УИД: 07RS0№-31 №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ г.о. Баксан
Судья Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Бекулов М.А. при подготовке к рассмотрению поступившего из ОГИБДД МО МВД России «Баксанский» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении ККХ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленному инспектором ДПС ОВ ОГИБДД ОМВД России по «Баксанский» КАХ, ДД.ММ.ГГГГ в 20:30, ККХ, двигаясь по ФД «Кавказ» со стороны <адрес> в направлении <адрес> на 414км.+640м. на автомобиле Тойота с государственным регистрационным знаком Н868КН07, проехал на запрещающий сигнал светофора и при осуществлении поворота налево не уступил дорогу автомобилю Лада Гранта с государственным регистрационным знаком Р945КХ07 под управлением ЖАХ, который двигался со стороны <адрес> в направлении <адрес> и выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, тем самым причинив легкий вред здоровью.
Судья, изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 29.1 КоАП РФ установлено, что судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из системного толкования ст. 26.2, 29.1 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении является доказательством по делу об административном правонарушении, на основании которого судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Правильность составления протокола об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо обязаны проверить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела; при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Согласно ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 2.500 до 5.000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, заключается в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшем причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, подлежит установлению нарушение каких-либо требований Правил дорожного движения Российской Федерации, которое повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не указано, какой конкретно пункт Правил дорожного движения Российской Федерации был нарушен ККХ, повлекший причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, не указаны, какие именно телесные повреждения получил потерпевший. При этом не указание в протоколе об административном правонарушении пунктов Правил дорожного движения, содержащих запреты или разрешения, влекущие ответственность за их нарушение, свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных выше норм, изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Вместе с тем, в протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом внесены изменения при указании даты совершения административного правонарушения и места регистрации привлекаемого лица.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения процессуальных действий, связанных с внесением изменений в протокол об административном правонарушении, о внесении этих изменений он не был уведомлен.
Сведений о том, что указанные исправления в протокол были внесены в присутствии ККХ, представленные материалы не содержат.
О внесении указанных изменений не проинформирован и потерпевший, чьи права также затрагиваются, ему не предоставлена возможность ознакомления с изменениями, вносимыми в протокол об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по их содержанию.
Кроме того, представленный материал содержит копии документов, не заверенных должным образом: протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЖАХ по ст. 12.33 КоАП РФ (л.д. 16); постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЖАХ ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (л.д. 17); постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ККХ по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (л.д. 18), постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЖАХ по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ (л.д. 19); постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ККХ по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ (л.д. 20).
Также в деле имеется объяснение ККХ (л.д. 15), в котором нет сведений о лице, отбиравшем эти объяснения, не поставлена его подпись.
Из акта <адрес> освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ККХ (л.д. 13), следует, что в него внесены изменения в присутствии водителя ККХ, при этом его подпись не поставлена.
В материалах дела содержится заключение проверки по результатам рассмотрения жалобы ЖАХ (л.д. 39-41) без даты.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОВ ДПС ОГИБДД МО МВД России «Баксанский» БРХ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и административном расследовании в отношении ККХ по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Часть 3.1 этой же статьи гласит, что копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Между тем, соответствующая запись о разъяснении ККХ, а также потерпевшему ЖАХ прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
Расписок о вручении ККХ и потерпевшему ЖАХ копии определения от ДД.ММ.ГГГГ в материале не имеется, как и каких-либо сведений о разъяснении им их прав, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ДПС ОВ ГИБДД МО МВД России «Баксанский» БРХ вынесено определение о назначении медицинской судебной экспертизы по данному делу.
Из ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ следует, что до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Вместе с тем, вопреки требованиям ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ, до направления экспертизы на исполнение лицо, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, не выполнило свою обязанность по разъяснению права, в том числе, право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключений эксперта.
Вышеуказанные нарушения являются существенными и не могут быть устранены и восполнены в полном объеме при рассмотрении дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.24 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░