Дело № 5-188/2022 Резолютивная часть постановления
УИД № оглашена 01.03.2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Березники 4 марта 2022 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Петрова Е.А.,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, - Ширяевой Е.К.,
рассмотрев в помещении Березнковского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
должностного лица – главного специалиста по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К. , .....,
у с т а н о в и л:
..... главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ..... Е.В. в отношении должностного лица - главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что ..... с 10:50 до 13:30 в присутствии главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К. была проведена проверка выполнения предписания № от ..... по месту фактического осуществления деятельности: ...... В ходе проверки установлено, что главным специалистом по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К. частично выполнен пункт 2 предписания от ..... №: на момент проверки организации проведения термометрии при входе на объекты строительства перед началом смены на позиции 4 квартал 6 (.....) представлен журнал «измерения температуры тела работников организации на рабочих местах СМУ квартал 6 (поз.4)», последняя запись в котором сделана ....., что является нарушением требований ст.ст. 10, 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1.1 МР 3.1/2.2.0170/3-20 от 07.04.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников», п.п. 3.4, 3.5 МР 3.1/2.2.0172/5-20 от 20.04.2020 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»; частично выполнен пункт 11 предписания: часть работников осуществляла деятельность без средств защиты органов дыхания или в неправильно применяемых медицинских масках (не закрыт нос) на ..... (позиция 6, квартал 10), при одномоментном пребывании в одном помещении двух человек, что является нарушением требований ст.ст. 10, 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 2.14 МР 3.1/2.2.0170/3-20 от 07.04.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников», п. 4.10 МР 3.1/2.2.0172/5-20 от 20.04.2020 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», п. 8.10.3 (приложение № 7) МР 3.1.0140-18 «Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекцией».
Ширяева Е.К. в судебном заседании с вменённым правонарушением согласилась, в содеянном раскаялась, указала, что все выявленные должностным лицом нарушения были немедленно устранены. Просила назначить наказание ниже низшего размера, учитывая её материальное положение.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, заслушав Ширяеву Е.К., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52–ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями предусматривает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52–ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52–ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52–ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (п. 5.1.1).
В пункте 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52–ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
В соответствии с п. 1.1 Методических рекомендаций 3.1/2.2.0170/3-20 от 07.04.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников» организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.).
Согласно п. 2.14 Методических рекомендаций 3.1/2.2.0170/3-20 от 07.04.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников» усилить контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов.
В соответствии с п. 3.4, п. 3.5 Методических рекомендаций 3.1/2.2.0172/5-20 от 20.04.2020 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника; опрос с уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4.10 Методических рекомендаций 3.1/2.2.0172/5-20 от 20.04.2020 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» обеспечение работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток.
Согласно п. 8.10.3 методических рекомендаций 3.1.0140-18 «Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекцией» в местах скопления людей и при близком контакте с ними надевать медицинскую маску, защищающую нос и рот, и своевременно ее менять (приложение 7).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ..... в отношении ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» заместителем главного государственного санитарного врача по ..... Е.Б., в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, предотвращением угрозы распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, было вынесено предписание № о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий всего по 20 пунктам, в соответствии с которым юридическому лицу предписывалось провести ряд мероприятий, направленных на недопущение возникновения угрозы распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19), в том числе: организовать ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками инфекционного заболевания; уточнением состояния здоровья работников и лиц, проживающих вместе с ними, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта РФ (опрос, анкетирование и т.п.) (пункт 2); обеспечить контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания от воздействия вредных производственных факторов, а также за применением и правильным использованием средств индивидуальной защиты (маски с учетом сменяемости 1 раз в 3 часа, перчатки) сотрудниками ООО «Дом.59», повторное использование одноразовых масок, а также использование увлажняющих масок не допускается (пункт 11).
..... в ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» посредством электронной почты было направлено предписание главного государственного санитарного врача по ..... Е.Б. от ..... № о необходимости проведения при осуществлении деятельности дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, вынесенным в соответствии со ст.ст. 29, 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (л.д. 17).
Согласно акта проверки выполнения предписания от ..... №, в ходе проверки ..... с 10:50 до 13:30 установлено, что с момента выдачи предписания ..... № ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» частично выполнен пункт 2 предписания: на момент проверки организации проведения термометрии при входе на объекты строительства перед началом смены на позиции 4 квартал 6 (.....) представлен журнал «измерения температуры тела работников организации на рабочих местах СМУ квартал 6 (поз.4)», последняя запись в котором сделана ....., что является нарушением требований ст.ст. 10, 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1.1 МР 3.1/2.2.0170/3-20 от 07.04.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников», п.п. 3.4, 3.5 МР 3.1/2.2.0172/5-20 от 20.04.2020 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»; частично выполнен пункт 11 предписания: часть работников осуществляла деятельность без средств защиты органов дыхания или в неправильно применяемых медицинских масках (не закрыт нос) на ..... (позиция 6, квартал 10), при одномоментном пребывании в одном помещении двух человек, что является нарушением требований ст.ст. 10, 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 2.14 МР 3.1/2.2.0170/3-20 от 07.04.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников», п. 4.10 МР 3.1/2.2.0172/5-20 от 20.04.2020 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», п. 8.10.3 (приложение № 7) МР 3.1.0140-18 «Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекцией».
Согласно приказа директора ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» С.В. ответственным лицом по исполнению выданного предписания Роспотребнадзора на весь период действия назначена главный специалист по охране труда Ширяева Е.К. (л.д. 49).
Следовательно, ответственность за выявленные нарушения санитарного законодательств РФ возлагается на должностное лицо - главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяеву Е.К.
Вина должностного лица Ширяевой Е.К., выразившаяся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания в части предоставления информации по принятым мерам подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ..... № (л.д. 15-16); актом проверки выполнения предписания № от ..... (л.д. 32-34); фотоматериалом (л.д. 35-48).
Оснований полагать, что у главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К. отсутствовала возможность для соблюдения требований должностного лица, вытекающих из его полномочий, за нарушение которых ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К., не допущено.
Неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К., не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К., является раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность главного специалиста по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К., не установлено.
Обсуждая вопрос о виде административного наказания, прихожу к следующим выводам.
Оснований для признания совершенного должностным лицом Ширяевой Е.К. правонарушения малозначительным не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении наказания должностному лицу Ширяевой Е.К. учитываю характер совершенного административного правонарушения, её имущественное положение, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Исходя из положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.3 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, считаю возможным назначить должностному лицу – главному специалисту по охране труда ООО «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяевой Е.К. наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в размере 25 000 рублей.
Указанное наказание согласуется с его предупредительными целями, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
признать должностное лицо - главного специалиста по охране труда Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Дом.59» Ширяеву Е.К. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного Кодекса.
Реквизиты для уплаты штрафа: Управление Федерального Казначейства по ..... (Управление Роспотребнадзора по .....), ИНН ....., КПП ....., Отделение .....//УФК по ....., БИК ....., р/с ....., к/с ....., ОКТМО ....., код БК ......
Частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) Е.А.Петрова
Копия верна. Судья