Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-830/2023 (2-9455/2022;) от 29.11.2022

77RS0002-02-2022-013183-81

Дело № 2-830/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тюмень                                                                            20 января 2023 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Носовой В.Ю.,

при секретаре Мукминовой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,

                    У С Т А Н О В И Л:

Тюменский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно, с учетом уточненных требований: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения и обеспечить эксплуатацию моста через железнодорожные пути по адресу: г. Тюмень, перекресток улиц Холодильная и 50 лет ВЛКСМ: обеспечить визуальное и тактильное обозначение границ лестничных маршей в соответствии с требованиями п.п. 4.1.6, 4.2.3 ГОСТ Р 52875-2018; привести конструкцию установленных поручней в соответствии с требованиями п.п. 5.3.5, 5.3.7 ГОСТ Р 51261-2022; оборудовать надземный пешеходный переход информационными табличками с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку выездной проверкой установлено, что владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта требования законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в полном объеме не соблюдаются. Перед лестницей моста отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели, поручни на окончании лестничного схода № 2 со стороны ул.Технической г.Тюмени не соответствуют п.п. 5.3.5, 5.3.7 ГОСТ Р 51261-2022, а надземный пешеходный переход не оборудован информационными табличками с номерами телефонов ответственных работников.

Помощник Тюменского транспортного прокурора Щербакова К.С. в судебном заседании уточненные требования поддержала.

Представители ответчика Агарёв В.В. в судебном заседании с иском не согласился, так как ГОСТы, на которые ссылается истец, предназначены для разработки проектов, в то время как мост на перекрестке улиц Холодильная и 50 лет ВЛКСМ г.Тюмени уже давно введен в эксплуатацию. В случае удовлетворения иска просит увеличить срок для исполнения решения суда.

Суд, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено следующее.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты (п. 5 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности»).

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч. 1 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В ч. 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

Так, эксплуатацию моста через железнодорожные пути, по адресу: г.Тюмень, перекресток улиц Холодильная и 50 лет ВЛКСМ осуществляет собственник ОАО «РЖД» (л.д. 20).

Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Несмотря на принятое Тюменской транспортной прокуратурой представление от 26.02.2021 г., не устранены такие выявленные нарушения как: отсутствие обеспечения визуального и тактильного обозначения границ лестничных маршей в соответствии с требованиями п.п. 4.1.6, 4.2.3 ГОСТ Р 52875-2018; несоответствие конструкций установленных поручней требованиями п.п. 5.3.5, 5.3.7 ГОСТ Р 51261-2022; отсутствие у надземного пешеходного перехода информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из акта обследования объекта социальной инфраструктуры от 19 января 2022 года в составе инженеров Всероссийского общества инвалидов, с участием представителя прокуратуры г.Тюмени, представителя ОАО «РЖД», следует, что надземный пешеходный переход здания в районе пересечения улиц 50 лет ВЛКСМ – Холодильная г.Тюмени имеет ряд отклонений от требований СП 59.13330.2020 (л.д. 11-16).

Согласно ст. 3 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Из содержания п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 703 от 20 ноября 2003 года, следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

В соответствии со ст. 80 «Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

В соответствии с положением п. 4.1.6 ГОСТ Р 52875-2018, предупреждающие тактильные наземные указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению избегать опасностей, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу при передвижении по пешеходным маршрутам территорий общего пользования в населенных пунктах, на объектах транспортной инфраструктуры. Указанное также необходимо в целях устранения помех и столпотворения при основном потоку посетителей.

Как указано в п. 4.2.3 названного ГОСТа, в случае открытых многомаршевых лестниц, не имеющих выходов с лестничных площадок, предупреждающий указатель обустраивается только перед первой ступенью первого марша и последней ступенью последнего марша. На промежуточных лестничных площадках, имеющих один или несколько выходов, тактильные указатели обустраиваются перед всеми выходами.

ГОСТ Р 51261-2022 распространяется на вспомогательные стационарные опорные устройства для маломобильных групп населения, устанавливаемые в общественных зданиях, сооружениях, на территориях общего пользования, при этом согласно его п. 5.3.5, поручни лестниц, за исключением поручня лестницы в лестничной клетке, должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы лестничного маршрута минимум на 300 +/- 30 мм.

Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной - плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стену.

Поскольку, как было установлено в ходе судебного заседания и не оспаривалось, ответчик не принял необходимых мер по устранению выявленных нарушений требований законодательства суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что в соответствии с ч.3 ст. 26 ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01 июля 2016 года исключительно к проектируемым объектам, в то время как объект на перекрестке улиц Холодильная – 50 лет ВЛКСМ г.Тюмени давно введен в эксплуатацию, суд во внимание не принимает, поскольку действующее законодательство регулирует вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а потому организации, независимо от организационно-правовых форм, должны обеспечить условия инвалидам и маломобильным лицам беспрепятственный и безопасный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.

При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Следует отметить, что положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены конституционные гарантии, направленные на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, а потому исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Вместе с тем, суд считает необходимым увеличить срок выполнения возложенных на ответчика обязанностей до 12 месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст.12,56,67,194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить эксплуатацию моста через железнодорожные пути, по адресу: г. Тюмень, перекресток улиц Холодильная и 50 лет ВЛКСМ:

обеспечить визуальное и тактильное обозначение границ лестничных маршей;

привести конструкцию установленных поручней в соответствии с требованиями п.п. 5.3.5, 5.3.7 ГОСТ Р 51261-2022;

оборудовать надземный пешеходный переход информационными табличками с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 января 2023 года.

Председательствующий

судья                                                   (подпись)                               В.Ю. Носова

Копия верна. Подлинник хранится в Калининском районном суде г. Тюмени в материалах гражданского дела № 2-830/2023.

судья                                                                                                  В.Ю. Носова

2-830/2023 (2-9455/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тюменский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени
Судья
Носова Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
kalininsky--tum.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.11.2022Передача материалов судье
02.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Подготовка дела (собеседование)
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2023Дело оформлено
26.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее