Дело № 2- 3579/2016 12 сентября 2016 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шиляковой Н.В.,
при секретаре Филипьевой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Котласе Архангельской области гражданское дело по иску Климова Н.Н. к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании права на предоставление жилого помещения, о понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставлении жилого помещения,
установил:
Климов Н.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее по тексту – администрация МО «Котласский муниципальный район») о признании за ним права на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование исковых требований указал, что является лицом из числа детей-сирот, так как отец К.Н. умер __.__.__, мать П.В. умерла __.__.__. Ранее закрепленное жилое помещение по адресу: ...., в .... году признано непригодным для проживания, а предоставленное в .... году жилое помещение по адресу: .... находится в пользовании других лиц (В.Л., Л.А..).
В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования, просит признать за ним право на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот, обязать ответчика включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставить жилое помещение на территории .... района.
В судебное заседание истец Климов Н.Н., представитель ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район», представители органа опеки и попечительства администрации МО «Котласский муниципальный район», третьих лиц Министерства финансов Архангельской области, Министерства образования и науки Архангельской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Рассмотрев исковое заявление, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством обязанность обеспечить лицо из числа детей-сирот вне очереди жилым помещением по договору социального найма возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В п. 1 ст. 4 Федерального закона №15-ФЗ указано, что он вступает в силу с 1 января 2013 года.
Жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Областном законе Архангельской области Закона Архангельской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» № 591-36-ОЗ от 17.12.2012 (далее по тексту - Областной закон №591-36-ОЗ).
Жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст.13 Областного закона №591-36-ОЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Областного закона №591-36-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Таким образом, с 1 января 2013 года подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании п. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. По достижении 23 лет право на получение специализированного жилого помещения имеют лица, поставленные органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Климов Н.Н., __.__.__ года рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец К.Н. умер __.__.__, мать П.В. умерла __.__.__.
На основании постановления администрации .... района от __.__.__ № за Климовым Н.Н. закреплена жилая площадь по адресу: .....
Из пояснений истца, данных в ходе предварительного судебного заседания, материалов дела следует, что Климов Н.Н. воспитывался школе-интернате .... до __.__.__. В период с __.__.__ по __.__.__ обучался в ПУ № ..... В период с .... года по .... год обучался в Агропромышленном лицее № в ...., проживал в общежитии училища.
В .... году ему было предоставлено жилое помещение по адресу: ...., в которой он зарегистрирован с __.__.__. Из пояснений истца следует, что указанное жилое помещение было предоставлено в связи с тем, что в закрепленном жилом помещении проживала другая семья, оно находилось в непригодном для постоянного проживания состоянии. Фактически он в предоставленную квартиру не вселялся, так как в то время ему требовалась только регистрация по месту жительства. После окончания обучения в .... году и возвращения в .... он обнаружил, что в квартире по адресу: ...., живут чужие люди, в нем зарегистрирована по месту жительства В.Л. В администрации поселка ему пообещали предоставить другое жилое помещение, но не предоставили.
Согласно копии поквартирной карточки в жилом помещении по адресу: .... __.__.__ зарегистрирована В.Л., а с __.__.__ – Л.А.
Согласно сообщению МУП «ЖКХ «....» от __.__.__ в адрес отдела образования МО «.... район» Климову Н.Н., проживающему по адресу: .... будет предоставлена другая жилая площадь в замен пришедшей в негодное состояние.
В установленном порядке указанное жилое помещение было признано непригодны для постоянного проживания только в .... году (заключение МВК от __.__.__).
В связи с окончанием обучения в .... году администрация Агропромышленного лицея № обращалась в отдел образования МО «.... район» с просьбой решить вопрос о предоставлении жилого помещения Климову Н.Н.
В своем ответе от __.__.__ отдел образования администрации МО «.... район» указало, что жилое помещение, в котором он зарегистрирован (....) будет предоставлено Климову Н.Н. после окончания учебы в АПЛ №.
Таким образом, в .... году администрацией МО «....» истцу было предоставлено жилое помещение, которое не являлось свободным, так как в нем проживала и была зарегистрирована В.Л., что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по обеспечению органом местного самоуправления жилым помещением во внеочередном порядке истца К.Н., закрепленное жилое помещение которого находилось в неудовлетворительном состоянии и являлось не пригодным для постоянного проживания.
Другими жилыми помещениями истец до настоящего времени не обеспечен, жилых помещений на праве собственности истец не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии информации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от __.__.__.
Из искового заявления следует, что в период с .... года по .... год истец проживал в .... у знакомых, ожидая предоставления жилого помещения, периодически обращаясь в поселковую администрацию по жилищному вопросу. С .... года по .... год проживал в .... .... района, с .... по .... проживал в .... у знакомых. На его обращения в администрацию поселка ему отвечали о невозможности предоставить жилье, так как свободные жилые помещения отсутствуют. С .... года истец работает вахтовым методом в ...., приезжая в .... район, проживает у знакомых.
В соответствии с постановлением Главы МО «....» от __.__.__ № Климов Н.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания, но он не был поставлен своевременно на учет нуждающихся в жилом помещении по уважительной причине, а именно в результате незаконного бездействия с .... года органа местного самоуправления, обязанного обеспечить истца после окончания образовательного учреждения и достижения возраста 18 лет жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и свободным от прав третьих лиц. Кроме того, компетентным органом местного самоуправления, осуществляющим надзор за соблюдением прав детей-сирот на жилое помещение, не было предпринято мер по сохранению за ним ранее занимаемого жилого помещения в пригодном для проживания состоянии, либо постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Неисполнение органом местного самоуправления надлежащим образом своих обязанностей не может являться основанием для лишения в последующем лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.
На основании изложенного исковые требования Климова Н.Н. о признании за ним права на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, возложении на администрацию МО «Котласский муниципальный район» обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины истец не настаивает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Климова Н.Н. удовлетворить.
Признать за Климовым Н.Н. право на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» включить Климова Н.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории .... муниципального района.
Обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» предоставить Климову Н.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, в виде жилого дома или квартиры, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «.... муниципальный район», за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Н.В.Шилякова