
Судья: