Дело № 12-80/2022 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Облучье 22 июля 2022 года
Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области Суржикова А.В.,
с участием:
представителя административного органа ГУ МЧС России по ЕАО Воропаева Н.М.,
помощника прокурора Облученского района Сенотовой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области», юридический адрес: Еврейская автономная область, <адрес>А ИНН 7902004503 ОГРН 1027900559785,
с жалобой начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» Кузьмичева С.М. на постановление главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору Дубовцева Я.Г. № 50 от 16.06.2022 о привлечении к административной ответственности,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору Дубовцева Я.Г. № 50 от 16.06.2022 федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» (далее – ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО) привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
На данное постановление начальником ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО Кузьмичевым С.М. принесена жалоба, в которой заявитель просит обжалуемое постановление отменить, в случае признания постановления законным уменьшить размер наложенного штрафа. Жалоба мотивирована тем, что учреждение является казенным, финансируется за счет федерального бюджета. Согласно доведенным лимитам ФСИН России на обеспечение пожарной безопасности на 2022 год учреждению УИС области доведено финансирование на ремонт, монтаж и обслуживание автоматической пожарной сигнализации, обеспечение противопожарного режима ФКУ ИК-10 в сумме 180 000 рублей. На выделенные денежные средства заключены контракты на обслуживание пожарной сигнализации, на проведение огнезащитной обработки стропильной системы крыши общежития №, в стадии подписания находится контракт на перезарядку огнетушителей, лимиты бюджетных обязательств, выделенные на обеспечение пожарной безопасности на 2022 год, учреждением использованы в полном объеме. Руководством учреждения неоднократно направлялись запросы о выделении денежных средств для приведения объектов учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, 25.03.2022 в соответствии с предписанием отдела надзорной деятельности по Облученскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ЕАО от 03.03.2022 № 23/3 в территориальный орган направлен дополнительный запрос о выделении денежных средств на эти цели, однако денежные средства не выделены. В связи с тем, что денежные средства выделяются в недостаточном количестве, у учреждения отсутствует возможность привести здания и сооружения в соответствие с обязательными требованиями пожарной безопасности. Полагает, что отсутствие денежных средств на уплату административного штрафа, негативных последствий и вреда, причиненного жизни и здоровью людей, незамедлительное устранение выявленных недостатков в части, позволяет признать правонарушение малозначительным.
В судебное заседание представитель ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО не явился, о дате, времени и месте судебного заседания учреждение извещено своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Представитель ГУ МЧС России по ЕАО Воропаев Н.М., помощник прокурора Сенотова В.В. в судебном заседании просили оспариваемое постановление оставить без изменения.
Изучив жалобу и письменные материалы, заслушав доводы участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
В соответствие с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 13 Правил при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
В силу пп. «е» п. 16 Правил на объектах защиты запрещается проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода).
Руководитель организации обеспечивает наличие на противопожарных дверях и воротах и исправное состояние приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.
В соответствии с пп. «а» п. 35 Правил запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия;
Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 48 Правил).
Согласно п. 54 Правил на объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
В силу п. 60 Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности предусмотрено ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Приказами МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", от 20.06.2003 № 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)"; от 25.03.2009 № 173 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"; от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...")
Согласно п. 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
В соответствии с п. 3.21 НПБ 104-03 настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
Как следует из материалов дела, 28.04.2022 прокуратурой ЕАО с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Облученскому району ГУ МЧС России по ЕАО проведена проверка в ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО, по результатам которой выявлены нарушения, а именно:
- в здании «Общежитие №» Литер: В, В1, инвентарный №; здание «Общежитие №» Литер: Б, Б1, инвентарный №; здание «Общежитие №» Литер: Е, Е1, инвентарный №; здание «Общежитие на 100 мест», инвентарный №, здание «Церковь» Литер: 3, инвентарный №; здание «Штрафной изолятор» Литер: С, инвентарный №; здание «Столовая» Литер: Д, инвентарный №; здание «Баня - санпропускник», инвентарный №; здание «СУОН» Литер: Г, инвентарный №; здание «Мебельный цех» Литер: Ш, инвентарный №; здание «Ремонтно - механическая мастерская» Литер: Н, инвентарный №; здание «Цех лесопиления» Литер: Ж, инвентарный №; здание «Автогараж» Литер: Г, инвентарный № не осуществлены проверки состояний огнезащитных покрытий строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ
- в здании «Мебельный цех» Литер: Ш, инвентарный №, на общей площади 3570,8 м2; в здании «Ремонтно - механическая мастерская» Литер: Н, инвентарный №, на общей площади 505,3 м2; в здании «Цех лесопиления» Литер: Ж, инвентарный №, на общей площади 1686,3 м2; в здании «Автогараж» Литер: Г, инвентарный №, на общей площади 949,3 м2; в здании «Общежитие №», а именно: в помещении «жилая секция», общая площадь 38,0 м2 (номер по плану строения - 9); в помещении «жилая секция», общая площадь 53,5 м2 (номер по плану строения - 15) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
- в здании «Общежитие №» Литер: Б, Б1, инвентарный №, а именно: на 1 этаже в помещении «комната хранения вещей» (номер по плану строения - 13) проведено изменение объемно - планировочного решения, в результате которого уменьшилась зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации);
- в здании «Общежитие №» Литер: В, В1, инвентарный №; здание «Общежитие №» Литер: Б, Б1, инвентарный № не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация), в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем;
- в здании «Общежитие №» Литер: Б, Б1, инвентарный №, а именно: на 1 этаже в помещении «комната хранения вещей» (номер по плану строения - 13) эксплуатируются электропровода с видимыми нарушениями изоляции (на светильнике);
- в здании «Общежитие №» Литер: В, В1, инвентарный №; в здании «Общежитие №» Литер: Б, Б1, инвентарный №; в здании «Общежитие №» Литер: Е, Е1, инвентарный №; в здании «Столовая» Литер: Д, инвентарный № наружные эвакуационные лестницы не соответствуют предъявляемым нормам;
- на объекте защиты не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствование и своевременной замены первичных средств пожаротушения (огнетушители №№, 19, 32, 57, 58, 74, 85, 92, 100, 117;
- в здании «Общежитие №» Литер: Е, Е1, инвентарный № на 1 и 2 этажах в коридорах настенные речевые оповещатели расположены на расстоянии менее чем 150 мм от потолка до верхней части оповещателя (п. 3.21 НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;
- в здании «Общежитие на 100 мест», инвентарный № (ПК-1 на 1 этаже, ПК-2 на втором этаже) не организовано проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в здании «Общежитие на 100 мест», инвентарный № на дверях лестничных клеток на 1 и 2 этажах не обеспечено наличие приспособлений для самозакрывания.
Факт совершения нарушения ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО исполнения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами: письмом начальника ОНДиПР по Облученскому району УНДиПР ГУ МЧС России по ЕАО Я.Г. Дубвцева от 05.05.2022, объяснением законного представителя ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО Кузьмичева С.М.; постановлением прокурора ЕАО о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2022 года, постановлением об административном правонарушении № 50 от 16.06.2022.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО в совершении вмененного учреждению административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Вывод о наличии в действиях ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую правовую оценку в постановлении должностного лица.
Доводы жалобы о том, что у учреждения отсутствует возможность привести в соответствие здания и сооружения в соответствии с требованиями пожарной безопасности из-за отсутствия финансирования на правовую оценку деятельности учреждения не влияют.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о принятии ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО исчерпывающих мер, направленных на надлежащее соблюдение требований пожарной безопасности.
Так, в материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении № 109 от 13.11.2018 года, согласно которому ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО за аналогичные нарушения требований пожарной безопасности привлечено по ч. 1 ст. 20.4 КоАП с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Доводы жалобы о том, что ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО обращалось в территориальный орган ФСИН России за выделением дополнительного финансирования на устранение нарушений в сфере пожарной безопасности, однако финансирование не произведено, ничем не подтверждены.
Таким образом, действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1).
Рассматривая вопрос об уменьшении размера наложенного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд не находит оснований для этого, поскольку должностным лицом административного органа назначено наказание в виде штрафа в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд так же не находит оснований для применения в данном деле положений ст.2.9 КоАП РФ в виду нижеследующего.
Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного деяния. Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.
Указанные в постановлении должностного лица объекты проверки предусматривают массовое пребывание людей и, следовательно, допущенные на данных объектах вышеуказанные нарушения в области пожарной безопасности, в силу возможных негативных последствий, представляют собой реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью находящихся в них людей.
При таком положении, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения к спорным отношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Поскольку при производстве по делу нарушений норм материального права, существенных процессуальных требований не допущено, оснований для изменения, отмены постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору Дубовцева Я.Г. № 50 от 16.06.2022 в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области»- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.
Судья А.В. Суржикова