Дело № 2-3429/2020
21RS0025-01-2020-003590-56
Р Е Ш Е Н И Е
(з а о ч н о е)
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ишуткина Н.В.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Л.В.,
с участием помощника прокурора Калининского района города Чебоксары Киркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары к ООО «Вега» о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела,
у с т а н о в и л:
прокурор Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики (далее – истец, прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц ООО «Вега» о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в помещении трикотажного магазина «Алёна» по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Калининского района г.Чебоксары совместно с КРО Чувашской Республики ОР Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Земельный участок категории земель: земли населённых пунктов, разрешённого использования: для эксплуатации 1-этажного мини магазина средств связи, общей площадью 285 кв.м, по адресу: <адрес>, одно из нежилых помещений на котором используется по договору аренды между ООО «Вега» и ИП Софроновым П.Н. как трикотажный магазин «Алёна» и находится в собственности ООО «Вега».
В силу характера оказываемых услуг населению магазин, расположенный по указанному адресу, является объектом социальной инфраструктуры, и в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ), Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", не оборудована для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Нормы действующего законодательства (п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») предписывают оборудование объектов социального и иного назначения условий для беспрепятственного доступа.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчиков создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение трикотажного магазина по адресу: <адрес> путем установления пандуса и поручня в соответствии с п. 4.1.14, п.5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2012.
На судебном заседании помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики Киркина Н.В. иск поддержала.
Ответчик в судебное заседание не обеспечил явку представителя по неизвестным суду причинам, согласно распечатки с сайта отслеживания почтовых отправлений имела место попытка вручения судебного уведомления о месте и времени судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ г., в настоящий момент письмо ожидает адресата в месте вручения.
Третье лицо Калининская районная организация Чувашской Республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, ИП Софронов П.Н. представителя в суд не направили, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять возложенные на них обязанности.
Согласно ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает и не находится.
В силу ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Установлено, что в нежилом помещении по адресу: <адрес>, находится как трикотажный магазин «Алёна».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, земельный участок, на котором находится указанный магазин принадлежит ответчику ООО «Вега» (л.д. 8).
Как следует из представленных фотографий (л.д. 6-7), в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года №605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2012), вход в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 22 «А», не оборудовано беспрепятственным доступом для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» Министерство регионального развития РФ Приказом от 27 декабря 2011 года № 605 утвердило и ввело в действие с 1 января 2013 года свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012) (далее - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Согласно пунктам 5.1.1, 4.1.14 Свода правил, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В силу п. 1.2 указанного свода правил, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Поскольку принадлежащие ответчику помещения используются в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, они должны быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, ответчиком должен быть обеспечен беспрепятственный доступ.
Исключение из этого правила законодатель допускает только в единственном случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, тогда, по согласованию с общественными объединениями инвалидов, допускается осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Общие требования по обустройству пандуса предусмотрены в пунктах 4.1.14 - 4.1.16 СНиПа 35-01-2001. В частности, в них установлено, что наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1: 20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно относительно прилегающей поверхности.
Анализ положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и Свода правил показывает, что пандус является элементом строительной конструкции здания. Сооружение пандуса у входа в здание не относится к реконструкции объекта капитального строительства.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у ответчика реальной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание, что в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, ответчик независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, и учитывая, что обязанность по соблюдению отраслевых норм и правил, действующих в отношении спорного объекта, возложена на ответчика, доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности приспособить парикмахерскую для нужд инвалидов в соответствии с требованиями свода правил СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261 стороной ответчика не представлено, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198, 234-238 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать ООО «Вега» (..., <адрес>) создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение трикотажного магазина «Алёна», расположенное по адресу: <адрес> путем установления кнопки вызова, стилизованной значком «Инвалид» (высота 0,85 м, расстояние до ближайших выступов на менее 0,4 м) в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2012.
Взыскать в пользу местного бюджета с ООО «Вега» государственную пошлину 6 000,00 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ