Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-25/2024 (2-4550/2023;) ~ М-3817/2023 от 27.07.2023

Дело №...

34RS0№...-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Коротенко Д.И.

при секретаре Киселевой О.В.

с участием истца, представителей прокуратуры, представителя ответчика, третьего лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2024 года в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Краснооктябрьского района в интересах инвалида 1 группы Субботина В. О. к администрации Волгограда о понуждении к заключению договора мены жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах инвалида 1 группы Субботина В. О. к администрации Волгограда о понуждении к заключению договора мены жилого помещения.

Свои требования мотивировали тем, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению инвалида I группы Субботина В. О. о нарушении законодательства о социальной защите инвалидов в части необеспечения благоустроенным жилым помещением, отвечающим потребностям инвалида.

Проведенной проверкой установлено, что Субботин В. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом-колясочником, участник СВО.

На праве собственности Субботину В.О. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ..., г. Волгоград.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда из ГКУ ЦСЗН поступило обращение Субботиной И.С. в интересах инвалида 1 группы Субботина В.О. по вопросу установки пандуса и подъемника по месту проживания инвалида в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., г. Волгоград.

В рамках рассмотрения обращения Субботиной И.С. в интересах Субботина В.О. администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование многоквартирного дома, в котором проживает инвалид в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, по итогам проведения которого составлен акт №... которым установлено отсутствие технической возможности обустройства подъезда многоквартирного жилого дома, в котором поживает Субботин В.О. стационарным пандусом для спуска и наклонным подъемно-трансформируемым устройством. Установлена возможность установки пандуса с крыльца подъезда многоквартирного жилого дома на тротуар.

Так как Субботин В.О. находился на лечении, осмотр многоквартирного жилого дома проведен без его участия (участия его представителя), ДД.ММ.ГГГГ по инициативе администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, в присутствии заявителя, повторно проведено обследование многоквартирного дома, в котором проживает инвалид в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, по итогам проведения которого составлен акт №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Повторно установлено отсутствие технической возможности обустройства подъезда многоквартирного жилого дома, в котором поживает Субботин В.О. стационарным пандусом для спуска и наклонным подъемно-трансформируемым устройством. Установлена возможность установки пандуса с крыльца подъезда многоквартирного жилого дома на тротуар.

Решением №... от ДД.ММ.ГГГГ администрации Краснооктябрьского района Волгограда «Об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» определено о нецелесообразности проведения реконструкции или капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...,г. Волгоград в котором поживает инвалид Субботин В.О., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлено соответствующее заключение №..., которое направлено в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснооктябрьского района на основании заявления представителя Субботина В.О. проведена комиссия по признанию жилого помещения инвалида Субботина В.О. непригодным для проживания.

На основании заключения комиссия по признанию жилого помещения инвалида Субботина В.О. непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Волгограда подготовлен проект постановления о признании жилого помещения №... по ..., г. Волгоград непригодным для проживания инвалида Субботина В.О.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №..., органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за срет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

При этом согласие другой стороны на замену жилого помещения не требуется.

Отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения инвалиду взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, не приспособленного с учетом потребностей инвалида, само по себе не может ограничивать права инвалида на предоставление - жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и отвечающего потребностям инвалида.

Таким образом материалы проверки свидетельствуют о нарушении прав инвалида Субботина В.О. на благоустроенное жилое помещение, отвечающее потребностям инвалида, что послужило основанием для обращения законного представителя в органы прокуратуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В данном случае прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обращается в суд с настоящим иском в защиту нарушенных социальных прав инвалида I группы Субботина В.О. на основании его письменного обращения.

Просит суд обязать администрацию Волгограда предоставить Субботину В. О. в собственность посредством заключения договора мены жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к муниципальному образованию «город-герой Волгоград», приспособленное с учетом потребностей инвалида и равнозначное по общей площади и месторасположению занимаемому непригодному для проживания жилому помещению, расположенному по адресу: ..., г. Волгоград, общей площадью не менее 60 кв.м., с одновременной передачей принадлежащего Субботину В. О. жилого помещения в собственность администрации муниципального образования «город-герой Волгоград».

Истец в судебном заседании на иске настаивал.

Представители прокуратуры в судебном заседании на требованиях настаивали.

Представитель ответчика администрации Волгограда в судебном заседании по иску возражала.

Представитель администрации Краснооктябрьского района Волгоградской области в судебном заседании по иску возражал.

Представители третьих лиц Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, ПАО Банк Открытие, представитель Комитета строительства по Волгоградской области, ФГКУ « Росвоенипотека», Администрации Волгоградской области, представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены, от ПАО Банк Открытие поступил письменные отзыв по иску, возражает, просит отказать.

Представитель ФГКУ « Росвоенипотека» предоставил письменный отзыв, согласно которому указывает, что в настоящее время ФГКУ «Росвоенипотека» продолжает осуществлять платежи в счет погашения обязательств по кредитному договору №... от ДД.ММ.ГГГГ, т.е в счет оплаты квартиры расположенной по адресу: ..., г. Волгоград. В случае поступления в ФГКУ «Росвоенипотека» из регистрирующего органа Министерства обороны РФ сведений об исключении Субботина В. О. из реестра участников НИС по основанию увольнения по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (категория годности д) средства целевого жилищного займа, перечисленные в Банк с именного накопительного счета участника НИС в качестве первоначального взноса и ежемесячных платежей в счет обязательств по ипотечному кредиту не будут подлежать возврату в ФГКУ «Росвоенипотека». ФГКУ «Росвоенипотека» произведет единовременно погашение задолженность по кредитному договору, заключённому Субботиным В.О. направленные на погашение регистрационной записи о залоге в пользу Российской Федерации. После единовременного погашения ипотечного кредита, залог в пользу Банка так же будет погашен.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указано в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 и пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьям 14, 19 Жилищного кодекса РФ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих на его территории и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению в пределах их полномочий условий для осуществления гражданами права на жилище, состоящая, в том числе в обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, и защите прав и законных интересах граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных условиях.

В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 689-0-0 указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления, как наиболее приближенного к населению уровня власти, в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Финансирование деятельности органов округа о понуждении предоставить жилое помещение, соответствующее требованиям законодательства для проживания инвалида.В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направления на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства, определяется Модельным законом «О социальной защите инвалидов» (принят ДД.ММ.ГГГГ в ... на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление №...).

В соответствии с п. 6 ст. 22 названного модельного закона жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В силу п. 2 ст. 12 ЖК РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется: посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 5 названного Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительные взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

В силу пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", согласно которому основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников накопительно-ипотечной системы является исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Из материалов гражданского дела следует, Субботин В. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом-колясочником, участник СВО, получивший ранение в ходе участия в боевых действиях.

На праве собственности Субботину В.О. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ..., г. Волгоград, квартира находится на 9 этаже.

Указанное жилое помещение находиться в залоге у ПАО Банк Открытие по кредитному договору от №... от ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках рассмотрения обращения Субботиной И.С. в интересах Субботина В.О. администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование многоквартирного дома, в котором проживает инвалид в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, по итогам проведения которого составлен акт №... которым установлено отсутствие технической возможности обустройства подъезда многоквартирного жилого дома, в котором поживает Субботин В.О. стационарным пандусом для спуска и наклонным подъемно-трансформируемым устройством. Установлена возможность установки пандуса с крыльца подъезда многоквартирного жилого дома на тротуар.

ДД.ММ.ГГГГ по инициативе администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, в присутствии заявителя, повторно проведено обследование многоквартирного дома, в котором проживает инвалид в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, по итогам проведения которого составлен акт №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Повторно установлено отсутствие технической возможности обустройства подъезда многоквартирного жилого дома, в котором поживает Субботин В.О. стационарным пандусом для спуска и наклонным подъемно-трансформируемым устройством. Установлена возможность установки пандуса с крыльца подъезда многоквартирного жилого дома на тротуар.

Решением №... от ДД.ММ.ГГГГ администрации Краснооктябрьского района Волгограда «Об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» определено о нецелесообразности проведения реконструкции или капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...,1 г. Волгоград в котором поживает инвалид Субботин В.О., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлено соответствующее заключение №..., которое направлено в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснооктябрьского района на основании заявления представителя Субботина В.О. проведена комиссия по признанию жилого помещения инвалида Субботина В.О. непригодным для проживания.

На основании заключения комиссия по признанию жилого помещения инвалида Субботина В.О. непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Волгограда подготовлен проект постановления о признании жилого помещения №... по ..., г. Волгоград непригодным для проживания инвалида Субботина В.О.

Указанное подтверждается материалами дела.

Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... (далее - Положение) оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В соответствии с п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу п. 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Согласно п. 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

В соответствии с п. 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей- инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид,обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно п. 4 Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид,осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении.

В соответствии с п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которые проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

Подпунктами «д» и «е» п. 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:

- выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

- перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Согласно п. 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подп. «б» п. 17 Правил.

Пунктом 21 Правил определено, что заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования, общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... жилое помещение, расположенное по адресу: Волгоград, ул. им. Германа Титова, ..., являющееся собственностью Субботина В.О., признано непригодным для проживания инвалида.

Пунктом 2 указанного постановления Субботину В.О. рекомендовано обратиться в комитет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Субботину В.О. составом семьи 3 человека, отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Пунктом 8 Правил проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583/пр (далее - Правил), определено, что в случае, если жилое помещение, в котором проживает инвалид, находится в собственности инвалида и (или) членов семьи инвалида и в акте обследования отражены замечания и предложения гражданина, являющегося инвалидом, либо его законного представителя, проживающих в жилом помещении членов семьи инвалида, присутствующих при обследовании жилого помещения, выраженные их согласием на предоставление инвалиду и (или) членам семьи инвалида в собственность нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида и равнозначного по общей площади и месторасположению занимаемому жилому помещению, при условии одновременной передачи принадлежащего инвалиду и (или) членам семьи инвалида жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, определение потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения осуществляется с учетом кадастровой стоимости подлежащего передаче в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, в котором проживает инвалид.

Суд полагает, что исходил из соблюдения конституционных жилищных прав граждан, не допущения их ухудшения, предоставляемое жилье должно соответствовать техническим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, отвечать его предназначению.

При наличии приведенных обстоятельств, суд полагает, что доводы истца, прокурора основаны на нормах действующего законодательства РФ, а соответственно, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Краснооктябрьского района в интересах инвалида 1 группы Субботина В. О. к администрации Волгограда о понуждении к заключению договора мены жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать администрацию Волгограда предоставить Субботину В. О. в собственность посредством заключения договора мены жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к муниципальному образованию «город-герой Волгоград», приспособленное с учетом потребностей инвалида и равнозначное по общей площади и месторасположению занимаемому непригодному для проживания жилому помещению, расположенному по адресу: ..., г. Волгоград, общей площадью не менее 60 кв.м., с одновременной передачей принадлежащего Субботину В. О. жилого помещения в собственность администрации муниципального образования «город-герой Волгоград».

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

...

...

2-25/2024 (2-4550/2023;) ~ М-3817/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда
Субботин Вадим Олегович
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
ФГКУ Росвоенипотека
Администрация Волгоградской области
комитет строительства Волгоградской области
Администрация Краснооктябрьского района Волгограда
Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда
ПАО Банк Открытие
Министерство обороны РФ
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Коротенко Дмитрий Иванович
Дело на странице суда
zent--vol.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2023Предварительное судебное заседание
15.09.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее